Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Есть ли жизнь после диплома: студенты с инвалидностью поделились опытом и планами на будущее

Вдохновляющие истории выпускников ЧелГУ

В 2022 году дипломы ЧелГУ получили 19 студентов с инвалидностью: 8 из них уже нашли работу, трое продолжат обучение в магистратуре, еще 8 планируют трудоустроиться в ближайшее время

Поделиться

Они занимают призовые места на крупных турнирах и олимпиадах, стажируются в компаниях мечты, выигрывают гранты и учатся за рубежом, защищают дипломы, диссертации и бизнес-проекты. Студенты Челябинского госуниверситета своим примером доказывают: и с ограниченными возможностями здоровья можно многого достичь. В вузе уже на протяжении 30 лет поддерживается инклюзивная среда: от пандусов, лифтов и специального оборудования в аудиториях до программ и конкурсов, направленных на поддержку студентов-инвалидов.

Легко ли получить высшее образование и устроиться на работу, если у тебя проблемы со зрением или нарушения опорно-двигательного аппарата? Мы пообщались с ребятами, окончившими ЧелГУ этим летом. Чем запомнились годы учебы и удалось ли найти себя после получения диплома? Читайте истории выпускников от первого лица.

Злата Воробьева, 25 лет: «Вернусь в родной вуз уже преподавателем»


— В этом году я окончила факультет лингвистики и перевода. Недавно нашла свои детские дневнички с анкетами: еще в первом классе на вопрос, кем хочу стать в будущем, я написала: переводчиком. В школе я увлекалась испанским языком, в колледже дополнительно изучала немецкий. Высшее образование решила получать в ЧелГУ — по отзывам это был один из сильнейших вузов, особенно по гуманитарным направлениям. Колледж я окончила с красным дипломом, уверенно пришла сдавать вступительные экзамены — и это было капитальным провалом: мы работали в специальной программе, которая даже лишний пробел или точку засчитывала за ошибку. Тем не менее с третьей группой инвалидности (у меня нарушения опорно-двигательного аппарата) я прошла на бюджет. Первые три года вообще не было времени на что-то, кроме учебы: всё свободное время уходило на домашние задания и экстенсивы, я старалась учиться на четверки и пятерки ради повышенной стипендии.

Злата Воробьева с преподавателем в вузе Китая

Злата Воробьева с преподавателем в вузе Китая

Поделиться

Самое яркое впечатление Златы — поездка в Китай

Самое яркое впечатление Златы — поездка в Китай

Поделиться

— Из преподавателей больше всех запомнилась Гаянэ Рубеновна Власян — великолепный человек, очень умная. Она преподавала теоретическую грамматику — самый сложный предмет за все 5 лет. Если в колледже мне казалось, что учителям просто нечему меня научить с моим уровнем английского, то в вузе поняла: нам всем есть куда стремиться. Еще запомнился Лу Чжань, преподаватель фонетики китайского языка. Он сам родом из Пекина и как никто мог объяснить нам звучание языка.

Студентка побывала на экскурсии в музее отряда 731 в Харбине

Студентка побывала на экскурсии в музее отряда 731 в Харбине

Поделиться

— За время студенчества я дважды участвовала в международном конкурсе «Абилимпикс» — это соревнования среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Первый раз вошла в тройку лучших по области, а на следующий год заняла четвертое место.

Ну а самое яркое впечатление — поездка в Китай: мы с одногруппницами выиграли грант на обучение и полгода жили в северном городе Харбине, практически на границе с Россией. Это было просто незабываемо! И сложно: в китайском, в отличие от того же английского, нельзя просто выучить алфавит и спокойно читать любые слова. Ты должен знать конкретный иероглиф: как он выглядит, как читается и переводится. Преподавателей мы еще как-то понимали, а вот общение с местными первое время сводилось к двум фразам: «во яо дже ге» («мне нужно вот это») и «пху ла», то есть «неострое». В Китае очень любят острую пищу, а еще у них практически все продукты содержат много сахара. За полгода мы все заметно поправились: пришлось потом записываться на тренировки и избавляться от 18 лишних килограммов.

Новый учебный год в ЧелГУ выпускница вуза начнет как сотрудник

Новый учебный год в ЧелГУ выпускница вуза начнет как сотрудник

Поделиться

Скоро начнется новый учебный год, я вернусь в ЧелГУ уже как сотрудник, буду преподавать китайский язык. Кроме того, сейчас приеду из свадебного путешествия (Злата дала интервью аккурат накануне свадьбы. — Прим. ред.) — и планирую работать переводчиком. Ради этой профессии я и училась и очень хочу этим заниматься!

Дмитрий Жернов, 25 лет: «Прохожу стажировку в международной компании»


— Я решил стать программистом еще классе в седьмом, но по-серьезному начал готовиться только в последние годы обучения в школе, когда начал самостоятельно изучать язык Pascal. Кружков или курсов по этому направлению не посещал, в школьных олимпиадах по программированию не участвовал — только занимался самообучением. Сам я из села Долгодеревенское, поступать решил в ЧелГУ: там более подходящие условия для обучения инвалидов (у меня значительное нарушение зрения). Получил диплом бакалавра по направлению «фундаментальная информатика и информационные технологии», пошел в магистратуру на «робототехнику» ради предметов из интересных мне областей, таких как обработка изображений или компьютерное зрение. И бакалавриат, и магистратуру окончил с красным дипломом.

