“ать€на Ўкербина, композитор: «ћузыку пишу в свободное от работы врем€»
“ать€на Ўкербина, композитор: «ћузыку пишу в свободное от работы врем€»

«ƒюймовочка» не попала в стол

ќднажды вы сказали, что пишете детскую оперу «ƒюймовочка», и что, веро€тно, произведение л€жет «в стол». —егодн€ работа над спектаклем вовсю идет в „ел€бинском концертном объединении?

– јвтором идеи был  онстантин –убинский. ќн написал несколько номеров либретто, с этим пришел ко мне и предложил создать детскую оперу. я прочла тексты – такие смешные, современные, интересные не только ребенку, но и любому взрослому, потому что там есть очень любопытный подтекст. »де€ мне очень понравилась и € начала писать музыку. “о есть это не было заказом. Ќо 2 €нвар€ 2010 года мне позвонил јлексей Ќиколаевич ѕелымский с предложением купить оперу, так она получила путевку в жизнь. ћы с  онстантином –убинским с удовольствием согласились на постановку в филармонии, потому что это уже не первый наш совместный проект. –анее там же поставлена наша хореографическа€ притча «јркаим».  стати, постановщик тот же – петербургский режиссер —усанна ÷ирюк. ¬с€ команда «аркаимовска€», за исключением художника-декоратора и художника по свету.

ќпера будет исполн€тьс€ под «живой» оркестр?

– ѕоскольку в филармонии нет пока своего симфонического оркестра и посадить его некуда, то, как и в «јркаиме», оркестр будет звучать в записи. Ќачина€ с ма€ прошлого года, мы занимались записью музыки в замечательной студии U-Sоund со звукорежиссером —ергеем —пиридоновым. ƒл€ записи быди приглашены лучшие музыканты города. » в окт€бре процесс этот был завершен. ѕомимо оркестра в «ƒюймовочке» задействованы два хора – взрослый ( амерный хор под управлением ¬алери€ ћихальченко, хормейстер ќльга —елезнева) и детска€ хорова€ капелла «ћолодость» под управлением ¬ладимира ћакедона, хормейстер ќльга –осл€кова. ќни тоже будут звучать в записи. Ќо все солисты – а их очень много – будут работать только вживую. ¬ спектакле зан€ты также 100 детей – от четырех лет до 18 лет – из хореографической студии при ансамбле танца «”рал».

–епетиции уже начались?

– ¬ окт€бре в „ел€бинск приезжала режиссер-поставновщик, чтобы сделать «географию сцен». » сейчас балетмейстеры —ветлана Ћукина и јлексей –азин наполн€ют спектакль танцами.   репетици€м приступили все исполнительские составы.  огда полностью готовы какие-то номера, нас с  онстантином –убинским приглашают смотреть и высказывать свои пожелани€. Ќам все очень нравитс€.  оманда потр€сающа€!  огда мы собираемс€ за одним рабочим столом, то все идеи на лету подхватываютс€ и развиваютс€ – получаетс€ очень интересно и вкусно.

“ать€на Ўкербина, композитор: «ћузыку пишу в свободное от работы врем€»

” вас написано много музыки дл€ детских спектаклей. Ёто особенный процесс – сочин€ть музыку дл€ детей?

– Ќикакой разницы. я вообще не делю музыку на взрослую и детскую. Ќе так давно мне один из моих любимых преподавателей – Ќаталь€ »вановна  улагина, у которой училась мо€ дочь, – рассказала такую историю: к ней привели заниматьс€ трехлетнего ребенка, хот€ в специальную музыкальную школу детей – самое раннее – привод€т в четыре года. Ќо мама мальчика увидела реакцию своего малыша на симфоническую музыку: с двух лет он при звуках симфонического оркестра замирал, слушал и просил: «еще». ¬от вам реакци€ ребенка на «взрослую» музыку. ≈сть пон€ти€ «гениальна€ простота» и «простоватость». ѕисать гениально просто, как писали √айдн, ћоцарт, „айковский, безумно трудно, потому что в таких произведени€х мало нот, но убери одну, и рухнет вс€ конструкци€. я бы сказала так: хорошую детскую музыку с удовольствием слушает самый взыскательный взрослый, хорошую взрослую музыку полюбит любой ребенок.

 омпозиторское счастье

¬ы, веро€тно, считаете себ€ счастливчиком, потому как ваши произведени€ не лежат годами в €щике стола?

– –азные бывают ситуации. ≈сть произведени€, написанные по заказу, а есть – по велению души. Ёто когда записываешь все, что в тебе звучит. » €, наверное, счастливчик, потому что часто бывает так, что € еще только пишу произведение, а кто-то из музыкантов подходит и спрашивает: «Ќет ли у теб€ такого»? » ты с удивлением отвечаешь: «я сейчас как раз над этим работаю». «ƒавай-ка поторопись, заканчивай»! » € очень благодарна нашему союзу композиторскому и его председателю “ать€не ћихайловне —инецкой, котора€ добровольно вз€ла на себ€ роль своеобразного продюсера чел€бинских композиторов.  огда композитор что-то заканчивает, он выносит это на союз, показывает, идет обсуждение...

Ќе боитесь, что украдут идею?

– (— изумлением.) Ёто глупо! ” нас очень здорова€, дружеска€ атмосфера в союзе. ƒопустим, вы шьете себе платье, разве вам не хочетс€ показать его подруге? ¬от так и тут: если из теб€ «прет», хочетс€ это выплеснуть, показать кому-то.  роме такой внутренней отчетности в союзе, у нас есть и внешн€€ отчетность. “ать€на ћихайловна всегда помогает в организации публичных концертов дл€ города с участием симфонического оркестра, хоров, ансамблевых составов. ѕомогает изыскать финансовые средства дл€ этого, потому что мы полностью зависим от исполнителей, а они должны получать за свою работу. Ќе так давно, к примеру, был концерт камерного оркестра « лассика» в концертном зале имени ћ. —мирнова. ќркестр под управлением јдика јбдурахманова исполн€л произведени€ чел€бинских композиторов. ¬ одиночку композитору трудно все это организовать.

“о есть с союзом вам тоже повезло?

–ƒа, если говорить о региональных отделени€х —оюза композиторов –оссии – у нас лучший председатель. ¬се, кто бывал в гост€х, всегда восхищаютс€ творческой атмосферой, доброжелательностью в нашей организации. » надо сказать огромное спасибо нашему председателю: практически вс€ музыка, которую мы пишем, звучит.

ћожете сказать, что сочинительство – ваша професси€?

– ƒа.

“о есть професси€ композитора вас кормит?

– (—меетс€.) ј вот это вопрос спорный. јкадемическое искусство изначально носило меценатский характер. ” того же ѕетра »льича „айковского был финансовый ангел-хранитель в образе Ќадежды фон ћекк, котора€ создавала гениальному композитору услови€ дл€ творчества, чтобы он не копейку зарабатывал, а сочин€л музыку.

¬ам приходитс€ зарабатывать преподаванием в ущерб творчеству?

– ” мен€ в дипломе написано: «композитор, преподаватель музыкально- теоретических дисциплин», потому что нет а –оссии такой штатной единицы, как композитор.  ак правило, все композиторы сегодн€ где-то работают, что-то преподают. (”лыбаетс€.) ј в свободное от работы врем€ пишут музыку.

’оть какое-то удовлетворение от преподавательской де€тельности в академии культуры получаете?

–  огда видишь гор€щие глаза реб€т, которые хот€т знать, уметь, ты тоже вспыхиваешь, как факел. » тебе хочетс€ отдавать. ј пустые потухшие глаза, конечно же, никакого удовлетворени€ принести не могут.

—реди ваших учеников есть те, кто точно станут композиторами?

– ≈сть талантливые реб€та. Ќо станут или нет они композиторами – сложный вопрос. »з тех, кто получает диплом профессионального композитора, процентов 50 уходит в другие сферы де€тельности. ѕрофесси€ композитора считаетс€ мужской. Ќо всегда предполагаетс€, что мужчина – кормилец семьи. ѕрофессией композитора не заработаешь, а педагогическа€ де€тельность в –оссии, все знают, как оплачиваетс€. ѕоэтому композиторами остаютс€ только те, кто жить без этого не может, остальные ищут лучшего места под солнцем.

 омпьютер вместо ро€л€

—овременные композиторы сочин€ют музыку на компьютере.  ак это происходит?

– ≈сть огромное количество компьютерных программ. Ќапример, есть «нотный редактор», то есть сегодн€ не надо писать музыку с карандашиком и ластиком в руках, все это делаетс€ на компьютере.   компьютеру подключаетс€ Midi-клавиатура – это те же клавиши, тот же ро€ль. ≈сть программы дл€ создани€ аранжировок, при помощи которых можно загрузить качественные инструментов, и вы будете слышать написанное вами произведение в потр€сающем звуке. Ёто значительно убыстр€ет творческий процесс – компьютер запоминает все, что ты придумал, а ты идешь дальше и дальше, и потом слышишь, ощущаешь драматургию целого. ѕричем, в очень качественном звучании. “еб€ не нервирует расстроенный ро€ль, западающие клавиши и так далее.

¬се ваши произведени€ так написаны?

– — тех пор как по€вились компьютеры, € так пишу. ј до этого, конечно же, были карандаш и ро€ль.

–  ак рождаютс€ музыкальные образы?

– Ёто получаетс€ само собой. ≈сли € хочу создать «смеющийс€ кактус», то выбираю те средства музыкальной выразительности, которые помогут его нарисовать. ќбраз диктует выбор средств.

– ѕоэтому так много написано дл€ театра?

– ¬ академической музыке есть технические приемы конструктивного плана, которые, грубо говор€, создаютс€ математическим путем. ј театральна€ музыка изначально подразумевает €ркий образный р€д. ” мен€ практически нет музыки, созданной чисто математическим путем. —редствами звука € всегда пытаюсь рисовать музыкальный образ, хот€ далеко не всегда раскрываю его слушателю, потому что каждый человек в одних и тех же картинках видит свой звуковой образ. »ногда после исполнени€ моего произведени€ слушатели рисуют мне такой образный р€д, которого в моей голове вообще не было. “ак уж устроено человеческое воображение. » огромную роль здесь играет жизненный опыт, у каждого человека он свой. Ќе случайно у каждого дирижера или музыканта произведение звучит по-разному, каждый выступает в роли интерпретатора, раскрыва€ новые грани произведени€, которых до него еще никто не открывал.

– ≈сть в городе близкие вам по духу музыканты, которые прочитывают ваши произведени€ так, как они задуманы?

– —уд€ по тому, что они прос€т писать дл€ них и ждут – да.   примеру, дирижер камерного оркестра јдик јбдурахманов. ћне кажетс€, мою музыку он очень хорошо чувствует. я этим летом уезжала на мес€ц отдыхать, а он как раз работал в студии – записывали «ƒюймовочку», а когда € потом прослушала записанный материал, то пришла в восторг от его тончайшей нюансировки.

– ѕервое ваше произведение, записанное нотами?

– Ёто произошло во второй музыкальной школе „ел€бинска, на „√–Ё—е. я училась у замечательного педагога √алины Ќиколаевны Ћогиновой. » это была единственна€ тогда в городе школа, где одним из экзаменов было сочинение музыки. ћы писали небольшие музыкальные произведени€, как правило, зарисовки пейзажного характера. ѕри поступлении в музыкальное училище √алина Ќиколаевна сказала моим будущим преподавател€м, что € пишу интересную музыку. ѕоэтому, когда € поступила, мен€ отвели за ручку в класс композиции, к јнатолию ƒавидовичу  ривошею – профессиональному композитору, члену —оюза композиторов –оссии.

– —егодн€ прин€то издавать музыкальные произведени€ в виде нотных альбомов?

– »зданной нотной продукции сегодн€ мало. ” мен€ издано несколько произведений, как они продаютс€ – не знаю. —егодн€ прин€то ноты выкладывать в интернете.

– ¬ы свою музыку выкладываете?

– Ќет.  огда у мен€ прос€т произведени€, отправл€ю. ƒаже в јмерику.

– Ѕезвозмездно?

–  онечно. јкадемическа€ музыка никогда не приносит дохода. √онорары композитор получает только в том случае, если это заказ.

«Ёто мой город»

– ¬ас устраивает музыкальна€ жизнь, котора€ сегодн€ есть в „ел€бинске?

– ≈сли сравнивать с ≈катеринбургом, то там ситуаци€, конечно, намного лучше. Ќо это св€зано с финансированием.   примеру, филармони€ ≈катеринбурга мощно дотируетс€ правительством. ј это, естественно, вли€ет на оплату труда музыкантов. Ѕлагодар€ этому они могут устраивать конкурсы, приглаша€ на работу лучших. ћногие наши музыканты высокого класса участвуют в этих конкурсах. » € все врем€ со страхом жду, что наших замечательных солистов и музыкантов переман€т на большую зарплату, что и происходит врем€ от времени. ќстаютс€ те, кого здесь прив€зывают какие-то жизненные обсто€тельства.

– Ќикогда не было желани€ перебратьс€ в ≈катеринбург, ведь это не чужой дл€ вас город – вы окончили ”ральскую консерваторию?

– Ќет. «десь живет мо€ мама, она уже в преклонном возрасте. «десь похоронен мой папа. я не могу никого оставить. „ел€бинск – мой родной город. я бы не смогла жить вдали.

–  аков, на ваш взгл€д, современный чел€бинский слушатель?

– “от слушатель, который сегодн€ приходит в залы, замечательный. Ќо есть объективные причины тому, что залы не всегда полны. 15 лет город жил без филармонии. “о есть дети, которым сегодн€ по 15-18 лет, ни разу не слышали симфонической музыки. ћо€ дочь как-то познакомилась с реб€тами – не музыкантами. » пригласила их на симфонический концерт. ќни были в таком восторге! “ак благодарили! » говорили, что никак не ожидали такого воздействи€ серьезной музыки, что теперь будут ходить на концерты. Ќо сколько молодых людей так и не услышат симфонической музыки? „еловека нужно воспитывать на этом с самого раннего детства.

– ¬ каком возрасте приворожила вас музыка?

– ћои родители, хот€ оба не музыканты (папа всю жизнь занималс€ физикой взрыва, работа€ в лаборатории „ѕ», а мама – инженером-конструктором на заводе измерительных приборов), заметили это, видимо, достаточно рано. ¬ те годы техническа€ интеллигенци€ ходила в театры и на концерты, слушала серьезную музыку. √ода в четыре родители подарили мне детское пианино, где были не только белые клавиши, как обычно у детских игрушечных инструментов, но и черные. » мне очень нравилось импровизировать. я ставила на пюпитр детские книжки с картинками и звуками пыталась рисовать то, что видела на картинках. ћама с папой слушали, слушали и повели в музыкальную школу.

– Ќочью, как маленький „айковский, не просыпались от звучавшей в вас музыки?

– ѕосто€нно.

– —кажите, почему именно «јркаим» вы посв€тили пам€ти своего отца?

–  огда € писала эту музыку, мой папа был смертельно болен. ¬се, что € пишу, в первую очередь показываю своим родным – он слушал «јркаим», и эта музыка ему очень нравилась.

