Сегодня, 29 сентября, 75-летний юбилей отмечает директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования (ИЭОБиА) ЧелГУ Виктор Иванович Бархатов. Это фигура недооцененная и противоречивая. Уникальность ученого-экономиста, воспитанника челябинского политехнического и легендарной «плехановки», заключается в том, что при катастрофической текучести кадров в сфере высшего образования он сохранил крепкие позиции: не разочаровался, не подал в отставку, не попал под сокращение, не ушел в бизнес. Пожалуй, это единственный представитель высшей школы в Челябинской области, который более полувека остается успешным в науке. Он создал и уже 16 лет возглавляет институт, который реализует инновационную образовательную модель, и уже выпустил свыше 12 000 студентов.
Новатор и слишком креативный, опережающий время возмутитель спокойствия — скажут про Виктора Ивановича оппоненты. Создатель экономических элит, основоположник теории интеллектуальных котлов, искусный предприниматель — оценят единомышленники. Деревенский парень родом из Нязепетровска, однокурсник экс-губернатора Петра Ивановича Сумина, он и по сей день вносит заметный вклад в создание экономического и научного потенциала Южного Урала, развитие российской и мировой экономики.
В день своего рождения юбиляр рассказал о собственных открытиях, долголетии в профессии и с благодарностью вспомнил имена учителей, коллег и воспитанников.
Виктор Иванович Бархатов — доктор экономических наук, профессор. Родился 29 сентября 1946 года в Нязепетровске. Заслуженный работник Высшей школы РФ. Почетный член Академии гуманитарных наук. Действительный член Международной академии науки и практики организации производства. Окончил Челябинский политехнический институт, получив квалификацию «инженер-металлург». Кандидатскую и докторскую диссертации защитил в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.
Государственные награды:
— медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени;
— медаль «За освоение целинных земель»;
— медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»;
— медаль Жукова;
— знак отличия «За заслуги перед Челябинской областью»;
— знак отличия губернатора Курганской области «За благое дело».
Наиболее значимые общественные награды:
— медаль им. В.И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки;
— медаль общества «Знание» «Подвижнику просвещения» в память 300-летия М.В. Ломоносова;
— почетное звание «Почетный профессор ЧелГУ»;
— знак «За заслуги» перед ЧелГУ.
Созидательное разрушение в действии
— Виктор Иванович, как вам удалось добиться результатов, которыми мало кто может гордиться в высшей школе?
— Знаете, есть любопытная теория созидательного разрушения. Это теория движущего духа капитализма, которого выпустили в 90-е годы, как джинна из бутылки. В ХХ веке был такой ученый-экономист Йозеф Шумпетер, который провозгласил, что в основе предпринимательства лежит созидательное разрушение. В коммерциализацию оказались вовлечены все сферы жизни. Образовательная отрасль стоит особняком — это иерархическое царство со строгой системой. Все, кто мог бы реализовать предпринимательское начало и двигать вуз, ушли из высшей школы в другие сферы. Я не ушел, решив применить важную социальную и общественно значимую функцию созидательного разрушения здесь и сейчас. Согласно теории, все люди либо консерваторы, либо новаторы. Одни стремятся сохранить существующий порядок вещей, другие стараются всё разрушить и воздвигнуть нечто новое. Про меня говорили: «Ты к нему присмотрись, он новатор».
Мой почерк — вносить, в хорошем смысле, сумбур в структуры, которые привыкли работать по старинке. Давать новые идеи, вливать новую кровь — привносить элементы реформаторства в инертную систему. Именно благодаря некоей силе воли, умению критически мыслить и готовности достигать цели удалось создать живую подсистему внутри высшей школы, которая работает по принципу коммерческих структур. Институт — это ведь тоже форма бизнеса.
Путь в науку
— Расскажите о своем начале пути. Каждому ли школьнику из глубинки по силам стать выдающимся ученым-экономистом? Ведь вы могли бы работать на местном заводе в Нязепетровске, как многие.
— Да, я из деревни — не из Челябинска, не из Москвы. И поначалу мне давали понять, мол, «вы не нашего круга». Но меня шаг за шагом интуитивно вела судьба. Так сложилось, что со школы я занимался общественной деятельностью. Когда стал пионером в 4-м классе, меня избрали председателем совета отряда. Затем я прошел все ступени школьной карьерной лестницы. В 6-м классе я еду в «Артек», где тоже являюсь председателем совета отряда, а вернувшись обратно, становлюсь председателем совета дружины.
После 8-го класса мы единодушно решили идти в школу рабочей молодежи. Поскольку туда не брали без опыта работы, меня устроили на завод электромонтажником. Спустя пару лет по путевке меня отправляют осваивать профессию металлурга по целевому обучению. В вузе у меня очень здорово шли общественные дисциплины. Я в совершенстве знал историю и географию: и тогда, и теперь помню всех правителей, президентов стран.
«Я жил в деревне. По хозяйству помог матери, лег на печку — книжки читаешь. Гуляешь в лесу — всю классику переосмысливаешь»
Мне легко давалась философия. Кто ее не понимает, не дойдет до сути, до диалектики процессов. Студентом я увлекся чтением философской и экономической литературы. Особенно мне нравился Кант с его превосходно изложенной теорией государства. Больше всего меня впечатляла политэкономия — жутко интересно было, что творится на международной арене. По окончании 5-го курса, с дипломом по специальности «литейное производство черных и цветных металлов» я не вернулся в Нязепетровск мастером на завод, а пошел на кафедру политэкономии ЧПИ ассистентом и с 1970 года стал преподавать. Жизнь каждого человека не прямая линия, в ней всегда можно увидеть узловые точки выбора, повороты лабиринта, меняющие дальнейший путь.
— Ваше самое первое достижение как преподавателя?
— Я предложил схему земельной ренты, в графической форме представив все взаимосвязи и отношения. Обычно преподаватели давали эту тему как лекцию под запись, а я нарисовал наглядную иллюстрацию. Первое время, разумеется, приходилось очень трудно. Много времени уделял самообразованию, штудировал экономическую литературу — прочитал все 50 томов Маркса.
— Как вы стали аспирантом «плехановки» и защитили кандидатскую?
— Поворотной в моей жизни стала встреча с профессором Леонидом Ивановичем Абалкиным, который приехал из столицы читать лекции в ЧПИ. При личном знакомстве, по настоянию заведующего кафедрой А.К. Орлова, он зовет меня в Москву в аспирантуру. На тот момент моему сыну было 4 месяца. Сердце разрывалось. В итоге в ноябре 1974 года я всё-таки поступил в аспирантуру в Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, где проучился 3 года. Но диссертацию не защитил. Случилось непредвиденное — мой научный руководитель вынужденно покидает вуз, происходит смена ректора. К моей работе пишут заключение: «Аспирант способный, диссертация представлена. Но защищена быть не может». Я вернулся домой и не хотел больше работать над темой. Но супруга Галина убеждала: «Надо защищаться!» Я только сяду, Игорь, сын, маленький был, все листы растащит по кабинету — помогает писать (смеется). В 1979 году я всё же защитил диссертацию на тему: «Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил при социализме», где предугадал распад тогдашней экономической системы.
«В своей диссертации я предугадал распад экономической системы страны»
— Виктор Иванович, вы стали одним из самых молодых заведующих кафедрой ЧПИ за всю историю вуза. Как так вышло?
— Ученый совет утвердил мою кандидатуру после ухода Александра Кондратьевича Орлова. Мне было 39 лет, когда я стал заведовать кафедрой политэкономии. На меня возложили ответственность за развитие науки, материальное положение преподавателей, материально-техническую базу. Вот тут я и применил теорию созидательного разрушения, полностью перестроив работу кафедры, которая позже стала называться кафедрой экономической теории и мировой экономики.
«Кафедра мне досталась некреативная, как сказали бы сейчас. Я понял: как жили, больше жить нельзя»
— С чего начали реформы?
— Мы пришли к выводу, что высшее образование — такая же услуга, как и любые другие. Нам нужно получать доход. Стали относиться к образовательной отрасли как к бизнесу. Я преобразовывал материальную базу, создавал условия для коллектива. Стал присматриваться к ребятам, которым читал лекции. В итоге мы сформировали кадровый костяк из молодых и перспективных ученых. Крепкая подрастающая смена стала принимать решения. Результатом длительной и продуктивной работы стал созданный нами факультетский комплекс. В 1999 году, оставаясь руководителем кафедры, я возглавил факультет экономики и управления теперь уже не ЧПИ, а ЮУрГУ. Был создан издательский центр, открыты учебный банк, фондовая площадка, запущены компьютерные лаборатории, зал для совершенствования эстетических навыков и светских манер. Всё было востребовано и успешно функционировало.
Выборы ректора
— Вы претендовали на пост ректора ЮУрГУ и предлагали свою программу развития. В чём была ее суть и что произошло после победы другого кандидата?
— Я был уверен, что вузу нужен качественный прорыв. Меня смущала сложившаяся «византийская» форма правления университетом. Требовалось трансформировать ЮУрГУ в профессиональный многомерный предпринимательский университет с опорой на внутреннюю свободу. Я отдал ЮУрГУ почти четыре десятка лет. Окончил металлургический факультет ЧПИ, занимался экономической наукой, защитил кандидатскую диссертацию в Российской экономической академии и с тех пор работал в родном вузе. За то время я с коллегами открыл 17 специальностей, подготовил плеяду кандидатов и докторов экономических наук. Наш факультет был одним из самых крупных и самодостаточных по обороту выручки за счет оказания услуг в сфере образования. Но после того, как победить мне не удалось, были созданы такие условия, что оставаться в вузе не представлялось возможным.
«Нам не нужен факультет. Нам нужен институт»
— Но выходить из игры — не ваш стиль. Какие меры приняли?
— Во-первых, я не остался один. Вслед за мной ЮУрГУ покинули мои соратники. В 2005 году мы пришли работать в ЧелГУ и привели с собой не только преподавательский состав, но и более 600 студентов, пошедших вслед за нами. Это уникальный для России случай, говорящий о высокой степени доверия к нам. И такое доверие в тот момент окрыляло, но и наделяло высокой ответственностью.
«Я благодарен судьбе за то, я практически никогда не оказывался в чужой среде. Ученики всегда меня поддерживали»
Мы пришли к выводу, что нужно создавать институт внутри университета. Тогда это было новаторским решением. Мы понимали, что нужна структура более значимая и весомая, чем факультет. Мы пришли к этой мысли интуитивно, опираясь на потребности студентов и стремление развивать науку.
Нужна была одна-единственная большая кафедра, чтобы не распылять человеческий и финансовый капитал. Именно так поступают ведущие корпорации. Эффективная система позволила нам осуществлять долгосрочные перспективные проекты.
— Каковы показатели успеха Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ?
— За 16 лет мы выпустили 12 с лишним тысяч студентов, подготовили плеяду кандидатов наук, создали научный комплекс. Сегодня ИЭОБиА работает в Челябинской, Оренбургской, Курганской областях, Краснодарском крае, республиках Башкортостан и Крым.
Нами были открыты новые направления подготовки, востребованные рынком труда. Запустили такие программы, как таможенное дело, экономика и управление на предприятии, управление качеством, экономика корпорации. Сегодня, в рамках новых образовательных стандартов, мы объявили набор на принципиально новые для Челябинска программы «Бизнес-аналитика и маркетинг», «Финансовое консультирование», «Организация внешнеэкономической деятельности», «Развитие территорий». И приемная кампания этого года показала, что наша стратегия совпала с ожиданиями абитуриентов. Кстати, на заочную и очно-заочную формы обучения набор еще продолжается.
«Наша стратегия совпала с ожиданиями абитуриентов. Кстати, на заочную и очно-заочную формы обучения набор еще продолжается»
Задолго до пандемии мы освоили дистанционные образовательные технологии в полном объеме. Когда институт стал географически расширяться, встал вопрос: либо увеличивать штат преподавателей и набирать педагогов на местах, либо менять технологии. Мы пошли по второму сценарию и внедрили принцип видеоконференцсвязи в образовательный процесс. Принцип доступности образования действовал и действует в двух параметрах: цифровизация и ценовая стратегия. Территории, к сожалению, не могут позволить себе дорогое образование.
Мы не повышали цены, работая с депрессивными регионами. Когда мы заходили в Нязепетровск и Шадринск, там отсутствовала местная интеллектуальная и экономическая элита, выпускники школ массово уезжали в областные центры и в Москву, остро не хватало кадров. Сейчас местные жители учатся и остаются в родных городах, чтобы развивать свои территории. Так работает теория интеллектуальных котлов. Мы стремимся формировать региональные элиты — обучаем всё окружение губернаторов и мэров. Это люди другой формации. Они придут и смогут менять ситуацию.
— Над чем сейчас трудитесь?
— Мы хотим создать производственный кластер на базе института — интеллектуально-виртуальный симулятор для оттачивания практических навыков. Здесь студент сможет примерить на себя роль генерального директора или губернатора. Он создает команду, рассаживает персонал по структурам: таможня, банк, МЧС, каждая из которых учится комплексно устранять проблему в виртуальном регионе. Не просто решать задачу из учебника, а реальную ситуацию. Нельзя научиться этому на листочках. Нужны живые модели. Думаю, этот план нам удастся реализовать в ближайшей перспективе.
— На вашем длинном жизненном пути встречались разные люди. Кому хотели бы сказать слова признательности?
— Я благодарен своим родителям Ивану Егоровичу и Нине Николаевне, жене Галине, сыну Игорю за их всемерную поддержку и любовь. Хочу сказать спасибо жизни за учителей, которые встретились на моём пути: Леонида Ивановича Абалкина и Александра Кондратьевича Орлова. Мне повезло с руководителями, поддерживающими мои начинания, это Виталий Васильевич Мельников, Александр Кузьмич Тащев, Герман Платонович Вяткин, Андрей Юрьевич Шатин, Николай Александрович Мамаев, Сергей Валерьевич Таскаев. На мое научное становление оказали влияние многие коллеги, которых я могу назвать друзьями: Галина Петровна Журавлева, Владимир Никифорович Белкин, Александр Владимирович Горшков, Алексей Юрьевич Даванков. Понимание и поддержку я находил у руководителей регионов и территорий, где работал наш институт: Петра Ивановича Сумина (с 1996-го по 2010 год — Губернатор Челябинской области), Алексея Геннадьевича Кокорина (с 1996-го по 2014 год — глава г. Шадринска, с 2014-го по 2018-й — Губернатор Курганской области), Юрия Александровича Берга (с 2005-го по 2010-й — глава города Орска, с 2010-го по 2019-й — Губернатор Оренбургской области), Александра Ивановича Цыпышева (с 1996-го по 2010-й — глава Нязепетровского района Челябинской области), Николая Ивановича Шимановича (в 2005–2010 — глава г. Трехгорного, с 2021 года — глава Катав-Ивановского района).
Мои ученики добились успеха во многих сферах: в госуправлении (Егор Викторович Ковальчук, вице-губернатор Челябинской области, Елена Владимировна Мурзина, в 2008–2015 — министр экономического развития Челябинской области, Виталий Владимирович Курятников, в 2016–2021 — руководитель Управления Росприроднадзора по Челябинской области), в бизнесе (Николай Иванович Воробьев, в 2002–2005 годах — генеральный директор ОАО «Мечел», Алексей Олегович Александров, в 2003–2016 годах — управляющий Челябинским отделением Сбербанка России, Дмитрий Леонидович Супроненко, директор по персоналу компании «Металл-профиль»), в образовании (Евгений Сергеевич Бирюков, в 2015–2019 годах — проректор Челябинского государственного университета, с 2019 года — декан факультета «Капитаны» РЭУ им. Г.В. Плеханова), в общественной деятельности (Юрий Евгеньевич Болдырев — руководитель штаба Челябинского регионального отделения «Российских студенческих отрядов»). Благодарен бесконечно ядру моей команды, тем, с кем мы уже вместе работаем более 20 лет, прошли огонь, воду и медные трубы: Юнеру Шамильевчу Капкаеву, Дмитрию Александровичу Плетнёву, Дмитрию Алексеевичу Сорокину, Сергею Михайловичу Вахитову, а также всей большой команде, сложившейся в Институте экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ.
Вместе мы год за годом торим новые дороги в образовании и науке. И сегодня, в день юбилея, я чувствую себя полным сил и новых идей, которые надеюсь реализовать вместе с ними, при поддержке руководства университета. Вы о нас еще услышите.
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования продолжает набор студентов на очно-заочную и заочную формы обучения.
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 57а;
телефон горячей линии ИЭОБиА: 8 (351) 231-25-67;
8 (351) 799-70-50;
«ВКонтакте»;
электронная почта: 21@csu.ru;
abiturient@csu.ru.