Никаких бомб и паники: в челябинских школах разберут ошибки в эвакуации учеников

Выясняем, почему детей пугали взрывом и выводили на улицу без верхней одежды.

Поделиться

Анонимный звонок поступил в школу 4 октября

Учебная неделя в школах Челябинска началась с работы над ошибками по эвакуации учеников. После двух атак телефонных террористов 4 и 5 октября обеспокоенные родители школьников пожаловались на то, что их детей выводили на улицу без верхней одежды, а учителя наводили панику словами «в здании бомба». Вместе с Татьяной Трапезниковой, директором одной из самых больших школ Челябинска – № 116, разбираемся, как должна проходить правильная эвакуация и к чему стоит подготовить детей.

– Татьяна Васильевна, как вам сообщили о том, что школа якобы заминирована?

– Звонок поступил по телефону. Я в это время, как и многие директора школ, были во Дворце пионеров на Алом Поле на открытии конкурса профмастерства. Естественно, было волнение. Но у нас настолько отработана система действий во время ЧС, что все сотрудники чётко знают свою зону ответственности, и я могу на них положиться. Человек, который принял звонок, сразу же обратился к дежурному администратору и заместителю директора по хозяйственной части. Обязанность одного – организовать эвакуацию, обязанность второго – поставить в известность все силовые структуры.

Детям рассказали об анонимном звонке?

– Этого ни в коем случае нельзя делать. Иначе появится паника, вызывающая бесконтрольное поведение. У нас за час до звонка отключили воду, поэтому сослались на коммунальную аварию. Хотя мы были предупреждены об отключении, были сделаны запасы воды, столовая могла работать без перебоя. Учителя спокойно сообщили ученикам, что уроки из-за «аварии» заканчиваются раньше, нужно быстро одеться и разойтись по домам. Родителей учеников начальной школы обзвонили учителя. Многих сразу же забрали. К моему приезду оставалось около 30 детей.

Существует единый алгоритм действий для школ во время таких внештатных ситуаций?

–  В каждой школе разработаны регламенты, как нужно вести себя в такой ситуации. Есть паспорт безопасности мест массового пребывания людей, в котором подробно описывается инфраструктура учреждения, что её окружает, число сотрудников и учеников. Эти документы согласовываются с несколькими инстанциями, различными ведомствами и предназначаются только для служебного пользования. В этих же документах прописывается зона ответственности каждого сотрудника и порядок действий.

В нашей школе учится больше двух тысяч детей. 4 октября, когда поступил звонок, оставалась только вторая смена. У нас новое здание, поэтому мы находимся в лучшем положении, чем другие учебные заведения, так как у нас много эвакуационных выходов. Все они открыты. Но на всякий случай завхоз всё равно пробегает и проверяет, открыты ли двери.

Первая задача учителей – одеть детей. Часть учеников раздевается в кабинетах, поэтому им помогли одеться, собрали портфели и вывели через те эвакуационные выходы, которые закреплены за этими помещениями. Остальные спускались в гардероб.

Во многих школах гардеробы расположены в цоколе, и именно там возникают заторы. Как у вас решена эта проблема?

–  У нас гардероб имеет два выхода. Обычно работает один, но в случае угрозы открывается второй. Таким образом мы избегаем столкновения двух потоков детей, которые только идут одеваться и которые уже оделись. В этот же момент вахтёр открывает дополнительные створки дверей, чтобы увеличить пропускную способность.

Но хочу отметить, что вопрос, одеваться или нет, зависит от конкретной ситуации. Родители должны понимать, что если в школе, например, задымление, то главное – это быстро вывести детей из здания. Об одежде там думать некогда.

У школ есть договорённости с соседними организациями. У нас такая договорённость с детским садом. В случае чего они готовы принять детей, предоставить тёплое помещение и горячий чай.

– Сколько времени требуется на эвакуацию детей?

– В этот раз мы не засекали, потому что тревога была не учебная, и было не до того. А в сентябре во время учений педагоги вывели детей за 3–4 минуты.

– Не все учителя могут сохранять спокойствие. Многие родители жаловались на то, что панику наводили не столько дети, сколько педагоги.

– К счастью, в нашей школе такого не было. Всё зависит от сплочённости коллектива. Если бы вдруг кто-то из учителей запаниковал, то коллеги бы быстро пришли на помощь. А потом я бы обратилась к школьному психологу, чтобы с этим сотрудником провели тренинг, беседу. Понимаете, у педагогов должна быть железная выдержка, как у стюардесс, потому что на нас смотрят дети. Как только что-то дрогнуло в лице учителя, дети, особенно маленькие, моментально это считывают, и начинается волнение.

В день, когда взорвался метеорит, я была дежурным администратором. Дети, естественно, видели вспышку, стали свидетелями того, как вылетели окна. В школе находилось более тысячи учеников. Тогда я поняла, насколько сложно не поддаться панике и насколько важно сохранять спокойствие.

О причинах эвакуации в школе не догадались даже жители соседних домов

О причинах эвакуации в школе не догадались даже жители соседних домов

На ваш взгляд, постоянные учения, ложные тревоги не притупляют ощущения опасности? У учителей и учеников не возникает ощущения, что снова всё «понарошку» и можно не волноваться?

– В какой-то мере такое ощущение возникает. Но всё зависит от нас. Педагоги несут ответственность за жизнь детей. И для нас не должно быть разделения на учебную или не учебную тревогу. Даже во время учений может случиться всякое, ведь из здания единовременно выходят сотни людей.

Если подходить к эвакуации с мыслями: «Да ладно, сейчас быстренько проведём, детей для галочки выведем», то да – это притупляет бдительность. Даже в этот раз некоторые думали, что тревога учебная, поэтому одеваться необязательно. Но оказалось, что зайти в школу обратно уже нельзя.

Каждые учения для нас – это возможность довести действия учителей и учеников до автоматизма, чтобы всё прошло в штатном режиме. Мы понимаем, что требования выполнения норм пожарной безопасности, учения – это результат каких-то происшествий. И этот опыт нужно обязательно учитывать.

После трёх волн массовых звонков о минировании объектов будут ли проведены дополнительные беседы со школьниками?

– Да, обязательно. На классных часах, уроках ОБЖ мы напомним детям о правилах безопасности, но без привязки к этой конкретной ситуации. Расскажем, почему эвакуироваться нужно быстро, что делать, если есть задымление и так далее. Кстати, с подростками мы также беседуем о том, какую ответственность несут телефонные террористы и чем может обернуться желание «пошутить».

В комитете по делам образования Челябинска сообщили, что проведут дополнительную работу со школами.

– События предыдущих дней дали нам возможность оценить действия школ, понять, над чем нужно работать, – прокомментировала пресс-секретарь комитета Екатерина Самарина. – В ближайшее время комитет по делам образования обобщит эту информацию и доведет её до образовательных организаций. Также напоминаем, что в большинстве образовательных учреждениях города есть детские психологи, которые оперативно реагируют на запросы детей и их родителей. Кроме того, в каждом из районов города созданы центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Специалисты этих центров оказывают квалифицированную помощь детскому населению на безвозмездной основе.

Напомним, в четверг, 5 октября, Челябинск накрыла третья после 11 сентября и 4 октября волна эвакуаций. Звонки о минировании на этот раз получили сразу несколько школ, а ранее телефонные террористы помимо них переключались на вузы, торговые комплексы, госучреждения и другие объекты.

По официальной информации, из-за сообщений о бомбе эвакуировали семь школ, но, по сообщениям родителей учеников, их было больше. 74.ru провёл онлайн-репортаж с мест событий. Позднее стало известно, что телефонной атаке в ночь на 6 октября в Челябинске также подверглись три филиала екатеринбургской сети фитнес-центров. Повторно массовую эвакуацию 5 октября пережили жители Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени. Всё по этой теме читайте в материалах 74.ru.

Как сообщил директор ФСБ Александр Бортников, ложные звонки о заложенных взрывных устройствах, из-за которых в разных городах страны с 10 сентября и по сегодняшний день эвакуировали школы, торговые центры, административные здания и другие организации, сделали четыре россиянина, проживающие за рубежом.

Всего за три дня звонки поступили в 184 объекта, из них было эвакуировано более 110 тысяч человек.

Если вы стали свидетелем массовой эвакуации горожан, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
9 окт 2017 в 17:45

Я учитель, в нашей школе тоже была эвакуация, да, мы эвакуировались за 3 минуты, но без одежды. В классах мы не раздеваемся, гардероб в цоколе, в гардеробе одна дверь. Я боюсь представить чтобы творилось если бы ещё все побежали в гардероб, а в таком кипише искали ещё свои куртки..

Гость
9 окт 2017 в 16:36

Все эти звонки - полная ерунда. Если бы была цель взорвать - взорвут и без предупреждения. Цель данных звонков была скорее предупредительно-показательная, а именно: показать, что как бы наши чинуши и службы спасения ни пыжились, мы все абсолютно не защищены ни от каких атак. И били по самой незащищенной прослойке населения - детям.

Гость
9 окт 2017 в 15:16

На словах и в заказных статьях все всегда хорошо.