Образование Без скучных лекций и мороки с поиском работы: как учат айтишников в Челябинске

Без скучных лекций и мороки с поиском работы: как учат айтишников в Челябинске

Что такое проектный практикум, зачем нужен iLab и кого вербуют работодатели с третьего курса

В ИИТ в процесс образования интегрирована практика

Любопытные цифры озвучили аналитики на Петербургском экономическом форуме. Исследование банковского сектора показало, кто такие миллионеры новой волны. Оказалось, что 40% от общего числа состоятельной публики страны с высоким доходом и крупными суммами на счетах — это молодые люди, владельцы или сотрудники ИТ-компаний, программисты. Чтобы иметь хороший заработок и быть востребованным в любой компании мира, живя в Челябинске, южноуральские абитуриенты поступают в Институт информационных технологий Челябинского госуниверситета. В разгар приемной кампании трое выпускников вуза рассказали, как начали работать с первого курса, какие проекты придумали еще на студенческой скамье и как учились в атмосфере творчества в тесной связке с работодателем.

Студенты первых курсов бакалавриата уже на примете у работодателей, ИТ-компании готовы ставить молодежи задачи и платить зарплату

Институт информационных технологий ЧелГУ осуществляет подготовку бакалавров по ряду направлений.

Очная форма обучения:
1. Бизнес-информатика.
2. Программная инженерия.

Очно-заочная форма обучения:
1. Бизнес-информатика.
2. Фундаментальная информатика и информационные технологии.

Заочная форма обучения:
1. Прикладная информатика.
2. Программная инженерия.

Институт информационных технологий ЧелГУ реализует подготовку магистров по трем направлениям.

Очная форма обучения:
1. Информатика и вычислительная техника.
2. Фундаментальная информатика и информационные технологии.

Очно-заочная форма обучения:
1. Бизнес-информатика.

Татьяна Гайфутдинова — выпускница бакалавриата и магистратуры направления «Бизнес-информатика»:


«В 2021 году абитуриент может сказать: "Мне скучно учиться. Я хочу выбирать тех, кто обеспечит мне ту же интенсивность вовлечения в образовательный процесс, которую дают игры, сериалы и другие онлайн-элементы". Обучаясь в ИИТ, мы получали высокую вовлеченность, переживания и опыт практиков».

Татьяна Гайфутдинова — выпускница бакалавриата и магистратуры направления «Бизнес-информатика»

О доступности поступления и чутком отношении

— Когда я приняла решение идти учиться в ИИТ ЧелГУ (способности и сильная подготовка в школе позволили Татьяне поступить на бюджет), я пришла в приемную комиссию, здесь меня встретили ребята-студенты и подробно рассказали о возможностях проектного обучения. Это для меня было принципиально важным, поскольку я хотела получить образование, быстро применимое в жизни и карьере. Всё получилось, как я и планировала. Со второго курса я начала пробовать силы в реальных проектах. Мы работали в небольших проектных группах. Кураторы помогали разобраться в нюансах. У нас была возможность перенять опыт и у студентов старших курсов, которые уже поварились в ИТ-сфере, и у преподавателей-практиков.

О проектном практикуме

— В институте в процесс образования интегрирована практика. Сформирована база компаний-партнеров, среди которых такие гиганты, как Интерсвязь и Napoleon IT. В рамках проектного практикума работодатели ставят перед студентами реальные задачи, предлагая познакомиться с бизнес-процессами на примере их предприятия. Из общей базы задач можно выбрать любой интересный проект или предложить свой.

Университет создает максимум условий, чтобы будущий специалист нашел реальную работу

Проектов в моей практике было очень много. Один из первых — ведение группы в соцсетях для абитуриентов внутри кафедры. Писала статьи в ленту, выдавала контент. Самый трудоемкий проект в бакалавриате — это запуск системы по инвентаризации техники для психоневрологического диспансера. Мы с группой студентов писали код... Было сложно, но интересно, а главное, что система до сих пор работает. Позже для компании по разработке мобильных приложений я создавала фитнес-агрегатор, чтобы на специальной платформе инструкторы и спортсмены могли находить друг друга и подбирать программы упражнений. Я попробовала различные сферы — разработку мобильных приложений, сайтов, CRM-систем и многое другое. Реализовать себя можно в любой сфере. Всё зависит от того, что хочет сам студент. Университет создает максимум условий, чтобы будущий специалист нашел реальную работу.

