«—тремимс€ быть лучшими»: «јнглийский клуб» отмечает 25-летний юбилей

ќб об€зательном английском, кембриджском экзамене и смычке частного и государственного образовани€ — в интервью с учредител€ми €зыкового центра The English Club ¬алентиной √урьевной и ¬иктором ѕетровичем  оньшиными.

— Ќаша система образовани€ в части обучени€ иностранным €зыкам выстроена так: после одиннадцати лет человек не умеет говорить ни на английском, ни на немецком, ни на французском. ѕочему так происходит?

¬алентина √урьевна: ¬ обычной школе главный критерий успеваемости — оценка. “ам не став€т честолюбивую задачу — добитьс€, чтобы дети свободно, с хорошей фонетикой говорили на иностранном €зыке, грамотно писали и читали. ј ведь истинна€ цель — не оценка, она должна быть другой — сделать так, чтобы ребенок или взрослый вышел на свободное владение иностранным €зыком. я вижу, что пока этого можно достичь только в €зыковой школе. ћы не скованы в выборе методик, мы открыты дл€ экспериментов, более гибки по сравнению с традиционной школой и нацелены на развитие разносторонних навыков. ѕочти за дес€ть лет на базе The English Club был создан авторизированный центр по приему кембриджских экзаменов. Ёто значит, что нашу эффективность высоко оценивают носители €зыка.

 ембриджские экзамены — международные тесты по общему и деловому английскому €зыку, разработанные специалистами  ембриджского университета. »спользуютс€ дл€ оценки знани€ английского €зыка у иностранцев. ѕрием экзамена по всему миру проходит через сеть авторизованных центров. —ертификат о прохождении кембриджского экзамена носит статус международного и признаетс€ учебными заведени€ми в –оссии и за рубежом.

¬иктор ѕетрович:  ембриджский экзамен включает задание на говорение, и наши дети заметно отличаютс€ от тех, кто не учит €зык дополнительно. ќни свободно поступают и в ћоскву, и в ѕетербург, и в европейские вузы, туда, где знание €зыка об€зательно. ≈сли есть стремление учитьс€ за границей, можно выйти и на свободный уровень владени€.

«—тремимс€ быть лучшими»: «јнглийский клуб» отмечает 25-летний юбилей

The English Club возник в 1992 году, когда к семейной паре переводчиков  оньшиных обратились коллеги с просьбой: «ѕомогите подт€нуть €зык!» » при Ќ»», где они работали, возник маленький разговорный клуб дл€ «своих». ¬скоре о клубе узнали в городе, по€вились желающие со стороны, а следом стали приводить детей с просьбой: «Ќаучите!» ¬иктор и ¬алентина погрузились в преподавание.  аждый виток развити€ « луба» происходил с подачи учащихс€ и их родителей: «јбсолютно точно нужен выездной €зыковой лагерь! ј что делать дет€м, кто летом останетс€ в городе? ѕожалуйста, узнайте, как можно получить международные сертификаты», — спрашивали клиенты. ѕоследнее предложение заставило задуматьс€: все-таки замахнутьс€ на кембриджский экзамен — это не шутки, результаты учащихс€ оценивают в јнглии. Ќо почву начали прощупывать. ¬ы€снилось, что сертификаты международного образца получают в ≈катеринбурге. ƒважды в год от «јнглийского клуба» туда пот€нулись группы студентов. ∆елающих становилось все больше, и однажды ¬алентине и ¬иктору предложили организовать на ёжном ”рале кембриджский экзаменационный центр.

¬алентина √урьевна: Ќам понравилась эта иде€. ќна подчеркивала, что мы существуем не просто так. Ќа «јнглийский клуб» и его результаты обратили внимание. ¬ 2008 году мы подали за€вку, прин€ли участие в конкурсе и выиграли его. “аким образом в „ел€бинске на базе нашей школы был открыт первый и единственный авторизованный центр по приему кембриджских экзаменов на ёжном ”рале.

— —колько времени требуетс€, чтобы овладеть €зыком в совершенстве?

¬иктор ѕетрович: „тобы разговаривать как на родном, следует практиковатьс€ всю жизнь. —ейчас мы обучаем детей с полутора лет — об этом попросили родители. ћы придумали программу ћom and baby: ребеночек занимаетс€ вместе с мамой, они общаютс€ на английском. ћассово же к нам привод€т с трех лет. ѕрозанимавшись с этого возраста до выхода из школы, дети поступают в зарубежные университеты и учатс€ на иностранном, не испытыва€ трудностей.

¬алентина √урьевна: ѕрервать обучение можно на любом этапе. ”же в середине пути ребенок достигает хорошего уровн€. «агвоздка в том, что €зык — как спорт, игра на музыкальном инструменте. ≈го нужно поддерживать. ѕерестанешь тренироватьс€ — перестанешь делать успехи.

