RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

0 м/c,

749мм 93%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Образование «Спасибо, что считаете нас обычными людьми»: инклюзивному образованию на Южном Урале — 30 лет

«Спасибо, что считаете нас обычными людьми»: инклюзивному образованию на Южном Урале — 30 лет

В начале 90-х ЧелГУ первым в стране стал обучать студентов с нарушениями здоровья

Челябинский госуниверситет 30 лет назад взялся обучать студентов с нарушениями здоровья

Человечность, терпение, отзывчивость, чуткость, теплота. Эти слова снова и снова звучат со сцены на торжественном приеме. Повод для благодарностей и эмоциональных речей весомый: ровно 30 лет назад на Южном Урале впервые заговорили об инклюзивном образовании — сегодня же почти 500 выпускников с нарушениями здоровья окончили Челябинский госуниверситет, еще полторы сотни прямо сейчас получают высшее образование. Что стоит за всеми этими цифрами? И почему даже современной доступной среды еще недостаточно для полноценной инклюзии?

На торжественный прием в честь 30-летия инклюзивного образования съехались гости со всего Урала

Преграды — не только в отсутствии пандусов

На торжество в честь 30-летия инклюзивного образования съехались гости со всей области и из соседних регионов. В большом зале Заксобрания Челябинской области — представители областного парламента, руководители региональных министерств, ректоры и проректоры вузов из Челябинской, Свердловской и Курганской областей, руководители колледжей и школ, а также общественных организаций инвалидов. Героями торжественного приема стали специалисты, ветераны, студенты и выпускники ЧелГУ.

В зале собрались представители власти, учебных заведений, общественных организаций, а также сотрудники, студенты и выпускники ЧелГУ

— Челябинский государственный университет одним из первых вузов в стране обратился к проблеме обучения лиц с инвалидностью на базе университетов. И проблему эту решил. Флагманские позиции в этой нише мы сохраняем до сих пор, — подчеркнул ректор ЧелГУ Сергей Таскаев.

Ректор ЧелГУ Сергей Таскаев: «Университет одним из первых обратился к проблеме доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и проблему эту решил»
Сегодня сотрудники ЧелГУ помогают создавать специальные условия инклюзивного образования 29 вузам-партнерам из Челябинской, Свердловской и Курганской областей

Только за шесть последних лет число студентов-инвалидов в Челябинском госуниверситете выросло на 80 процентов. Почти половина ребят учится на хорошо и отлично, а каждый десятый оканчивает вуз с красным дипломом. А ведь еще в начале 90-х большинство южноуральских школьников с инвалидностью и мечтать не могли о студенческой жизни. Обучали их максимум в интернатах либо на дому. О том, чтобы посещать пары, обедать в столовой или собираться после занятий с одногруппниками, даже речи не шло. И дело не только в пресловутых пандусах или кнопках вызова помощи, которых на тот момент не было в вузовских корпусах. Самые главные барьеры — в головах: тогда многим казалось, что учить на общем потоке людей маломобильных или, допустим, слабовидящих, попросту невозможно.

— Всякая истина, как сказал Эрнест Резерфорд, проходит через три стадии: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья — «это общеизвестно». Это то, с чем столкнулось инклюзивное образование буквально на наших глазах, — отметила начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Дарья Романенкова.

Начальник Ресурсного учебно-методического центра Дарья Романенкова: «Доступная среда в широком смысле — не только свободное передвижение, но и всестороннее развитие»

Сегодня студенты с инвалидностью посещают лекции и семинары, участвуют в профессиональных конкурсах и олимпиадах, кто-то уже во время обучения находит работу. Сотрудники РУМЦ ЧелГУ помогают создавать специальные условия инклюзивного образования 29 вузам-партнерам из Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Делятся опытом, составляют методические рекомендации, консультируют, готовят преподавателей и сотрудников сферы профобразования к работе с инвалидами. Рассказывают, как помочь студентам с особенностями здоровья на всех этапах, от выбора будущей специальности до трудоустройства. И как сделать так, чтобы они адаптировались и максимально включились во все сферы университетской жизни.

Университету удалось наладить диалог между студентами с ограниченными возможностями здоровья, их родителями и представителями власти, образовательных и общественных организаций
В 1992 году в ЧелГУ набрали первые экспериментальные группы, сегодня здесь учатся почти полторы сотни студентов с нарушениями здоровья

А началось всё 30 лет назад с экспериментальных групп. В 1992 году два десятка абитуриентов из Челябинска и пяти южноуральских городов поступили в ЧелГУ на экономический, юридический и филологический факультет. Каждый месяц они приезжали в университет на лекции — пока что отдельно от общего потока студентов, собирались микрогруппами по месту жительства, индивидуально занимались с преподавателями. Через два года в вуз зачислили еще 11 человек, а уже в 1995-м в ЧелГУ создали отделение для студентов-инвалидов. Здесь впервые стали переводить таких студентов на интегрированное обучение.

Вскоре в городах области стали открываться учебно-консультационные пункты для обучения студентов-инвалидов

По области начали открываться учебно-консультационные пункты. Южноуральские профессора, преподаватели и методисты разработали целый ряд документов — от методических рекомендаций до нормативных актов — которыми до сих пор пользуются по всей стране. Подтягивалось и техническое оснащение: в корпусах университета появились навигация, пандусы и подъемники, в кабинетах и лабораториях — специальное оборудование, в том числе аппаратура для слабослышащих и слабовидящих студентов.

За 30 лет в ЧелГУ удалось создать по-настоящему безбарьерную среду

Создавать открытые возможности для тех, кто в этом особенно нуждается

За 30 лет в вузе сформировалась по-настоящему безбарьерная среда. Сотрудникам удалось подготовить научную, учебно-методическую, информационно-технологическую, кадровую базу, и день за днем они продолжают консультировать работников образования, занимаются довузовской подготовкой и комплексным сопровождением ребят с нарушениями здоровья — словом, делают всё возможное, чтобы интегрировать их во внешний мир.

Ежегодно десятки ребят со всей области проходят довузовскую подготовку, поступают в ЧелГУ и другие вузы, участвуют в национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс», многие успешно трудоустраиваются

— Благодаря этому у студентов появляются возможности для реализации талантов, а также понимание того, что они нужны обществу. Более того, полученная профессия поможет обрести независимость, которая так важна для людей с ограничениями по здоровью, — отметил в поздравительном адресе председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.

Кстати, согласно данным Росстата, общее число трудоустроенных инвалидов в России сейчас составляет всего около 30%. При этом среди выпускников ЧелГУ трудоустраивается более 60 процентов.

Первый вице-президент Всероссийского общества глухих Евгений Безруков: «Это настоящая инклюзия — жизненная, всесторонняя»

— Это настоящая инклюзия — жизненная, всесторонняя, — поделился первый вице-президент Всероссийского общества глухих Евгений Безруков и отметил, как важно и дальше делать всё возможное, чтобы высшее образование становилось доступнее для детей с инвалидностью: — Выпускникам специализированных школ — например, с нарушениями слуха — бывает сложно поступить в университет, потому что есть большой разрыв между школьной программой и уровнем требований к первокурсникам. И если мы добьемся того, чтобы выпускники школ имели хорошие знания, то и студентов станет больше. Важно сделать так, чтобы университет, школа и общество были в одной связке. И мы как общественная организация готовы содействовать этому.

В финале торжественного приема — благодарность всем, кто трудится на благо инклюзивного образования Южного Урала
Сотрудников отметили почетными грамотами

— Мы стремимся выстроить систему индивидуального непрерывного сопровождения ребят. Тесно работаем со специальными коррекционными школами, где учатся дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Идеально было бы вести ребят с самого начала, еще с младших классов. Работаем с колледжами — всеми профессиональными образовательными организациями в трех регионах. Также в планах — дальнейшее развитие индивидуальной профориентации и трудоустройства наших студентов и выпускников, — рассказала Дарья Романенкова.

Совместно с вузами-партнерами, школами и колледжами ЧелГУ развивает на Урале систему непрерывного инклюзивного образования

На ближайшие годы запланировано создание регионального учебного научно-методического центра по профессиональной ориентации молодежи с инвалидностью, стажировочной площадки для педагогов профессионального образования, разработка онлайн-курсов для расширения возможностей трудоустройства для студентов и выпускников.

В вузе не только сопровождают своих подопечных во время обучения, но и помогают трудоустроиться

Участники торжественного приема подвели итоги и наметили планы на будущее. И красной нитью во всех обсуждениях, поздравлениях, торжественных речах и благодарностях проходила мысль: инклюзия — это не только безбарьерная архитектурная среда или возможность получить диплом. В первую очередь — это отношение на равных, принимающее и уважительное.

Николай Ольховский окончил ЧелГУ с двумя красными дипломами

— Давайте постараемся приложить максимум усилий и донести одну мысль до максимального количества людей, работающих в образовательных организациях, в детских садах, школах, в университетах, которые сегодня в эту программу образования инвалидов настолько плотно не включены, — обратился к залу выпускник ЧелГУ Николай Ольховский. — До максимального числа людей давайте донесем мысль о том, что важно в первую очередь относиться друг к другу как к людям. И тогда в Челябинской области, на Урале, в России на несколько сотен тысяч полноценных, самостоятельных граждан станет больше и мы все станем сильнее.

Неравнодушная команда готова и дальше продвигать идеи и принципы инклюзии в обществе

ФГБОУ ВО ЧелГУ, www.csu.ru

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter