Десять лет назад в Челябинске открылся первый барбершоп — и с тех пор количество стильных и ухоженных мужчин с эффектными стрижками и впечатляющей бородой неуклонно растет. Более того, на Южном Урале уже обучили не один десяток крутых экспертов — а теперь готовы нести секреты барберинга в массы. Всех, кто мечтает освоить модное и прибыльное мастерство, приглашают поступить в Академию Chop-Chop — занятия на ближайшем потоке начинаются 26 февраля.
Подойдет ли профессия, если страшно брать в руки лезвие? Много ли денег реально «настричь» новичку? А женщина может стать барбером? Захватывающими подробностями поделился управляющий сети барбершопов Chop-Chop в Челябинске Алексей Еремин.
— Алексей, еще лет пятнадцать назад слово «барбершоп» было для многих южноуральцев чем-то непривычным. Как сложилось, что именно в Челябинске теперь будут обучать барберов из разных регионов страны?
— На самом деле, обучать барберов Челябинск начал еще в 2015 году. В небольшой комнатке на четырех человек мы готовили новых мастеров для нашей сети барбершопов. Кто-то затем открыл свое дело, некоторые выпускники сейчас работают в Москве, Петербурге, Дубае. Весь челябинский барберинг, по сути, начался именно с Chop-Chop, и практически каждый мастер — либо наш бывший ученик, либо ученик нашего ученика.
— А в масштабах страны где-то еще готовят таких специалистов?
— Есть сильная школа барберов в Екатеринбурге и в Москве — и больше учиться практически негде. Так что южноуральцам повезло: не надо ехать в другой регион: приезжать будут к нам.
— Расскажите, кому подойдет курс, и может ли женщина тоже стать барбером?
— Конечно, среди наших мастеров немало женщин, это только клиенты барбершопов — исключительно мужчины. Как показывает практика, в основном учиться барберингу идет либо молодежь от 16 до 25 лет — либо люди 45+, желающие сменить профессию. Курс «Барбер с нуля» рассчитан на новичков и подойдет всем.
«Нам постоянно требуются модели на стрижку, оформление бороды — если хотите постричься бесплатно, следите за новостями в соцсетях»
— Где проходит и сколько длится обучение?
— Занятия проходят в центре города, на Пушкина, 60: сверху находится наша фирменная парикмахерская, а в цоколе — Академия Chop-Chop. Обучение включает 120 часов подготовки и длится примерно месяц. Мы по максимуму оптимизировали программу, туда входит действительно всё самое важное. На выходе даже никогда не державший в руках ножниц человек освоит три базовых стрижки плюс оформление бороды.
— То есть всего через месяц получится стричь людей?
— Гораздо раньше! Теория на курсе длится только три дня: ты изучаешь основы и тренируешься на манекенах. А дальше — стрижешь моделей. Я сам прошел обучение в тестовой группе, чтобы понимать все процессы изнутри. Это очень необычный опыт. Для начала учишься работать с ножницами: двигать нужно только большим пальцем. Потом дают машинку, и ты отрабатываешь вот такие «копающие» движения. Делаешь оттяжки волос под разным углом — тянешь, а за тобой смотрят и говорят, как пальчики держать. Пробуешь стричь на манекене — одной «головы» хватает на 2–3 стрижки — и переходишь к живым людям. Нам, кстати, постоянно требуются модели на стрижку, оформление бороды — если хотите постричься бесплатно, следите за новостями в соцсетях.
«На второй месяц наши студенты выходят в зал и зарабатывают»
— Специальных знаний на старте не нужно, а как насчет оборудования и инструментов?
— Мы даем список и три ценовые раскладки. Самый дешевый комплект можно собрать примерно за 10 тысяч рублей, самый дорогой — тысяч за 150. Если только учитесь держать ножницы, начинайте с бюджетных вариантов. Потому что, если ножницы один раз упали, их можно выбросить. Так что 10–30 тысяч рублей на инструменты — это потолок на старте.
— Как быстро окупится обучение?
— Самый обычный человек со средней обучаемостью и средним умением коммуницировать всё отобьет за год полностью — и обучение, и вложение в инструмент.
— При условии, что сразу найдет работу. Многие получают образование годами, а потом не могут никуда устроиться, а тут — один короткий курс…
— Образование, к сожалению, не показатель. К нам приходят парикмахеры — выпускники техникумов, и навыки у них зачастую невероятно низкие. Главный плюс таких ребят — пространственное мышление: в техникуме заставляют очень много рисовать, и они понимают, как строится на голове каждая стрижка. Наша же задача — научить человека делать это быстро, здесь и сейчас. Мы живем в такую эпоху, что странно тратить четыре года на то, что можно освоить и начать применять через четыре недели.
Студент нашей академии уже на второй месяц выходит в зал, работает и зарабатывает. Сейчас наш рекорд — парень за месяц сделал 240 тысяч рублей. Но мы не считаем это вау-результатом, наша задача — чтобы ребята выходили и на большие суммы.
— А хватит ли всем выпускникам места в салонах?
— Мы собираемся расширяться, и нам понадобятся новые кадры: в Челябинске сейчас два салона Chop-Chop, оба в центре, а клиенты приезжают с Северо-Запада, с ЧТЗ, из Ленинского… Будем постепенно открываться в других районах.
Ну и самое главное: стажеры поначалу смогут работать прямо в Академии: стричь и прокачивать навыки под присмотром наших опытных мастеров. Для новичков это возможность быстро набить руку, для клиентов — сэкономить и сделать стрижку дешевле, чем в барбершопе. Сейчас, например, начинающие мастера стригут по акции «Плати, сколько хочешь».
— Клиенты охотно доверяются новеньким?
— Риск получить плохую стрижку крайне мал. Во-первых, за стажером очень сильно следят. Во-вторых, мы даем навыки таким образом, чтобы даже человек без опыта мог подстричь хорошо. Единственная разница будет во времени. Стажеру на хорошую стрижку потребуется три часа. Опытному мастеру — 45 минут.
— Как быстро можно вырасти до мастера?
— Мы заинтересованы, чтобы наши ребята быстрее продвигались по карьерной лестнице. Задача для стажера — выйти в мастера максимум за полгода. Всего у нас шесть категорий: стажер, мастер, старший мастер, топ-мастер, эксперт. И высшая ступень — арт-директор, но это уже цель для самых амбициозных.
Выпускникам базового курса рекомендуем через 4–6 месяцев пойти на второй этап обучения. На первой «базе» он учится делать короткие стрижки и бороду. После второго этапа уже можно стричь длинные формы: «трансильванию», «серфер» и так далее. Как показывает практика, нет смысла сразу вываливать на человека весь огромный объем знаний. Для начала нужно поставить руку, а затем постепенно расширять навыки.
— А для опытных мастеров какие есть возможности?
— Мастера постоянно ездят на обучение, на соревнования, участвуют в конкурсах — учатся сами и передают эти знания стажерам. В барберинге ведь постоянно появляются новые фишки: как сократить время при сохранении качества или получить необычную текстуру. А еще мы стараемся приглашать в Челябинск крутых экспертов. Скоро приезжает Юлия Ясникова, очень известный и востребованный преподаватель, проведет двухдневное обучение по стрижкам. Осенью же думаем, чтобы организовать в Челябинске слет барберов — с соревнованиями, мастер-классами, привезти интересных мастеров из разных регионов.
Кстати, к нам в академию за повышением квалификации может обратиться любой мастер из салона красоты, парикмахерской, студии и т. д. Поможем освоить базовые мужские стрижки на разную длину, бритье, оформление бороды — всё что угодно, в нужном объеме и темпе, под свой запрос. Можем подобрать программу индивидуально или взять в группы для продвинутых, на курсы «Барбер PRO» и «Королевское бритье».
— Кстати, а новичков на базовом курсе не учат работать с бритвой?
— Нет, на старте — только ножницы и машинка. Я даже больше скажу: у нас в Челябинске есть крутые мастера с довольно большим опытом, которые до сих пор не освоили бритье. Некоторые просто боятся брить — и это нормально, они всё равно найдут своих клиентов и смогут прекрасно зарабатывать на стрижках. Вот в южных регионах ситуация другая. В Краснодаре, например, настоящий культ бритья: люди приходят по несколько раз в неделю, особенно в жаркие дни. Летом за весь день может не быть ни одного клиента на стрижку, зато на бритье — целая очередь.
— А в Челябинске как с клиентами?
— За прошлый год мы подстригли 34 786 человек, а если считать отдельно стрижки, бороду — то было оказано 37 608 услуг. Новых клиентов — почти три с половиной тысячи. Свежих данных по всей стране пока не подскажу, но вот в 2021 году челябинский Chop-Chop занимал второе место в России по посещаемости. Мы знаем, как делать этот бизнес.
Урал вообще считается мастодонтом по сервису. Наши клиенты, которые стриглись в Москве и Питере, говорят, что это просто небо и земля. В столице не хватает такого уровня, такого подхода, который есть у нас.
— В чем секрет?
— Наши ребята умеют общаться с людьми. Найти подход к человеку, отследить какие-то невербальные моменты, чтобы понимать клиента с полуслова. Знают, с какой стороны подойти, как помыть голову, на что обратить внимание — из таких деталей складывается общее впечатление о мастере. Например, если начинаешь спешить, это зачастую воспринимается очень негативно: кажется, что ты нервничаешь, торопишься, весь какой-то суетной. Можно делать всё быстро, но уверенно и спокойно. И мы учим работать так, чтобы клиенты приходили и возвращались.
ИП Штей Егор Вадимович, https://vk.com/chopchopchelyabinsk