—  ак вы относитесь к программам, разработчики которых обещают результат через мес€ц?

¬иктор ѕетрович: Ќастороженно. ќднажды € был на конференции в ѕетербурге, и там директора одной из местных €зыковых школ спросили: « ак вы относитесь к изучению английского под гипнозом или во сне?» ќна ответила: «ѕод гипнозом учили, под гипнозом и говорить будете».

¬алентина √урьевна: Ѕудь они эффективны, мы об€зательно включили бы их элементы в свою методику. ќ чудо-способах нельз€ рассуждать серьезно и, к счастью, мода на них уже проходит.

«—тремимс€ быть лучшими»: «јнглийский клуб» отмечает 25-летний юбилей

—  акой документ получает выпускник «јнглийского клуба»?

¬иктор ѕетрович: ƒолгое врем€ вручались только сертификаты The English Club, указывающие на уровень владени€ €зыком. —ейчас мы рекомендуем студентам сдавать кембриджский экзамен. —обственное финальное тестирование мы, конечно, оставили, но оно не имеет юридической силы.  ембриджский экзамен — другое дело, по его результатам выпускник получает документ, имеющий фактическую ценность.

¬алентина √урьевна: ƒл€ портфолио это великолепна€ вещь. ћногие серьезные крупные компании, не об€зательно зарубежные, сейчас и российские, требуют английский хорошего уровн€. Ѕумага об успешной сдаче кембриджского экзамена дает фору при приеме на работу и привилегии при поступлении в авторитетные вузы.

— „тобы общатьс€ на €зыке наравне с носител€ми, недостаточно уметь попросить стакан воды. Ќужно знать историю, кинематограф, огромный культурный пласт. »наче нельз€ понимать шутки, шутить в ответ.

¬алентина √урьевна: ѕоэтому на уроках мы берем речевые ситуации, близкие к реальной жизни. »спользуем фильмы и песни, материалы по страноведению, устраиваем тематические праздники. Ѕез знани€ культуры невозможно почувствовать €зык, погрузитьс€ в него.

¬иктор ѕетрович: ћы стараемс€ моделировать разные жизненные ситуации. ќсновные зан€ти€ — не единственна€ форма работы. —уществует разговорный клуб. ≈го ведут носители €зыка. ќни и есть источник не книжной, а живой, насто€щей речи, которую услышишь только в их стране. ≈сть €зыковой лагерь — выездной и городской.  ажда€ из ситуаций требует своей лексики, и человек осваивает живой €зык достаточно хорошо.

— –асскажите про детский лагерь.

¬иктор ѕетрович: ќн по€вилс€ вслед за пожелани€ми родителей и развивалс€ очень интенсивно. ¬се началось с одной летней смены. —ейчас у нас лагерь работает в течение всего года: по одной смене осенью и весной, две — зимой, в том числе одна — на горнолыжном курорте, и дес€ть — летом, одна из которых — на „ерном море в јнапе. ѕотом к нам обратились родители других реб€т: «ј что делать тем, кто не уезжает из „ел€бинска?» “ак родилась иде€ городского лагер€.

1 / 4

— ¬ лагере разговаривают только на английском?

¬иктор ѕетрович: ” старших практически нет русского. ” младших — дозированно. “ам все настолько интересно! “о пиццу стр€пают, то в гончарной мастерской горшки леп€т, то на лошади катаютс€. ќдним словом, разнообразие. » все на английском. –одители очень довольны.

¬алентина √урьевна: Ќеформальные меропри€ти€ вроде лагер€ или страноведческих праздников — не обычные развлечени€. ќни, образно говор€, наполн€ют лингвистическую копилку ребенка.

“радици€ отмечать праздники сообща возникла вместе с по€влением «јнглийского клуба». –ождество, ƒень благодарени€, ƒень св€того ѕатрика, ’эллоуин — несколько раз в году в „ел€бинске открываютс€ порталы в мир английской и американской культуры.

1 / 4

¬ декабре в главном учебном центре на улице Ёнтузиастов по€вл€етс€ елка, огромна€, до самого потолка. —реди шаров и гирл€нд — чудеса современного света: Ёйфелева башн€, —иднейска€ опера, Ѕиг-Ѕэн, стату€ —вободы. «а страноведческими игрушками ¬иктор  оньшин охотитс€ во врем€ заграничных поездок.

— ”ма не приложу, где он их выискивает, — смеетс€ ¬алентина √урьевна, — но ученики с родител€ми говор€т, что нигде такой елки не видывали!

«а четверть века The English Club породил свои красивые традиции, как большое семейство из старой доброй јнглии. ƒаже из подготовки подарков сделали особую церемонию. »з года в год коллектив The English Club готовит рождественские носки. ќни изготавливаютс€ вручную, и дизайн никогда не повтор€етс€. Ќаполнение подарка тоже превращаетс€ в обр€д. Ћюбую конфетку выбирают осмысленно и об€зательно вкладывают игрушку с символом года.

  часу ’ готов€т программу, став€т спектакли, залы оформл€ют на одну тему. ¬ прошлом году был ƒиккенс и его «–ождественска€ истори€», когда среди прочих украшений была так называема€ диккенсовска€ деревн€ со —круджем и другими персонажами романа. „то наколдуют к этому –ождеству — тайна. ¬ праздниках The English Club участвует больше тыс€чи человек. „тобы не нарушать ощущение волшебства, меропри€ти€ проход€т в небольших группах сблизившихс€ за врем€ обучени€ людей. «јнглийский клуб» — как улучшенна€ верси€ ’огвартса: без ¬олан-де-ћорта, но с семейным уютом, ƒамблдором и ћинервой ћакгонагалл.

1 / 4

¬иктор ѕетрович: ’очетс€ передать атмосферу, наполн€ющую праздники на их родине. Ќа украшени€ к ’эллоуину только паутины уходит километр. я привез ее из јмерики, в „ел€бинске такой нет. «елена€, черна€, бела€, с пауками. ѕричем ’эллоуин мы отмечаем веселый. Ѕез обрубленных пальцев и кровавых голов. ¬се смешно и по-доброму.

¬алентина √урьевна: ƒаже тыква улыбающа€с€.

¬иктор ѕетрович: ƒо недавнего времени мы выращивали тыквы сами, но со временем их требовалось все больше, и мы стали их покупать, а потом коллективно вырезаем на них красивые мордочки. —мею вас заверить, редко где можно увидеть такую красоту!

— ≈сли к вам приходит человек, не талантливый к €зыкам, ему будет т€жело учитьс€?

¬алентина √урьевна:  аждый год мы проводим анкетирование учащихс€, вы можете посмотреть отзывы: в основном пишут, что было интересно. ”чебный процесс выстроен так, чтобы увлекать, зат€гивать внимание. ≈ще € требую от преподавателей не просто выдавать на уроке порцию материала, а многократно прокручивать его. –одители отмечают — самосто€тельна€ подготовка дома даетс€ дет€м легко. ” взрослых вообще нет домашних заданий. ќни зан€тые люди.

— Ѕытует мнение, что дл€ изучени€ есть €зыки легкие, как италь€нский, а есть сложные, как китайский. Ёто действительно так?

¬иктор ѕетрович: ” мен€ очень неплохие способности к €зыкам, и раньше € думал, что выучу любой. Ќичего подобного. я как-то побывал на уроке китайского и пон€л, что даже с моими способност€ми будет нелегко. „то касаетс€ европейских €зыков, особенно близких — французского, италь€нского, испанского — каждый следующий учитс€ легче, потому что в них много общего. — немецким иначе. ѕадежи, три рода существительных — по устройству он близок русскому, но все равно это не арабска€ в€зь или €понские иероглифы.

—  ак со временем мен€лись стандарты преподавани€ иностранных €зыков?

¬алентина √урьевна: –аньше считалось, что без грамматики можно обойтись, и разговорна€ речь — главное. “еперь пришло понимание: грамматика — это скелет, без которого в голове лежит куча слов, и ты хаотично громоздишь их друг на друга. ѕовысились и требовани€ к фонетике. Ёто разумно. „еловека с сильным акцентом не будут понимать, а задача €зыкового обучени€ — в упрощении коммуникации. я всегда исповедовала важность каждого элемента €зыка. ’орошо говорить, но безграмотно писать — тоже не дело. Ќельз€ опиратьс€ на что-то одно.

— Ќо дети в три года не могут освоить грамматику, только слова…

¬алентина √урьевна: Ѕезусловно, зато они учатс€ воспринимать, выполн€ть действи€, о которых просит преподаватель. »х побуждают что-то произносить, петь. ќбщение в классе проходит только на английском. ј вот к школьному возрасту сознание уже готово осваивать теорию.

¬иктор ѕетрович: ћозг детей устроен своеобразно. ќни приход€т к нам и принимают правила игры — здесь все только на английском. » следуют этим правилам, и говор€т на €зыке. ¬ другом месте дети могут протестовать против обучени€. ƒаже взрослым важно хот€ бы иногда попадать в €зыковую среду — мозг начинает работать иначе. Ќа этом основаны, например, наши погружные программы: группа приходит в субботу, и весь день участникам запрещено говорить по-русски. »ли они едут на “аганай, лазают по горам и общаютс€ на английском. »зол€ци€ от родного €зыка дает мощный прорыв. Ћюди с удовольствием включаютс€ в такого рода эксперименты.