Учиться в вузе было комфортно и интересно, больше всего нравились предметы математической направленности: математический анализ, геометрия, алгебра, дискретная математика и многое другое. Особенно нравились наиболее сложные из них.

Дмитрий выбрал ЧелГУ, поскольку здесь наиболее подходящие условия для обучения инвалидов по зрению

Дмитрий выбрал ЧелГУ, поскольку здесь наиболее подходящие условия для обучения инвалидов по зрению

Поделиться

Во время учебы в магистратуре работал над проектом, связанным с регистрацией облаков точек, — так называется задача, в которой требуется совместить трехмерные снимки какого-либо объекта в общую систему координат, например чтобы робот с помощью 3D-камеры по отдельным снимкам мог построить трехмерную карту окружающей его местности. В проекте рассматривалось применение искусственных нейронных сетей в этой задаче — написал об этом магистерскую диссертацию.

Из студенческой жизни больше всего запомнились подготовка к экзаменам и, конечно же, участие в олимпиадах по программированию

Из студенческой жизни больше всего запомнились подготовка к экзаменам и, конечно же, участие в олимпиадах по программированию

Поделиться

— Из студенческой жизни больше всего запомнились подготовка к экзаменам и, конечно же, участие в олимпиадах по программированию. Для решения олимпиадных задач требуется придумать алгоритм и написать реализующую его программу. Важно соблюсти ограничения по времени работы программы и потребляемой памяти, иначе решение не пройдет проверку и не будет засчитано.

Дмитрий (слева) на командных соревнованиях по спортивному программированию Prime Time

Дмитрий (слева) на командных соревнованиях по спортивному программированию Prime Time

Поделиться

— За время учебы в ЧелГУ я регулярно участвовал в вузовских и городских олимпиадах, неоднократно занимал первые места. Также в составе команды ЧелГУ выступал на региональных и международных турнирах по программированию. Самым значительным достижением было попасть в призеры на соревнованиях Северо-восточной Евразии 2019 года: одну из задач удалось сдать буквально за две минуты до конца соревнований. Такие моменты, когда решение находится буквально в последний момент, всегда очень волнительны, особенно если на кону попадание в призовые места или даже проход на следующий этап, а такие ситуации случались неоднократно. Не меньше самих турниров запомнилась и подготовка к ним: я много занимался самостоятельно, также ездили всей командой на сборы в Москву — по направлению от вуза, с оплатой всех расходов.

Дмитрий (второй слева) на четвертьфинале студенческого чемпионата мира по спортивному программированию

Дмитрий (второй слева) на четвертьфинале студенческого чемпионата мира по спортивному программированию

Поделиться

Сейчас я прохожу стажировку в компании 3DiVi, планирую работать там же — участвовать в проектах по разработке технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для задач компьютерного зрения.

Наталия Казакова, 27 лет: «Через год получу еще одну специальность — и пойду штурмовать аспирантуру»


— После 12 лет в школе-интернате я была уверена, что моих сил хватит максимум на бакалавриат. Поступила в ЧелГУ на факультет психологии и педагогики, в 2019 году получила диплом учителя-дефектолога… и поняла, что хочу учиться дальше. Пошла в магистратуру — уже на экономический факультет. Все-таки педагогическое образование было больше маминым желанием, а вот в магистратуру я шла реализовывать уже свои интересы. Я работаю в банке, в кредитном отделе, очень много взаимодействую непосредственно с клиентами. Мне нравится общаться, помогать людям, так что и психолого-педагогическое образование оказалось очень кстати.

Одно из ярких студенческих воспоминаний — участие во всероссийском конкурсе «Профессиональное завтра». Я получила серебряную медаль в направлении «Стартап» за проект развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья. Люблю конкурсы за возможность пообщаться с практиками из разных сфер.

Наталья (вторая справа) на Всероссийском сетевом конкурсе проектов «Профессиональное завтра» в Ростове-на-Дону

Наталья (вторая справа) на Всероссийском сетевом конкурсе проектов «Профессиональное завтра» в Ростове-на-Дону

Поделиться

Учиться, особенно на магистратуре, было максимально комфортно: мы все уже работали, организовали занятия в дистанционном формате. Понравилось отношение к студентам: для диссертации я консультировалась с преподавателями со своей первой кафедры, приходила на кафедру института права — и никто не отказывал, все шли навстречу. А еще в ЧелГУ вс продумано для маломобильных.

Кстати, сейчас я получаю еще одно образование: учусь заочно в колледже УралГУФК на учителя физкультуры. Спортом я занимаюсь всю жизнь: это и жим штанги лежа, и метание ядра, и плавание, и конный спорт.

Я замужем, у меня трое сыновей, младшему всего месяц. Магистерскую диссертацию защищала на 35-й неделе. До этого со старшим уже приходилось защищать курсовую за пару недель до родов, в роддоме читала учебник по экономике. Учеба для меня как отдых, сидеть дома подолгу я не привыкла, к осени планирую вернуться на работу в банк. А через год как раз окончу колледж — и с новыми силами пойду штурмовать уже аспирантуру. Планирую поступать на профиль «Финансы и кредит» в родной ЧелГУ — надеюсь, всё получится.

Как абитуриентам с инвалидностью поступить в вуз и получить помощь с последующим трудоустройством? Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) ЧелГУ проводит консультации для жителей Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Звоните по телефону горячей линии 8 800 302-71-55, (351) 799-71-55 или задайте интересующий вопрос по электронной почте rumc@csu.ru.

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter