По инициативе РУМЦ Челябинского государственного университета состоялся установочный сетевой вебинар «Реализация комплекса мероприятий, направленных на поступление лиц с инвалидностью на бюджетные места в вузы».
Мероприятие прошло в гибридном формате во время отраслевого форума «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития». Форум прошел в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина.
Участниками установочного вебинара стали более 460 человек из 67 субъектов России.
В организации мероприятия приняли участие вузы сети РУМЦ. Спикерами выступили представители РУМЦ ВятГУ, СКФУ, ЧГУ, ЮФУ, РГСУ, РГПУ им. А. И. Герцена, РУС «ГЦОЛИФК», КФУ им. В. И. Вернадского. Модератор вебинара — начальник РУМЦ ЧелГУ Дарья Романенкова.
Анализ приема поступающих показывает, что практика квотирования мест не обеспечивает в полной мере равенство возможностей при поступлении в вузы. Особая квота не закрывается полностью практически ни в одном вузе, в среднем по России это менее 50%.
Решением проблемы заполнения особой квоты лицами с инвалидностью и, соответственно, повышения доступности инклюзивного высшего образования должен стать комплексный подход, интегрирующий различные формы работы.
В 2023 году Челябинским государственными университетом разработан проект комплекса мер, направленных на поступление лиц с инвалидностью на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований, на основе которого сетью ресурсных центров, функционирующих в системе высшего образования, разработаны методические рекомендации.
— Главная задача: помочь вузам выявить молодых людей с инвалидностью, имеющих необходимую базу для получения высшего образования, помочь им выбрать востребованную современную профессию, которая соответствует их интересам, способностям, личностным качествам, состоянию здоровья, а при необходимости обеспечить довузовскую подготовку к поступлению, — отметила начальник РУМЦ ЧелГУ Дарья Романенкова.
На вебинаре были представлены рекомендации по совершенствованию профориентационной работы, включая алгоритм формирования индивидуальных траекторий профессиональной ориентации выпускников на основе средств профессиональной диагностики с учетом нозологий.
Представители сети РУМЦ презентовали различные методики проведения анализа востребованности направлений подготовки и специальностей высшего образования с учетом возможностей дальнейшего трудоустройства лиц с инвалидностью на квотируемые рабочие места и места, где возможна удаленная занятость.
Разработаны и представлены алгоритмы информирования заинтересованных школ, колледжей, некоммерческих организаций, общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов о возможностях получения инклюзивного высшего образования. Отдельное внимание уделено информированию лиц с инвалидностью о возможностях получения второго бесплатного высшего образования и информированию участников военных действий, получивших инвалидность.
— Нередка ситуация, когда у человека с инвалидностью есть мотивация к получению высшего образования, но нет достаточной подготовки. Эту проблему призваны решать бюджетные подготовительные отделения вузов. Их задачей должна стать не только подготовка будущих абитуриентов к сдаче вступительных экзаменов, но и повышение готовности к сознательному выбору своей будущей профессии и получению высшего образования, — поясняет директор РУМЦ ЧелГУ.
В этом году предложенные меры апробированы в вузах РУМЦ, а на следующий год практика будет распространена на все вузы России. Результатом должно стать увеличение количества поступивших в вузы на бюджет лиц с инвалидностью, получение ими качественного профессионального образования и трудоустройства в будущем.
ФГБОУ ВО ЧелГУ, csu.ru