«—тремимс€ быть лучшими»: «јнглийский клуб» отмечает 25-летний юбилей

—  ак вы думаете, в –оссии есть будущее у частных образовательных заведений?  огда говор€т о платном образовании, его часто называют покупкой диплома в рассрочку.

¬алентина √урьевна: ƒа, но к нам приход€т не за дипломом, а за результатом.

¬иктор ѕетрович: я считаю, у частных школ, подобных нашей, есть перспективы. “ак же, как у балетных или спортивных. «апретить их по€вление и развитие можно только искусственно.

¬алентина √урьевна: — другой стороны, мы четверть века работаем в сфере образовани€, но как будто не в его центре, а на периферии. ћне хочетс€, чтобы нас воспринимали как часть образовательной системы государства. ќпытом, качеством, результатами наших учеников мы заслужили официальное признание. ”важение к нам есть, но такого, чтобы, например, нас пригласил министр и сказал: «ћы берем вас в семью образовательных учреждений», — нет. „астные школы не вовлечены в общие процессы, а пользы от нас было бы немало. ћы многое знаем и умеем и можем делитьс€ этим с другими.

«—тремимс€ быть лучшими»: «јнглийский клуб» отмечает 25-летний юбилей

¬иктор ѕетрович: „то касаетс€ отношени€ к нам муниципальных школ, оно разное. ќдни советуют дет€м учить €зык дополнительно.  огда на ≈√Ё ребенок показывает хорошие результаты, они идут в копилку школы и поднимают ее авторитет. Ќо встречаютс€ и другие ситуации, когда учител€ склон€ют родителей забирать детей из частных школ и отдавать на репетиторство к ним. ћы неоднократно слышали такие истории от родителей наших учеников. — вузами процесс идет хорошо. ћы активно сотрудничаем с ё”р√” и педуниверситетом. ѕервое врем€ к нам относились настороженно, но это быстро прошло. ¬ ё”р√” мы выступаем не только как работодатель. я, например, уже несколько лет €вл€юсь членом экзаменационной комиссии по приему государственных экзаменов. Ќалаживаетс€ св€зь с ћагнитогорским университетом. ћы провели там презентацию нашей школы и в этом году прин€ли в штат двух выпускниц, предоставили им жилье.

«акономерный вопрос: как при многочисленном штате удаетс€ поддерживать качество, о котором говор€т все, кого судьба так или иначе свела с The English Club. «десь создана сложна€ система управлени€ процессом. ¬ершина иерархической пирамиды — академический директор.  аждый из одиннадцати учебных центров возглавл€ет его помощник, курирующий работу преподавателей и в целом весь учебный процесс. ¬месте они разрабатывают программы, методики, провод€т семинары, формируют группы, составл€ют расписание. —истема оттачивалась много лет и пришла к единообразию в критери€х оценки профессионального уровн€ преподавательского состава, качества обучени€. ≈жегодно в «јнглийском клубе» проходит церемони€ вручени€ The English Club Best Teacher Award: статуэткой «ќскар» и денежной премией награждают лучшего преподавател€. «десь цен€т кадры и демонстрируют это не разово — «ќскаром», а посто€нно: достойна€ зарплата, 42 дн€ оплачиваемого отпуска, надбавки за стаж, см€гченные услови€ дл€ вышедших из декрета и много других при€тных стимулов. Ќедаром треть преподавателей The English Club работает в нем больше дес€ти, а некоторые и более 20 лет!

— ¬ы планируете открывать отделени€ в других городах?

¬алентина √урьевна: Ќам поступает много предложений — из ѕетербурга, —очи,  азани, даже из јрмении и  азахстана. Ќо мы понимаем, что широка€ географи€ не позволит отслеживать качество, а отступатьс€ от своих убеждений в его необходимости мы не хотим.

 роме английского, в « лубе» преподают немецкий, французский, испанский, италь€нский и китайский. ¬ыходит, содержательное наполнение « луба» в какой-то момент превысило смысл, за€вленный в названии — The English Club. Ќо семь€  оньшиных никогда не думала о ребрендинге.  ак и истинные британцы, они в меру консервативны.

≈лена ѕылаева, фото Ќатальи –езепиной

—пециально к своему 25-летию «јнглийский клуб» подготовил юбилейный фильм.

 

The English Club,
ул. Ёнтузиастов 11/2, офис 101;
тел.: 8 (351) 214-44-88, 265-55-54;
Enclub.ru;
Vk.com;
Instagram.com.