Они занимают призовые места на крупных турнирах и олимпиадах, стажируются в компаниях мечты, выигрывают гранты и учатся за рубежом, защищают дипломы, диссертации и бизнес-проекты. Студенты Челябинского госуниверситета своим примером доказывают: и с ограниченными возможностями здоровья можно многого достичь. В вузе уже на протяжении 30 лет поддерживается инклюзивная среда: от пандусов, лифтов и специального оборудования в аудиториях до программ и конкурсов, направленных на поддержку студентов-инвалидов.
Легко ли получить высшее образование и устроиться на работу, если у тебя проблемы со зрением или нарушения опорно-двигательного аппарата? Мы пообщались с ребятами, окончившими ЧелГУ этим летом. Чем запомнились годы учебы и удалось ли найти себя после получения диплома? Читайте истории выпускников от первого лица.
Злата Воробьева, 25 лет: «Вернусь в родной вуз уже преподавателем»
— В этом году я окончила факультет лингвистики и перевода. Недавно нашла свои детские дневнички с анкетами: еще в первом классе на вопрос, кем хочу стать в будущем, я написала: переводчиком. В школе я увлекалась испанским языком, в колледже дополнительно изучала немецкий. Высшее образование решила получать в ЧелГУ — по отзывам это был один из сильнейших вузов, особенно по гуманитарным направлениям. Колледж я окончила с красным дипломом, уверенно пришла сдавать вступительные экзамены — и это было капитальным провалом: мы работали в специальной программе, которая даже лишний пробел или точку засчитывала за ошибку. Тем не менее с третьей группой инвалидности (у меня нарушения опорно-двигательного аппарата) я прошла на бюджет. Первые три года вообще не было времени на что-то, кроме учебы: всё свободное время уходило на домашние задания и экстенсивы, я старалась учиться на четверки и пятерки ради повышенной стипендии.
— Из преподавателей больше всех запомнилась Гаянэ Рубеновна Власян — великолепный человек, очень умная. Она преподавала теоретическую грамматику — самый сложный предмет за все 5 лет. Если в колледже мне казалось, что учителям просто нечему меня научить с моим уровнем английского, то в вузе поняла: нам всем есть куда стремиться. Еще запомнился Лу Чжань, преподаватель фонетики китайского языка. Он сам родом из Пекина и как никто мог объяснить нам звучание языка.
— За время студенчества я дважды участвовала в международном конкурсе «Абилимпикс» — это соревнования среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Первый раз вошла в тройку лучших по области, а на следующий год заняла четвертое место.
Ну а самое яркое впечатление — поездка в Китай: мы с одногруппницами выиграли грант на обучение и полгода жили в северном городе Харбине, практически на границе с Россией. Это было просто незабываемо! И сложно: в китайском, в отличие от того же английского, нельзя просто выучить алфавит и спокойно читать любые слова. Ты должен знать конкретный иероглиф: как он выглядит, как читается и переводится. Преподавателей мы еще как-то понимали, а вот общение с местными первое время сводилось к двум фразам: «во яо дже ге» («мне нужно вот это») и «пху ла», то есть «неострое». В Китае очень любят острую пищу, а еще у них практически все продукты содержат много сахара. За полгода мы все заметно поправились: пришлось потом записываться на тренировки и избавляться от 18 лишних килограммов.
Скоро начнется новый учебный год, я вернусь в ЧелГУ уже как сотрудник, буду преподавать китайский язык. Кроме того, сейчас приеду из свадебного путешествия (Злата дала интервью аккурат накануне свадьбы. — Прим. ред.) — и планирую работать переводчиком. Ради этой профессии я и училась и очень хочу этим заниматься!
Дмитрий Жернов, 25 лет: «Прохожу стажировку в международной компании»
— Я решил стать программистом еще классе в седьмом, но по-серьезному начал готовиться только в последние годы обучения в школе, когда начал самостоятельно изучать язык Pascal. Кружков или курсов по этому направлению не посещал, в школьных олимпиадах по программированию не участвовал — только занимался самообучением. Сам я из села Долгодеревенское, поступать решил в ЧелГУ: там более подходящие условия для обучения инвалидов (у меня значительное нарушение зрения). Получил диплом бакалавра по направлению «фундаментальная информатика и информационные технологии», пошел в магистратуру на «робототехнику» ради предметов из интересных мне областей, таких как обработка изображений или компьютерное зрение. И бакалавриат, и магистратуру окончил с красным дипломом.