О магистратуре

— Я приняла решение продолжить обучение в магистратуре, потому что бакалавриата мне было мало. Бакалавриат дает очень широкий спектр знаний в различных ИТ-областях. Это может быть и развитие бизнес-процессов, и управление проектами, и маркетинг, и СММ. В магистратуре же возможно сосредоточиться на каком-то одном направлении. Я сконцентрировала внимание на управлении проектами и совершенствовала этот профиль более глубоко и точечно. Благодаря вузу смогла быстро из первых рук получить большой опыт практиков — мастеров своего дела и найти себя в профессии. Знания, полученные в институте, актуальны по сей день.

В 2021 году вуз заключил соглашение с компанией Интерсвязь, согласно которому абитуриенты ИИТ ЧелГУ могут получать стипендию 5000 рублей, а в последующем уже студенты — от 8000 до 20 000 рублей ежемесячно.

Юлия Сметанина — выпускница бакалавриата направления «Информатика и вычислительная техника» (сейчас заменено на направление «Программная инженерия»), руководитель отдела продуктовой аналитики компании Интерсвязь:


«Обычно бывает так: какой-то дедушка что-то бубнит по тетрадке, а студенты строчат под копирку. У нас было всё иначе. Вечером после работы к нам приходили преподаватели-практики и рассказывали про то, чем они горят».

Юлия Сметанина — выпускница бакалавриата направления «Информатика и вычислительная техника», руководитель отдела продуктовой аналитики компании Интерсвязь

Об осознанном выборе

— Ни дня не пожалела о своем выборе. Осознанно принимала решение, куда поступать, когда оканчивала школу. Я не гуманитарий. У меня изначально был математический склад ума. Когда задумалась о профессии предметно, то оценила объективно рынок вакансий и применила аналитический подход. Не просто как велит сердце, а с прицелом на перспективу. В голове крутились «Яндекс» и Google. Мой класс был с уклоном на информатику, и я понимала, что такое ИТ-сфера. Про Челябинск я знала, что у нас много сильных компаний, которые могут предоставить рабочие места. За счет того, что у ИИТ практический уклон, мы чуть ли не с первых дней учебы вливались в проекты реальных компаний, которые мы выполняли на базе университета. Практический подход меня зацепил.

О проектах

— Самый крупный мой проект за годы учебы в университете был создан для компании Zaycev.net — это известный музыкальный сервис. Для этого ресурса мы с командой студентов разрабатывали чат техподдержки. Важно было, чтобы он выдерживал нагрузку, чтобы в мобильном приложении был понятный интерфейс. В итоге получился полноценный функционал, который до сих пор работает.

В институтских аудиториях продумано всё для креативной работы

О материально-технической базе

— В институте есть аудитории, где продумано всё для работы: есть ноутбуки и доски, на которых можно порисовать, поштурмить командой. Это такое творческое пространство iLab со специальным ПО. Здесь можно моделировать бизнес-процессы предприятий, системы защиты информации от различного рода атак, строить имитационные модели различных процессов, анализировать разнородные данные с использованием интеллектуальных методов анализа данных.

О педагогах и творческой атмосфере

— Нам помогали преподаватели-практики. Они приходили по вечерам после работы и рассказывали про то, чем они горят. На занятиях всегда царила ИТ-атмосфера — особая, креативная, с рабочим азартом и вдохновением. Все профильные дисциплины вели программисты, а не какие-то сухие теоретики. Мы спрашивали не только строго по программе и по предмету, а докапывались до сути: как это устроено, как это работает, что еще вы делаете на работе? В нас верили, готовы были инвестировать в наши стартапы. На третьем курсе к нам пришли компании Интерсвязь и Napoleon IT со своими проектами, на каждый из которых они привлекали студентов. Как правило, в начале семестра ты видишь список из проектов, которые представляет работодатель. Студенту не составляет труда устроиться на практику, а впоследствии — на работу.

О стипендии

— Я училась на отлично, получала повышенную стипендию. Поощрить за активную учебу здесь готовы. На практике нам в качестве премии компании стали платить по 7000 рублей, поскольку мы делали рабочие кейсы, а программисты стоили бы им еще дороже. Я с трепетом вспоминаю студенческие годы. Совмещение учебы с работой было самым продуктивным временем для меня. Я спала по 3–4 часа и успевала всё — в силу характера и на работе выкладывалась, и на пары ходила, и общалась с однокурсниками.

С четвертого курса я устроилась официально в компанию «Интерсвязь». Рассчитывала, что семестр буду на проектном практикуме, но меня сразу же взяли в штат. Сейчас я руковожу аналитиками. Убедилась на личном примере, что в Челябинске есть компании, которые обеспечивают комфортными условиями труда, развивают тебя, инвестируют в твой интеллект, платят достойно. Связь с ИИТ поддерживаем до сих пор. Веду у студентов свой предмет, как когда-то преподавали нам кураторы. Объясняю, что пары и практика — это не для галочки, это ваше будущее.

ИИТ ЧелГУ сотрудничает с такими компаниями, как Интерсвязь, Napoleon IT, Fuse8 (проектирование дизайна и разработка IT-продуктов для бизнеса), Zaycev.net (агрегатор для бесплатного прослушивания и скачивания музыки), SMM-агентство «Символ Роста», и многими другими крупными работодателями.

Иван Рязанов — выпускник магистратуры направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии», аспирант, технический директор отдела Napoleon IT School:

«Вуз и работодатель находятся в прямой интеграции. С первого же курса компании высматривают себе кадры. Ребята набивают руку, получают и стипендию, и зарплату. Это выгодно и студентам, и предприятиям».

Иван Рязанов — выпускник магистратуры направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии», аспирант, технический директор отдела Napoleon IT School

О крутых перспективах

— Я поступил в ИИТ ЧелГУ в магистратуру, окончив бакалавриат физфака по электронике и наноэлектронике. Решил стать программистом, хотя не знал, насколько это классно и прикольно. Но что-то меня влекло. Плюс ко всему у меня были планы перебраться за границу. Я узнал, что диплом о высшем образовании ЧелГУ по специальности «программирование» котируется в иностранных компаниях. Когда я стал учиться, понял, что можно, находясь в России, работать в любой точке мира и получать зарплату в любой валюте.

О радикально новом подходе в образовании

— В магистратуре ИИТ реализуется принцип вечернего образования. Лекции проходят три раза в неделю с 18:00. Процесс специально выстроен настолько удобно, чтобы студенты могли и учиться, и работать. Нас не грузили домашкой. Мы должны были как сознательные и заинтересованные в работе ребята что-то читать по теме, готовиться ко встрече с педагогом, а на парах была практика — мы могли задавать вопросы, которые возникали во время подготовки. Это оригинальный подход, и это сильно помогает в учебе. Принцип инверсивного обучения, когда изучаешь лекцию, теоретический материал дома, а на паре разбираешь результат домашней работы, очень удобный и эффективный.

В ИИТ внедрен принцип инверсивного обучения, когда теорию готовишь дома, а на паре практикуешься

О магистратуре

— Наша магистратура — уникальная штука. Компании Интерсвязь и Napoleon IT в осенний семестр устраивают курсы с участием профессионалов-практиков. Они не являются преподавателями или учеными, они настоящие специалисты. Утром работают на основной работе, а вечером занимаются со студентами. По окончании такого курса меня пригласили на стажировку в Napoleon IT аналитиком данных. Благодаря этим курсам я работаю в ведущей компании, занимаюсь образовательными проектами.

Выбор вуза — это лотерея

В эту лотерею мы играем и не можем знать заранее, как мы будем учиться. Часто приходит разочарование — становится скучно или профессия становится неактуальной. Надо ориентироваться на два фактора. Первый — спросить у нынешних выпускников и студентов, как проходит обучение, нравится или не нравится, нашли они себе работу или нет. Второй — посмотреть, как относятся к абитуриентам на вступительных экзаменах. У меня был разный опыт. Один раз меня заставили программировать на листочке, в другой — попросили написать закон термодинамики. Кому это нужно и интересно? В ИИТ было собеседование, как будто тебя берут на работу. Спрашивали о моих целях и мотивации, о том, тяжело ли мне было делать тестовое задание. Кстати, я выполнил его не до конца. Если будущие студенты до сих пор сомневаются, хватит ли у них компетенций и навыков в программировании, пусть знают: хватит. Это ничего, что сейчас вы можете чего-то не знать. Это только пока. Для этого вы и поступаете в институт, все ваши знания и опыт еще впереди.

По отзывам работодателей, ИИТ ЧелГУ выпускает сильных специалистов
Институт информационных технологий ЧелГУ:
Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129;
телефоны: +7 (351) 799–72–88,
+ 7 900 026–34–56 (для поступающих);
электронная почта: iit@csu.ru;
высшее образование дистанционно: iit.csu.ru/dist;
IT-магистратура в Челябинске: iit.csu.ru/masters;
официальные группы в VK:
vk.com/ab_csu_iit, vk.com/iit_do.
Instagram: instagram.com/iit.abit.

На правах рекламы. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления