Образование Бои без комплексов: секреты капоэйры

Бои без комплексов: секреты капоэйры

В Челябинск для мастер-классов приехал бразильский мастер капоэйры Джамайка. Обладатель самого последнего, красного пояса по версии UCDF, целый месяц учил новичков тонкостям бразильской культуры и традиционного боевого искусства. Впрочем, в последнее время на улицах Челябинска нередко можно увидеть чернокожих бразильцев. Чем их притягивает Южный Урал, и почему челябинских парней и девушек так влекут бразильские напевы капоэйры?

Сериалы, футбол и карнавал – до недавнего времени так представляли Бразилию в России. Теперь добавилось еще одно слово – капоэйра. Бразильское танцевально-боевое искусство в Челябинске набирает обороты.

Капоэйра – это некая смесь боевого искусства, акробатики, брейк-данса и африканской музыки. По одной из версий, капоэйру в Южную Америку привезли чернокожие рабы, доставленные португальцами из колоний – Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Отсюда и одежда капоэйристов: белые майки и штаны, подпоясанные веревкой, окрашенной в разные цвета в зависимости от уровня мастерства.

Школы капоэйры

Для того, чтобы открыть свою школу капоэйры, необходимо получить высшее звание местре, на достижение которого уходит не менее десяти лет. Поэтому по всему миру такое разнообразие направлений. Только в Бразилии насчитывается более 500 школ. Все они различаются целями, элементами движения, количеством и цветами поясов. Сегодня на Южном Урале работают два направления: ABADA и UCDF. Последнее было основано пять лет назад, и эта школа стала первой в России, работающей по принципам UCDF. Привезли его на Южный Урал несколько бразильских мастеров, среди которых был и Джамайка. Чтобы научить азам местных энтузиастов, он два года прожил в Челябинске, но потом был вынужден вернуться на родину.

Из 39 лет своей жизни Джамайка занимается капоэйрой 30. Этим боевым искусством владели его отец, дедушка и прадедушка.

«Капоэйра – это то же самое, что поиск Бога. Есть много разных религий, но все пытаются осознать, что такое Бог, и найти его, – рассказывает о философии боевого искусства Джамайка. – Мы каждый день учимся быть лучше, это поиск с миром, уважением».

В Челябинске Джамайка также провел обряд посвящения новичков, который называется «батизада»: начинающие капоэйристы показывают свои навыки, получают первый цветной пояс и новое имя. Капоэйра – это не только движение. Наряду с отработкой элементов, ученики изучают философию капоэйры, музыку, песни и португальский язык, без которого вышеупомянутое понять невозможно.

Нет дыма без искры

У каждого капоэйриста есть второе имя. Настоящее имя Джамайки – Теренси де Лима Гонкалвес. Но так к нему обращаются только самые близкие. Второе имя, апелида, дают новичкам во время обряда посвящения.

С момента основания школы UCDF в ней работает Павел Гизатуллин – сегодня руководитель школы UCDF Capoeira. В капоэйре Павла называют Faisca, что в переводе с португальского означает «искра». И это имя неспроста ему дал Джамайка в ходе обряда посвящения. Дело в том, что у Павла есть брат-близнец, который также занимался капоэйрой. Его мастер назвал Fumasa (дым). А то, что дыма без искры не бывает, понятно на любом языке.

– Как в двух словах выразить философию капоэйры?

– Don't worry, be happy! Бразильцы сильно отличаются от нас. В Бразилии я понял, насколько русские люди зажаты, сколько у нас проблем в голове. Капоэйра зародилась как культура свободы. У нас нет рабства, но сейчас люди менее свободны, чем 100 лет назад. Мы зажаты в общественных рамках, а капоэйра позволяет освободиться от предрассудков. Только открытый человек может свободно выйти на улицу и петь.

Музыка

Музыка – это отдельная тема для изучения в капоэйре. Ведь ее не было изначально, а инструменты нельзя назвать бразильскими, так как они были заимствованы из разных стран.

«Например, пандейро – это бубен, – показывает один из инструментов Джамайка. – В Бразилии был христианский корпус, который во время праздников использовал похожий инструмент, и капоэйристы взяли его себе».

Ни одно выступление в капоэйре не обходится без беримбау – инструмента, напоминающего лук с резонатором. Его на рынках использовали египтяне, чтобы привлечь посетителей.

Все песни в капоэйре поются на португальском, и в текстах, как правило, рассказываются легенды о непростой судьбе рабов. Повторить пение Джамайки у челябинских последователей капоэйры вряд ли получится, чувствуется, что это в крови, это история его предков. Например, он рассказывает суть самой известной песни «Парана», которая звучит в фильме «Только сильнейшие», благодаря которому многие в России и начали заниматься капоэйрой. «Когда Бразилия воевала с Парагваем, хитрые генералы звали рабов на войну и предлагали им свободу, если они вернуться. Тогда не было современного оружия и можно было сделать только один выстрел. И чтобы было время перезарядить, впереди выстраивали рабов. Там один из рабов смеется: «Люди хотели убить меня, но им это не удалось». Если мы научимся понимать музыку, это нам поможет понимать культуры других стран».

Именно тяга к свободе объединяет бразильских и челябинских капоэйристов. Предки одних, будучи рабами с африканского континента, научились как никто ценить и любить независимость. А люди в нашем, казалось бы, свободном обществе все больше становятся зависимыми от общественного мнения и от гонки за новыми гаджетами. Об этом ли мечтали бразильские рабы и российские революционеры?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления