У современных абитуриентов и их родителей требования к выбору вуза высоки. Мир меняется всё быстрее, и годами изучать устаревшую теорию, чтобы затем выпуститься «на улицу» — уже не вариант. Важно поступить туда, где готовят действительно востребованные кадры. Где студенты с первых дней погружаются в теплую вдохновляющую атмосферу, проявляют себя по максимуму, заводят новых друзей. И точно знают, что прямо сейчас работодатель уже ждет их с нетерпением — на практику, а затем и в штат.
В Челябинском институте путей сообщения есть всё: и насыщенная яркая учебная жизнь, и карьерные перспективы. На самые распространенные вопросы абитуриентов отвечают руководитель структурного подразделения среднего профессионального образования Валентина Харлан и декан факультета высшего образования ЧИПС УРГУПС Игорь Медведев.
— Много ли в этом году бюджетных мест? Насколько сложно попасть на бесплатное обучение, какие вступительные испытания?
Валентина Харлан. На программах среднего профессионального образования 230 основных бюджетных мест, плюс Министерство образования и науки Челябинской области выделило еще 75 дополнительных. Региону остро требуются строители железных дорог, локомотивщики, специалисты по автоматике и телемеханике — и мы будем готовить их и распределять на предприятия.
Игорь Медведев. На программы высшего образования в этом году выделено 40 мест федерального бюджета. Для ребят, которые сдали профильную математику, русский язык, физику или информатику, подойдут технические специальности нашего вуза. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, предлагается сдача внутренних вступительных испытаний по специальным дисциплинам. Сейчас остро стоит задача развивать техническое образование. Кстати, будущим абитуриентам на заметку: при вузе можно пройти бесплатные подготовительные курсы по математике, физике и русскому языку и существенно повысить шансы на поступление.
Валентина Харлан. На СПО вступительных испытаний нет: зачисление проходит по среднему баллу аттестата. Проходной балл на бюджет делают сами абитуриенты. У движенцев в прошлом году было четыре с половиной балла. На строительстве железных дорог в этом году целых 70 бюджетных мест: возможно, и трех с половиной баллов будет достаточно. Более того, дети участников специальной военной операции в этом году могут зачислиться вне конкурса, независимо от среднего балла аттестата — достаточно предъявить в приемную комиссию соответствующие документы.
— Еще один способ учиться бесплатно — это стать студентом-целевиком?
Валентина Харлан. Да, и в этом году появилось нововведение. Теперь будущие целевики подают заявку на единой цифровой платформе «Работа в России». Работодатель заключает с такими студентами договор, и они сразу включаются в «будущий штат» предприятия. На предприятии будут отслеживать успеваемость своих подопечных, обеспечивать практикой и поддерживать материально. ОАО «РЖД», например, ежемесячно выплачивает целевикам стипендию, размер зависит от успеваемости. Вообще стать студентом целевого набора очень престижно. Ты только зачисляешься на первый курс и уже имеешь гарантию будущего трудоустройства.
— Легко ли найти работу тем, кто учится не по целевому набору?
Валентина Харлан. Без работы не остается ни один наш выпускник. Ежегодно в марте на каждой специальности работает комиссия по содействию в трудоустройстве, всех своих ребят мы потом отслеживаем в течение трех лет. Видим, как они растут, занимают более высокие должности, кто-то решает получить высшее образование — мы всегда на связи и готовы помочь.
Игорь Медведев. В конце июня наши студенты защитили дипломы — и все уже распределены, многие нашли работу задолго до выпуска. В прошлом году 98% выпускников были трудоустроены на Южно-Уральской железной дороге. Факультет гордится своими выпускниками, которые занимали и занимают ответственные посты на предприятиях Южно-Уральской железной дороги и дочерних организаций ОАО «РЖД».
— Железнодорожная отрасль постоянно развивается, у работодателей появляются новые запросы — как удается готовить востребованных специалистов?
Игорь Медведев. Мы отслеживаем все инновации, которые происходят в отрасли. Привлекаем для чтения лекций и практических занятий действующих сотрудников РЖД в ранге не ниже руководителей отделов или их заместителей. В вузе сильные преподаватели, кандидаты наук, которые полностью передают свои знания, опыт, мастерство новому поколению железнодорожников. Это замечательные люди, истинные профессионалы своего дела. Каждый год перерабатываем образовательные программы, ориентируемся на изменения в науке и технике. Ребята получают самые свежие, актуальные знания, оттачивают необходимые умения в тренажерных классах, где полностью воссозданы реальные рабочие условия.
Валентина Харлан. Есть учебный полигон: дорожная техника, тележки, контактная сеть, устройства связи, земляное полотно — то есть всё как на настоящей железной дороге. Учим тому, что действительно пригодится. Целевики, например, первыми узнают о всех новшествах на ЮУЖД, ходят на экскурсии, проходят оплачиваемую практику на предприятиях. Также мы сейчас готовим документы для лицензирования новой специальности «Квантовые коммуникации», очень востребованной на Южно-Уральской железной дороге. В 2025/2026 году планируем открыть первый набор.
— Прямо сейчас в отрасли кадровый голод. Но будут ли сегодняшние абитуриенты так же востребованы через несколько лет?
Игорь Медведев. Железная дорога — самая устойчивая отрасль в стране. Она есть и будет, и работники нужны всегда. Более того, в настоящее время в ней наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов. Это делает выпускников нашего факультета особенно востребованными на рынке труда. Зарплата дорожников постоянно индексируется, так что сегодняшние студенты и абитуриенты могут быть уверены в завтрашнем дне.
Валентина Харлан. Специалистов на железнодорожном транспорте очень не хватает. Наши ребятишки — путейцы, энергетики — с 4-го курса уже работают два дня в неделю, получают зарплату. Крупным заводам, комбинатам, городскому электротранспорту — очень многим предприятиям нужны наши выпускники.
— Карьерные перспективы — это здорово, но современным детям хочется жить здесь и сейчас. И если уж учиться несколько лет, то ярко, интересно, с удовольствием...
Валентина Харлан. Для этого есть все возможности. У нас работает масса различных творческих кружков и спортивных секций на любой вкус и цвет — всё это бесплатно. Дети постоянно участвуют в мероприятиях, занимают призовые места, получают материальные вознаграждения.
Игорь Медведев. Студенты занимаются в современных учебных аудиториях и лабораториях: здесь проходят не только лекции, но и собрания, конференции, интеллектуальные и деловые игры, в том числе совместные мероприятия с РЖД. После занятий студенты встречаются в стильной коворкинг-зоне — это своеобразный офис для профессионального сообщества, где удобно обмениваться опытом и идеями, инициировать новые проекты. На факультете действует студенческий Совет самоуправления. Особое внимание уделяется системе самоуправления в общежитии.
— Учиться интересно, но наверняка непросто?
Игорь Медведев. Инженерная профессия требует, конечно, аналитического склада ума. На первом и втором курсах студенты изучают преимущественно общенаучные дисциплины: физику, химию, математику, общественные науки, а специализация уже идет на старших курсах. В программе большое количество практических занятий, плюс летние учебная, производственная, технологическая и преддипломная практики. Наши преподаватели не только обучают студентов, но и занимаются научной деятельностью, активно привлекая будущих молодых специалистов к научным изысканиям. Мотивация учащихся для получения высоких результатов обучения обеспечена также именными стипендиями, грантами за разработку дипломных проектов и стипендиями ОАО РЖД.
Валентина Харлан. В помощь нашим первокурсникам есть специальная программа адаптации, педагог-психолог и студенты старших курсов помогают освоиться, влиться в учебный процесс. За каждой группой закрепляется куратор — это всё равно что классный руководитель в школе: проведет за руку, сориентирует, подскажет, поддерживает контакт с родителями в том числе. Все иногородние ребята обеспечены комфортными благоустроенными общежитиями, где воспитатели следят за порядком, организуют досуг и комфортное проживание. Словом, адаптируем детей по максимуму, прививаем дисциплину, которая так важна для будущих железнодорожников. Наша задача — сколько взяли, столько и выпустить.
В Челябинском институте путей сообщения ждут будущих студентов. Узнать подробнее о программах и возможностях для поступления можно на сайте в разделе «Абитуриенту» и при личной встрече. Приемная кампания уже стартовала, специалисты приемной комиссии с радостью ответят на все вопросы.
ЧИПС УрГУПС,
ул. Цвиллинга, 56;
телефоны приемной комиссии: 219-07-07, 219-07-71.
ФГБОУВО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ», chirt.usurt.ru.