Учиться в вузе было комфортно и интересно, больше всего нравились предметы математической направленности: математический анализ, геометрия, алгебра, дискретная математика и многое другое. Особенно нравились наиболее сложные из них.
Во время учебы в магистратуре работал над проектом, связанным с регистрацией облаков точек, — так называется задача, в которой требуется совместить трехмерные снимки какого-либо объекта в общую систему координат, например чтобы робот с помощью 3D-камеры по отдельным снимкам мог построить трехмерную карту окружающей его местности. В проекте рассматривалось применение искусственных нейронных сетей в этой задаче — написал об этом магистерскую диссертацию.
— Из студенческой жизни больше всего запомнились подготовка к экзаменам и, конечно же, участие в олимпиадах по программированию. Для решения олимпиадных задач требуется придумать алгоритм и написать реализующую его программу. Важно соблюсти ограничения по времени работы программы и потребляемой памяти, иначе решение не пройдет проверку и не будет засчитано.
— За время учебы в ЧелГУ я регулярно участвовал в вузовских и городских олимпиадах, неоднократно занимал первые места. Также в составе команды ЧелГУ выступал на региональных и международных турнирах по программированию. Самым значительным достижением было попасть в призеры на соревнованиях Северо-восточной Евразии 2019 года: одну из задач удалось сдать буквально за две минуты до конца соревнований. Такие моменты, когда решение находится буквально в последний момент, всегда очень волнительны, особенно если на кону попадание в призовые места или даже проход на следующий этап, а такие ситуации случались неоднократно. Не меньше самих турниров запомнилась и подготовка к ним: я много занимался самостоятельно, также ездили всей командой на сборы в Москву — по направлению от вуза, с оплатой всех расходов.
Сейчас я прохожу стажировку в компании 3DiVi, планирую работать там же — участвовать в проектах по разработке технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для задач компьютерного зрения.
Наталия Казакова, 27 лет: «Через год получу еще одну специальность — и пойду штурмовать аспирантуру»
— После 12 лет в школе-интернате я была уверена, что моих сил хватит максимум на бакалавриат. Поступила в ЧелГУ на факультет психологии и педагогики, в 2019 году получила диплом учителя-дефектолога… и поняла, что хочу учиться дальше. Пошла в магистратуру — уже на экономический факультет. Все-таки педагогическое образование было больше маминым желанием, а вот в магистратуру я шла реализовывать уже свои интересы. Я работаю в банке, в кредитном отделе, очень много взаимодействую непосредственно с клиентами. Мне нравится общаться, помогать людям, так что и психолого-педагогическое образование оказалось очень кстати.
Одно из ярких студенческих воспоминаний — участие во всероссийском конкурсе «Профессиональное завтра». Я получила серебряную медаль в направлении «Стартап» за проект развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья. Люблю конкурсы за возможность пообщаться с практиками из разных сфер.
Учиться, особенно на магистратуре, было максимально комфортно: мы все уже работали, организовали занятия в дистанционном формате. Понравилось отношение к студентам: для диссертации я консультировалась с преподавателями со своей первой кафедры, приходила на кафедру института права — и никто не отказывал, все шли навстречу. А еще в ЧелГУ вс продумано для маломобильных.
Кстати, сейчас я получаю еще одно образование: учусь заочно в колледже УралГУФК на учителя физкультуры. Спортом я занимаюсь всю жизнь: это и жим штанги лежа, и метание ядра, и плавание, и конный спорт.
Я замужем, у меня трое сыновей, младшему всего месяц. Магистерскую диссертацию защищала на 35-й неделе. До этого со старшим уже приходилось защищать курсовую за пару недель до родов, в роддоме читала учебник по экономике. Учеба для меня как отдых, сидеть дома подолгу я не привыкла, к осени планирую вернуться на работу в банк. А через год как раз окончу колледж — и с новыми силами пойду штурмовать уже аспирантуру. Планирую поступать на профиль «Финансы и кредит» в родной ЧелГУ — надеюсь, всё получится.
Как абитуриентам с инвалидностью поступить в вуз и получить помощь с последующим трудоустройством? Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) ЧелГУ проводит консультации для жителей Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Звоните по телефону горячей линии 8 800 302-71-55, (351) 799-71-55 или задайте интересующий вопрос по электронной почте rumc@csu.ru.