Мама второклассника гимназии № 76 отказалась покупать печатные тетради для сына. Нина уверена, что школа, собирая деньги на учебные пособия, нарушает права ее ребенка на бесплатное образование. Челябинка обратилась в прокуратуру, и в отношении директора возбудили административное дело, а мальчику выдали бесплатный комплект тетрадей.
«У меня нет лишних денег»
Сын Нины учится во втором классе, учебники ему, как и другим детям, выдают в школе бесплатно. А вот рабочие тетради, которые идут к этим учебникам, покупают родители. Комплект стоит 2400 рублей.
— В первом классе я еще скидывалась, покупала печатные тетради. Но когда сын пошел во второй класс, я объяснила директору, что у меня нет лишних денег на рабочие тетради, — рассказала 74.RU Нина. — Я вообще не понимаю, почему мы должны за свой счет их покупать, образование же у нас должно быть бесплатным. Я об этом стала задумываться еще тогда, когда у меня дочь пошла в школу. Сейчас она в девятом классе, им также надо покупать учебные пособия, например сборники к ОГЭ. Это же незаконно.
Нина написала жалобу в Роспотребнадзор, ей разъяснили, что в стране образование бесплатное, и посоветовали обратиться в городской комитет по делам образования. В комитете женщине сообщили, что школа самостоятельно определяет список учебников и пособий, необходимых для учебы. Кроме того, «образовательное учреждение вправе рекомендовать родителям приобрести рабочие тетради за счет собственных средств как дополнительное учебное пособие с целью повышения эффективности обучения».
— Администрация гимназии определила перечень учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, рабочие тетради как вид учебного пособия в этот перечень включены не были, соответственно, рабочие тетради образовательной организацией не приобретались, — прокомментировала пресс-секретарь комитета по делам образования Екатерина Самарина. — Если же школа включает конкретную рабочую тетрадь в обязательный список учебников и пособий, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства. Из областного бюджета образовательным учреждениям выделяются средства на учебные расходы, к которым относятся учебники, учебные пособия, учебная мебель, компьютерная техника.
«Тетради не являются обязательными»
Нина говорит, что просила директора показать ей учебный план второго класса по всем предметам. Она хотела лично убедиться, входят ли в программу печатные тетради.
— В итоге меня не ознакомили с планами, от школы пришел официальный ответ, что рабочие тетради не включены в утвержденный УМК (учебно-методический комплекс. — Прим. ред.). И было сказано, что эти тетради не являются обязательными, выполнение заданий носит рекомендательный характер. Но как это, я не пойму, если по ним задают домашнее задание и на урок их надо приносить всегда.
Жители Челябинска могут пожаловаться на поборы в школах по телефону горячей линии областной прокуратуры: 239-21-07.
Тогда мама второклассника обратилась в прокуратуру. Надзорное ведомство выявило нарушения законодательства об образовании.
— В адрес директора гимназии № 76 внесено представление, по результатам рассмотрения которого учреждением приняты первоочередные меры к устранению нарушений закона. Кроме того, в отношении директора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 5.57 КоАП РФ: «Нарушение или ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования». Акт реагирования находится на рассмотрении, — говорится в ответе прокуратуры Челябинской области.
После этого, по словам Нины, классный руководитель вызвала ее в школу и выдала комплект тетрадей для сына:
— Сунула в руки со словами, мол, ну возьмите. Я говорю: сейчас-то я возьму, но начнется новый учебный год — и как быть?
«На учебники остается тысяч 200»
Директор гимназии № 76 Людмила Алферова в разговоре с журналистом 74.RU признала, что школа в этой ситуации неправа, но лишь в одном моменте.
— Да, проверка прокуратуры была, нам выписано предостережение. Что мы сделали — мы использовали тетради в качестве дополнительного пособия, что разрешено. Но когда записывали домашнее задание, оно было записано некорректно. Не было написано слово «дополнительно», однако если проверить наш «Сетевой город», то отметок за эти работы не выставлялось. То есть это была дополнительная работа для улучшения качества образования, — объяснила Людмила Алферова.
Директор подчеркнула, что печатные тетради родители покупают добровольно.
«Если у родителей есть добрая воля, они могут что угодно — хоть машину купить, хоть самолет, хоть тетради»
— Эта мамочка приходила ко мне, говорила, что у нее нет денег для покупки данных тетрадей. Мы решили, что учитель будет делать мальчику ксерокопию. А когда начали делать копии, она сказала: «Нет, всё равно неравные условия, там цветная картинка, а у моего сына — нет». Тогда мы нашли из внебюджетных средств деньги и подарили эти тетради ей, — продолжила руководитель гимназии. — Сейчас ребенок пользуется этими тетрадями как дополнительным материалом. Мы будем собираться и думать, как сделать в следующем году. Отказ от тетрадей, конечно, самый простой способ. Но качество образования будет ниже, потому что там очень хорошие задания. Возможно, что мы перенесем эти задания во внеурочную деятельность либо учитель будет пользоваться тетрадями, брать оттуда задания, делать карточки.
Директор объяснила, почему гимназия не может включить печатные тетради в список обязательных учебных пособий:
— Автор учебников хочет, чтобы мы пользовались данными тетрадями, но денег на них не хватает, поэтому мы убрали их в дополнительную литературу. Мы фактически тратим все деньги на учебные расходы — это компьютеры, наглядные пособия, парты, доски. На учебники остается тысяч 200. Сюда еще вместить тетради ну невозможно.
«Обычная тетрадь гораздо эффективнее»
Мы поговорили с директорами других школ Челябинска. Многие, как выяснилось, отказываются или уже отказались от печатных тетрадей. Руководители образовательных учреждений сходятся во мнении, что дети, выполняя задания в готовых рабочих тетрадях, как бы это ни звучало грубо, деградируют.
— Да, тетради на печатной основе, которые идут к учебникам, несколько лет назад были в тренде, так скажем, всем очень нравилось. Но сейчас мы отошли от них по той простой причине, что детям практически ничего не приходится делать — там уже всё написано, — рассуждает на условиях анонимности директор челябинской школы. — Например, возьмем математику: ребенку не надо записывать пример, прописывать цифры, остается только вписать ответ или поставить нужный знак. Считаю, что печатная рабочая тетрадь в разы уменьшает объем работы. Я молчу про то, что, когда ребенок прописывает от руки, у него отрабатывается навык письма, работает несколько психомоторных зон, если хотите.
«Смысла вводить эти тетради мы не видим никакого. Мы убрали их из УМК. Когда у ребенка есть обычная тетрадь, это гораздо эффективнее»
Наш собеседник также объяснил, почему школы не покупают печатные тетради на бюджетные деньги, которые выделяются на учебники.
— Школам выделяют деньги на учебные расходы, сюда входят учебники, учебная мебель, дидактические пособия, спортоборудование и так далее. Да, сюда можно включить печатные тетради, закупить их. Но мы же понимаем, что это расходный материал. Если я покупаю учебник, то понимаю, что им будут пользоваться дети в течение пяти лет, наша задача — следить за сохранностью этих учебников. А рабочая тетрадь — это просто расходный материал, который мы купили на один год, и другому ребенку мы ее передать не можем.
Давайте посчитаем. В среднем одна рабочая тетрадь стоит 150 рублей. Их надо как минимум пять — русский язык, иностранный, математика, литература, окружающий мир. Плюс все тетради идут в двух или трех частях. Выходит, что на один комплект нужно потратить около двух тысяч рублей. Возьмем самую большую челябинскую школу, где в началке учится почти 3000 детей. Итого, чтобы для всех закупить тетради, необходимо шесть миллионов рублей.
— Это огромный объем финансовых средств. Если мы не считаем их методически необходимыми, то зачем они? — резюмировал директор.
Кто, по-вашему, прав в этой ситуации?