– «јркаим» как раз был заказан. ¬ам эта тема была близка или пришлось хорошо поработать с материалом?

– ѕришлось изучать литературу по јркаиму. ќчень помог нам √еннадий Ѕорисович «данович, который предоставил литературу, видеозаписи раскопок, консультировал нас, направл€л. я заканчивала очередной номер, звонила ему и он приходил, слушал. ћне важен был исторический контекст. » был такой случай, когда € писала картину «ѕохороны жрицы»: как любые похороны – это траур, печаль, плач, но мне вдруг захотелось солнца, радости, сам материал повернул в эту сторону. ѕочему?  огда € показала картину √еннадию Ѕорисовичу, к моему удивлению, он сказал, что € права. ќказываетс€, древние арии, поклон€€сь богу солнца –а, вер€, что душа умершего соедин€етс€ с солнцем, радовались этой встрече души с Ѕогом. ¬ их представлении это было верхом совершенства, полной гармонией. я интуитивно пришла к этому.

– ¬аша дочь тоже стала музыкантом, вы этому не противились?

–  ак € могла? ќна с первого своего дн€ росла в атмосфере музыки, посто€нно была р€дом с нами. ƒовольно рано мы пон€ли, что у ребенка хороший слух и она т€нетс€ к музыке. ¬ четыре с половиной года € отвела ее в спецшколу, к Ќ. ».  улагиной. —ейчас дочь учитс€ на третьем курсе „√ј », в классе ≈вгени€ јлександровича Ћевитана – преподавател€ мирового уровн€, которого мы просто боготворим. ќна попала в руки насто€щего мастера.

–ыбалка – музыка дл€ отдыха

– „то, помимо академической музыки, радует ваш слух?

– ћогу послушать джаз, но отношусь к нему достаточно прохладно. Ћюблю народную музыку. ћожет быть, потому что мой муж – Ќиколай Ќикитич ћалыгин – «народник»? (—меетс€.) Ќе только поэтому, конечно. ѕотому что практически вс€ профессиональна€ музыка произошла от народной. » € иногда использую в своих произведени€х народные мелодии, например, в том же «јркаиме» есть одна подлинна€ цитата уральской народной песни.

–  ак относитесь к попул€рной музыке?

–  атегорически не приемлю, попса мен€ не просто раздражает, а бесит.  огда муж начинает «листать» телеканалы и останавливаетс€ на чем-то подобном, € не выдерживаю, кричу: «”бери это к чертовой матери»!

– ј дочь слушает?

– ¬ наушники. „то-то западное, не знаю что. (—меетс€.)

– ¬ы не только преподаете, но еще и возглавл€ете студию звукозаписи в академии культуры, когда же пишете – по ночам?

– я – «сова», и мне больше нравитс€ работать ночью, когда нет никаких посторонних звуков, в полной тишине проще сосредоточитьс€. Ќо, когда процесс пошел, он идет уже круглосуточно. ƒаже во сне. ћуж в эти моменты очень переживает за мою нервную систему и, когда видит полный перенапр€г, говорит: «¬се, завтра едем на рыбалку»!

– ???

– Ћучший способ проветрить мозги. ћы оба очень любим рыбную ловлю. ѕосле этого работа идет очень хорошо.

–  уда ездите на рыбалку?

–  аждый раз по-разному. Ѕывает, путешествуем: пыта€сь найти хорошее местечко дл€ рыбалки, сворачиваем на проселочную дорожку, и первый же местный житель показывает верное направление. ј еще очень нравитс€ отдыхать на родине мужа – в  остромской области. “ам вообще нет промышленности, чистые озера, в реках водитс€ хариус и раки есть. Ћюдей тоже немного. «ато сколько птиц и бабочек!

– Ќе хочетс€ промен€ть мегаполис на такое вот местечко?

– ∆ить в деревне на дровах и носить воду из колодца не смогла бы, а отдыхать там здорово!