
В наступающем году один из старейших вузов региона отмечает 90-летие. Поговорили с исполняющим обязанности ректора Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета о профессии педагога и именитых выпускниках, работе с особенными детьми и командировках в Западную Африку. Тепло ли приняли южноуральских преподавателей в Сенегале и Мали, как придуманная в Челябинске студенческая игра завирусилась на всю страну и при чем здесь зоопарк и совы — честное интервью с Александром Кузнецовым.
Проект межконтинентального масштаба
— Александр Игоревич, уходящий год был посвящен педагогам и наставникам — и для ЮУрГГПУ стал во многих отношениях прорывным. Вуз теперь сотрудничает с Африканским континентом. Как вышло, что за год география разрослась настолько широко?
— В этом году по заданию Министерства просвещения РФ подведомственные педагогические вузы страны начали культурно-просветительскую деятельность в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Наши челябинские преподаватели уже побывали в Мали, а буквально на днях двое коллег вернулись из Сенегала. Это был пробный камень, и достаточно успешный: более 300 студентов в обеих странах прошли нашу курсовую подготовку. Вообще, интерес к российской системе образования, к России в целом со стороны африканской молодежи неподдельный. Особенно в Мали: там российский флаг можно увидеть на автомобилях, на мотоциклах, даже гаражи раскрашивают в триколор. Уверен, что на следующий год наши контакты станут еще более тесными.

— В чём это будет заключаться?
— Будем обучать не только студентов, но и местных педагогов: чтобы они повышали квалификацию и могли самостоятельно обучать школьников русскому языку. Интересно, что многие преподаватели, которые сейчас работают в малийских или сенегальских учебных заведениях, получали образование в Советском Союзе, кто-то до сих пор неплохо говорит по-русски. И уже в начале следующего года мы планируем подписать соглашение с государственным педагогическим университетом в Бамако, столице Мали, — это базовый вуз по подготовке педагогических кадров.
Более того, мы приветствуем, чтобы студенты и выпускники школ из стран Африки приезжали к нам, более углубленно изучали русский язык — и в дальнейшем могли поступить в челябинские вузы на интересные им направления. Это может быть не только педагогика, но и инженерия, естественные науки, медицина… Кстати, буквально на днях нам пришла заявка от молодого человека из Сенегала, который хочет поступить в наш вуз. Так что будем продолжать сотрудничество — работа эта нужна и Африке, и России.
— Пожалуй, это здорово, что африканская молодежь стремится в Россию. А наши преподаватели как относятся к своим дальним командировкам? Все-таки Мали — это не туристический Египет или Тунис.
— На самом деле, у нас были определенные опасения, я лично выезжал на места, прежде чем отправить туда сотрудников. Вообще, работа педагогических вузов сейчас ведется в 62 странах мира. Ярославский педуниверситет, например, работает в Кот-Д'ивуаре, коллеги из Воронежа — в Конго. Нашим соседям из Шадринска, можно сказать, повезло: им достались Сейшельские острова и Мадагаскар (улыбается). А в Мали осенью начался сухой сезон, там влажность — ноль процентов. Это страна, большую часть которой занимает Сахара.
И наши преподаватели вернулись вдохновленные, показывали видео, как под конец студенты уже говорили «здравствуйте», «до свидания». И многие коллеги сейчас разделяют интерес. Это экзотический, но очень полезный педагогический опыт: выехать за дальний рубеж, через несколько портов мира, попробовать свои силы в обучении молодежи, которая русского языка никогда не слышала, с нуля привить им любовь к русской культуре, к русской литературе. Да, страны непростые, и очень много нужно сделать, чтобы просто поднять там уровень жизни. Без системы образования это невозможно. Мы поможем освоить последние компетенции, технологии — Россия способна это сделать. Руками наших преподавателей в том числе.

В «Русский мир» теперь играют сотни учеников 5–11 классов
— Уже более двадцати лет с подачи педуниверситета южноуральские школьники играют в «Русский мир». В этом году проект буквально залетел в топ — и стал известен на всю страну?
— Да, за 20 с лишним лет проект вырос из вузовской игры и сейчас внесен в федеральный перечень олимпиад и иных конкурсов, утвержденных приказом Министерства просвещения РФ. За это время игра видоизменилась, стала более зрелищной, публичной, интересной, содержательной — и носит очень серьезный воспитательный характер и патриотическую направленность. Мы готовимся уже к следующему всероссийскому финалу, он состоится в марте 2024 года, участие примет вдвое больше городов — 18. Сейчас в Челябинске идет отборочный этап в онлайн-формате, и наши школьники тоже участвуют достаточно активно.
Игра «Русский мир» — это интеллектуальное состязание, посвященное истории, литературе, культуре и традициям России. Проект создан в 2001 году на Южном Урале, в стенах педагогического университета при поддержке Комитета по делам образования города Челябинска. А в феврале 2023 года по инициативе администрации города Челябинска он приобрел всероссийский масштаб. Финальная игра была посвящена Петровской эпохе — в честь празднования 350-летия со дня рождения Петра I.
Педагоги и студенты покорили крупнейшую выставку страны
— В начале декабря команда университета вернулась с международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ — как оцениваете успехи?
— Поначалу мы даже не надеялись, что удастся там побывать, но по инициативе Министерства просвещения вместе с коллегами из Оренбурга и Башкирии смогли представить наши учебные заведения на всероссийской арене. Наш университет за эти два дня провел несколько десятков мероприятий, мастер-классы одновременно шли в трех помещениях.
— Что особенно запомнилось?
— В Челябинске есть компания «Инновации детям», она активно занимается поставками оборудования для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В челябинских детских садах и школах достаточно много такого оборудования, и эффективно его использовать помогают наши методисты, преподаватели, профессора... На выставке-форуме мы смогли продемонстрировать эти инновации — такого нет нигде в стране. Показали, что делают преподаватели факультетов дошкольного образования, инклюзивного и коррекционного образования с помощью технических устройств, которые изобретаются здесь, на Южном Урале.
— Университет вновь ждут на ВДНХ, теперь уже с персональной экспозицией?
— Да, в феврале мы поедем снова — и покажем все наши умения и возможности. Для нас это важно, особенно в преддверии юбилея.
Юбилей у вуза, подарки — городу
— На юбилейный год наверняка уже большие планы?
— Посвятим празднику много событий, начиная со Дня студента, который будет 25 января. Финальные мероприятия, конечно, будут в конце года, когда наш университет и создавался. Вуз основан в 1934 году — он практически ровесник Челябинской области, на несколько месяцев моложе (улыбается). И в течение всего года у нас запланирован такой марафон добрых дел — своему городу, области, всей стране. Например, возьмем под опеку сову в Челябинском зоопарке — ведь это символ нашего университета. А возможно, даже привезем в Челябинск сову из другого региона.
Всех подробностей раскрывать пока не буду, но сам университет даже внешне к этому времени поменяется.

— Челябинский педагогический — один из старейших вузов страны, сколько выпускников было за эти годы?
— Почти сто тысяч. Это оплот педагогического сообщества всей Челябинской области: 70% бюджетного набора на высшее педагогическое образование в регионе осуществляется именно в нашем вузе. А если считать вместе со средним специальным образованием, то это 40% специалистов — практически каждый второй педагог региона готовится здесь, в стенах университета.
У нас много известных выпускников. Это, например, Владимир Абрамович Караковский, один из столпов теории воспитания в нашей стране. Из ныне здравствующих это и глава Челябинска Наталья Петровна Котова, и наша «Уральская молния» Лидия Павловна Скобликова. Или, например, известный блогер Петр Земсков, у него больше миллиона подписчиков — он мне напоминает Перельмана, тоже озвучивает занимательную математику простыми словами. Много знаковых людей, которые помнят об университете, и мы будем рады их видеть на юбилейных мероприятиях.
Благодарная профессия
— Как считаете, остается ли профессия педагога востребованной в современном мире? Ведь даже среди именитых выпускников вуза не все работают по специальности…
— Примерно 8% населения Челябинской области работает именно в системе образования. Для сравнения, на здравоохранение и соцзащиту приходится по 4 процента. И могу сказать, что недостатка в молодежи нет. Был локальный дефицит, к примеру, в девяностых годах. Я всё это пережил на собственной шкуре, когда работал в школе, трудные были времена. Но всё равно это очень хорошая, благодарная профессия. До сих пор, бывает, идешь — и окликает тебя какой-нибудь бородатый дядька или взрослая женщина: «Ой, Александр Игоревич, помните меня?» Ты ведь не просто вел предмет, ты учил их, вы вместе куда-то ходили, ездили… И ты понимаешь, что всё это было не зря.
«Без педагогов не обойтись, они обеспечивают межпоколенческую связь, как бы пафосно это ни звучало»
Кстати, даже если выпускники педвуза и не работают по специальности, у них у всех формируется очень важное качество — способность выстраивать коммуникации с другими людьми. Я когда только пришел в школу, у меня был сначала 9-й класс. Общий язык нашли достаточно быстро, благо разница в возрасте была небольшая, дети меня приняли. На следующий год мне дали 5-й класс — и тут я сел. Да, я отлично знал свой предмет, историю, но вот как передавать знания детям? Приходилось наверстывать на практике. Тогда я понял, насколько важна методика в педагогике — и стал завидовать выпускникам педа, потому что здесь методику всегда давали очень хорошо. Психология личности, социальная психология, возрастная — без этого никуда. Так что человек, освоивший работу педагога, способный работать и с начальными классами, и со средним, и со старшим звеном, он будет успешен в работе с любым коллективом, может организовать производство, найти себя во многих сферах.
Ну и, конечно, сама педагогическая профессия — вечная, архиважная для любой страны. Без педагогов не обойтись, они обеспечивают межпоколенческую связь, передают всё самое ценное подрастающим поколениям, как бы пафосно это ни звучало.

— Это сложная миссия?
— Многим кажется, что учить, воспитывать — это легко и каждый сможет. Но ведь воспитание — это процесс, который происходит только в коллективной, социально значимой и созидательной деятельности. Здесь важно каждое слово. И задача педагога — не просто коллектив создать, а еще выстроить цепочку таких воспитывающих дел. Например, сегодня утром наши студенты передали волонтерам «Народного фронта» окопные свечи. И это ведь тоже целый процесс: они проявили инициативу, нашли банки, парафин, картонки, научились — и изготовили целых 160 крупных свечей.
Или вот мы со студентами решили благоустроить территорию около университета: сделать пространство не только для вуза, но и для города. У здания красивый фасад, но площадка перед ним пустует. Хотим сделать здесь публичное место, где можно проводить выставки, концерты на свежем воздухе, устроить литературное кафе. Это ведь центр города, место с огромным трафиком — хочется, чтобы горожане не проходили мимо, чтобы появилась новая точка притяжения. Студенты сами придумали проект нового сквера: какой сделать дизайн, какие скамейки поставить, освещение. Мы заявились на грант и надеемся, что фонд нас поддержит. А если даже и нет, всё равно эту историю сделаем. Мне кажется, в процессе таких социально значимых дел и формируется личность студента.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет:
Челябинск, пр. Ленина, 69;
Cspu.ru;
«ВКонтакте»;
«Одноклассники»»;
Телеграм
ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». Cspu.ru