Образование «Спасибо, что считаете нас обычными людьми»: инклюзивному образованию на Южном Урале — 30 лет

«Спасибо, что считаете нас обычными людьми»: инклюзивному образованию на Южном Урале — 30 лет

В начале 90-х ЧелГУ первым в стране стал обучать студентов с нарушениями здоровья

Челябинский госуниверситет 30 лет назад взялся обучать студентов с нарушениями здоровья
Источник:

Человечность, терпение, отзывчивость, чуткость, теплота. Эти слова снова и снова звучат со сцены на торжественном приеме. Повод для благодарностей и эмоциональных речей весомый: ровно 30 лет назад на Южном Урале впервые заговорили об инклюзивном образовании — сегодня же почти 500 выпускников с нарушениями здоровья окончили Челябинский госуниверситет, еще полторы сотни прямо сейчас получают высшее образование. Что стоит за всеми этими цифрами? И почему даже современной доступной среды еще недостаточно для полноценной инклюзии?

На торжественный прием в честь 30-летия инклюзивного образования съехались гости со всего Урала
Источник:

Преграды — не только в отсутствии пандусов

На торжество в честь 30-летия инклюзивного образования съехались гости со всей области и из соседних регионов. В большом зале Заксобрания Челябинской области — представители областного парламента, руководители региональных министерств, ректоры и проректоры вузов из Челябинской, Свердловской и Курганской областей, руководители колледжей и школ, а также общественных организаций инвалидов. Героями торжественного приема стали специалисты, ветераны, студенты и выпускники ЧелГУ.

В зале собрались представители власти, учебных заведений, общественных организаций, а также сотрудники, студенты и выпускники ЧелГУ
Источник:

— Челябинский государственный университет одним из первых вузов в стране обратился к проблеме обучения лиц с инвалидностью на базе университетов. И проблему эту решил. Флагманские позиции в этой нише мы сохраняем до сих пор, — подчеркнул ректор ЧелГУ Сергей Таскаев.

Ректор ЧелГУ Сергей Таскаев: «Университет одним из первых обратился к проблеме доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и проблему эту решил»
Источник:
Сегодня сотрудники ЧелГУ помогают создавать специальные условия инклюзивного образования 29 вузам-партнерам из Челябинской, Свердловской и Курганской областей
Источник:

Только за шесть последних лет число студентов-инвалидов в Челябинском госуниверситете выросло на 80 процентов. Почти половина ребят учится на хорошо и отлично, а каждый десятый оканчивает вуз с красным дипломом. А ведь еще в начале 90-х большинство южноуральских школьников с инвалидностью и мечтать не могли о студенческой жизни. Обучали их максимум в интернатах либо на дому. О том, чтобы посещать пары, обедать в столовой или собираться после занятий с одногруппниками, даже речи не шло. И дело не только в пресловутых пандусах или кнопках вызова помощи, которых на тот момент не было в вузовских корпусах. Самые главные барьеры — в головах: тогда многим казалось, что учить на общем потоке людей маломобильных или, допустим, слабовидящих, попросту невозможно.

— Всякая истина, как сказал Эрнест Резерфорд, проходит через три стадии: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья — «это общеизвестно». Это то, с чем столкнулось инклюзивное образование буквально на наших глазах, — отметила начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Дарья Романенкова.

Начальник Ресурсного учебно-методического центра Дарья Романенкова: «Доступная среда в широком смысле — не только свободное передвижение, но и всестороннее развитие»
Источник:

Сегодня студенты с инвалидностью посещают лекции и семинары, участвуют в профессиональных конкурсах и олимпиадах, кто-то уже во время обучения находит работу. Сотрудники РУМЦ ЧелГУ помогают создавать специальные условия инклюзивного образования 29 вузам-партнерам из Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Делятся опытом, составляют методические рекомендации, консультируют, готовят преподавателей и сотрудников сферы профобразования к работе с инвалидами. Рассказывают, как помочь студентам с особенностями здоровья на всех этапах, от выбора будущей специальности до трудоустройства. И как сделать так, чтобы они адаптировались и максимально включились во все сферы университетской жизни.

Университету удалось наладить диалог между студентами с ограниченными возможностями здоровья, их родителями и представителями власти, образовательных и общественных организаций
Источник:
В 1992 году в ЧелГУ набрали первые экспериментальные группы, сегодня здесь учатся почти полторы сотни студентов с нарушениями здоровья
Источник:

А началось всё 30 лет назад с экспериментальных групп. В 1992 году два десятка абитуриентов из Челябинска и пяти южноуральских городов поступили в ЧелГУ на экономический, юридический и филологический факультет. Каждый месяц они приезжали в университет на лекции — пока что отдельно от общего потока студентов, собирались микрогруппами по месту жительства, индивидуально занимались с преподавателями. Через два года в вуз зачислили еще 11 человек, а уже в 1995-м в ЧелГУ создали отделение для студентов-инвалидов. Здесь впервые стали переводить таких студентов на интегрированное обучение.

Вскоре в городах области стали открываться учебно-консультационные пункты для обучения студентов-инвалидов
Источник:

По области начали открываться учебно-консультационные пункты. Южноуральские профессора, преподаватели и методисты разработали целый ряд документов — от методических рекомендаций до нормативных актов — которыми до сих пор пользуются по всей стране. Подтягивалось и техническое оснащение: в корпусах университета появились навигация, пандусы и подъемники, в кабинетах и лабораториях — специальное оборудование, в том числе аппаратура для слабослышащих и слабовидящих студентов.

За 30 лет в ЧелГУ удалось создать по-настоящему безбарьерную среду
Источник:

Создавать открытые возможности для тех, кто в этом особенно нуждается

За 30 лет в вузе сформировалась по-настоящему безбарьерная среда. Сотрудникам удалось подготовить научную, учебно-методическую, информационно-технологическую, кадровую базу, и день за днем они продолжают консультировать работников образования, занимаются довузовской подготовкой и комплексным сопровождением ребят с нарушениями здоровья — словом, делают всё возможное, чтобы интегрировать их во внешний мир.

Ежегодно десятки ребят со всей области проходят довузовскую подготовку, поступают в ЧелГУ и другие вузы, участвуют в национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс», многие успешно трудоустраиваются
Источник:

— Благодаря этому у студентов появляются возможности для реализации талантов, а также понимание того, что они нужны обществу. Более того, полученная профессия поможет обрести независимость, которая так важна для людей с ограничениями по здоровью, — отметил в поздравительном адресе председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.

Кстати, согласно данным Росстата, общее число трудоустроенных инвалидов в России сейчас составляет всего около 30%. При этом среди выпускников ЧелГУ трудоустраивается более 60 процентов.

Первый вице-президент Всероссийского общества глухих Евгений Безруков: «Это настоящая инклюзия — жизненная, всесторонняя»
Источник:

— Это настоящая инклюзия — жизненная, всесторонняя, — поделился первый вице-президент Всероссийского общества глухих Евгений Безруков и отметил, как важно и дальше делать всё возможное, чтобы высшее образование становилось доступнее для детей с инвалидностью: — Выпускникам специализированных школ — например, с нарушениями слуха — бывает сложно поступить в университет, потому что есть большой разрыв между школьной программой и уровнем требований к первокурсникам. И если мы добьемся того, чтобы выпускники школ имели хорошие знания, то и студентов станет больше. Важно сделать так, чтобы университет, школа и общество были в одной связке. И мы как общественная организация готовы содействовать этому.

В финале торжественного приема — благодарность всем, кто трудится на благо инклюзивного образования Южного Урала
Источник:
Сотрудников отметили почетными грамотами
Источник:

— Мы стремимся выстроить систему индивидуального непрерывного сопровождения ребят. Тесно работаем со специальными коррекционными школами, где учатся дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Идеально было бы вести ребят с самого начала, еще с младших классов. Работаем с колледжами — всеми профессиональными образовательными организациями в трех регионах. Также в планах — дальнейшее развитие индивидуальной профориентации и трудоустройства наших студентов и выпускников, — рассказала Дарья Романенкова.

Совместно с вузами-партнерами, школами и колледжами ЧелГУ развивает на Урале систему непрерывного инклюзивного образования
Источник:

На ближайшие годы запланировано создание регионального учебного научно-методического центра по профессиональной ориентации молодежи с инвалидностью, стажировочной площадки для педагогов профессионального образования, разработка онлайн-курсов для расширения возможностей трудоустройства для студентов и выпускников.

В вузе не только сопровождают своих подопечных во время обучения, но и помогают трудоустроиться
Источник:

Участники торжественного приема подвели итоги и наметили планы на будущее. И красной нитью во всех обсуждениях, поздравлениях, торжественных речах и благодарностях проходила мысль: инклюзия — это не только безбарьерная архитектурная среда или возможность получить диплом. В первую очередь — это отношение на равных, принимающее и уважительное.

Николай Ольховский окончил ЧелГУ с двумя красными дипломами
Источник:

— Давайте постараемся приложить максимум усилий и донести одну мысль до максимального количества людей, работающих в образовательных организациях, в детских садах, школах, в университетах, которые сегодня в эту программу образования инвалидов настолько плотно не включены, — обратился к залу выпускник ЧелГУ Николай Ольховский. — До максимального числа людей давайте донесем мысль о том, что важно в первую очередь относиться друг к другу как к людям. И тогда в Челябинской области, на Урале, в России на несколько сотен тысяч полноценных, самостоятельных граждан станет больше и мы все станем сильнее.

Неравнодушная команда готова и дальше продвигать идеи и принципы инклюзии в обществе
Источник:

ФГБОУ ВО ЧелГУ, www.csu.ru

Реклама.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления