Образование Елена Коузова, начальник управления по делам образования г. Челябинска: «Семья – моя маленькая педагогическая лаборатория»

Елена Коузова, начальник управления по делам образования г. Челябинска: «Семья – моя маленькая педагогическая лаборатория»

100 дней назад, 27 апреля 2010 года, в Челябинске появился новый начальник управления по делам образования. На место ушедшего в правительство области Александра Кузнецова была назначена его заместитель Елена Коузова. Назначение не стало громом среди ясного неба: Елена Александровна работает в управлении с 2005 года, и всем, кто имеет отношение к среднему образованию Челябинска, ее имя известно не понаслышке. Но многие привыкли только к одному, официальному образу Коузовой. Наш разговор можно было бы назвать встречей без галстуков (разумеется, в том случае, если бы дресс-код чиновника изначально предписывал женщинам носить этот атрибут официоза). Для сайта ChelDiplom.ru Елена Александровна с юмором рассказывает о серьезном, по существу – о важном, и с теплотой – о личном: о реформах, которые ждут систему образования в ближайшем будущем, о новых назначениях, о том, почему каждый настоящий учитель в душе актер, о семейной педагогической лаборатории и о том, почему «новой метле» вовсе не обязательно менять стратегию…

Что нас ждет? О новых стратегиях, кадрах, праздниках и планах

Елена Александровна, будете ли вы следовать поговорке: новая метла по-новому метет? Какие изменения ждут управление образования Челябинска в связи с вашим приходом?

– Нельзя сказать, что я совсем уж новая «метла» для управления, так как с 2005 года я работаю здесь, а с апреля 2006 – заместителем Александра Игоревича Кузнецова. (Улыбается.) Я собираюсь продолжать стратегическую линию, которая выстаивалась прежним руководителем, поэтому каких-то радикальных нововведений не планируется.

Предыдущие пять лет в управлении ушли на то, чтобы «воспитать» наше педагогическое сообщество и выработать в нем привычку жить в современном правовом поле. В последние годы очень изменилось законодательство, оно продолжает меняться и сейчас, это живой процесс, и чтобы образовательное учреждение функционировало успешно, руководитель должен разбираться и в правовых нормах, и в экономических явлениях, которые существенно влияют на образование. Эти годы были еще и годами осмысления предыдущего пути развития образования. Мы стали внимательнее относиться к дошкольному образованию, больше внимания уделять воспитанию детей, их социализации, адаптации к современным условиям жизни. Жизнь меняется стремительно, сейчас наступил период активного развития новых технологий. Между тем объемом информации, которым мы располагали пять лет назад, и тем, которым владеем сейчас, колоссальная разница! К примеру, пять лет назад мы радовались, когда у нас в школах появлялись компьютеры, а сейчас для всех школ, в том числе и самых отдаленных, обязателен Интернет. Система обучения немыслима без интернет-ресурсов. И ребенка нужно обучить всему в соответствии с новыми требованиями. А значит, новым требованиям должен соответствовать и сам педагог. Эти пять лет можно охарактеризовать как непростой переходный период. Хочется надеяться, что новый период будет более спокойным. Теперь мы должны обратить больше внимания на качественную подготовку специалистов, работу с кадрами, на совершенствование системы профессиональной переподготовки.

Планируются ли в связи с вашим приходом на должность начальника управления какие-либо кадровые перестановки?

– Скорее всего, новые назначения будут. И связано это с тем, что у нас уже очень немолодой управленческий персонал. Но если люди эффективно работают и справляются с задачами, которые перед ними стоят, легко адаптируются к современным условиям, владеют новыми технологиями, хорошо знают закон, то их это не коснется. Кадровые перестановки не будут носить массовый характер. Возможно, вопрос о кадровых перестановках возник в связи со сменой руководителя Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской: Андрея Берсенева на посту директора сменил Иван Иоголевич. Я думаю, что есть необходимость прокомментировать эту ситуацию. Необходимость смены директора дворца появилась давно. Дворец пионеров и школьников – знаковое учреждение не только для системы образования, но и для города в целом. Этот дворец уникален даже в масштабах страны. Очень хотелось, чтобы он был прежде всего центром детского творчества, лидером и стратегом в воспитательной политике муниципальной системы образования. К сожалению, ситуация последних лет показала, что это не так. Андрей Иванович Берсенев был хорошим менеджером, он успешно работал с внешними партнерами, во Дворце пионеров проходили знаковые для города мероприятия. Все это замечательно, но Дворец пионеров и школьников – учреждение для детей, поэтому хотелось бы, чтобы именно детям было в нем комфортно, чтобы они могли заниматься в нем любимым делом и добиваться высоких и качественных результатов. Мы не так уж быстро пришли к единому мнению по поводу того, кто должен руководить учреждением, выполняющим в городе миссию внешкольного воспитания. Иван Александрович подходит на эту должность по многим причинам. Во-первых, он, что называется, «потомственный» директор (в 1960-х Дворцом пионеров и школьников на Алом Поле руководил его отец Александр Зельманович Иоголевич). Но это самая несерьезная из причин его назначения. Учитель года России – 2005, наставник победителей международных олимпиад по физике, депутат Законодательного собрания области, он имеет большой опыт педагогической и управленческой деятельности. Кубок главы города (массовая олимпиада для школьников города разных возрастов и по разным предметам), который успешно впервые прошел в этом году, – это и его заслуга. Иван Александрович – настоящий человек эпохи возрождения: интеллигентность и интеллектуальность присущи ему в полной мере, у него есть авторитет, к его мнению прислушиваются, и что самое важное – слышат. Поэтому, я думаю, с новой должностью он справится, и новый этап в жизни Дворца пионеров и школьников станет для этого учреждения эпохой возрождения.

В июне 2010 года в Челябинске состоялся первый общегородской бал выпускников нового формата «Зеленый луч». Саму возможность появления такого праздника в нашем городе связывают с вашим именем. Прокомментируйте, пожалуйста, как зародилась идея праздника и считаете ли вы первый опыт празднования удачным?

– Мне всегда хотелось сделать подобный общегородской праздник для всех выпускников, но раньше у меня не было для этого всего спектра полномочий. В этом году я, если можно так выразиться, воспользовалась служебным положением и взяла всю ответственность на себя. Сейчас мы анализируем итоги праздника и делаем необходимые выводы на будущее. Можно ли сказать, что «Зеленый луч» – наш ответ Санкт-Петербургу? В каком-то смысле да. У санкт-петербургских ребят есть большой, красивый, эффектный праздник прощания со школой, так почему же у нас его до сих пор не было? В Санкт-Петербурге напутствия в новую жизнь выпускникам дают первые лица города, Валентина Матвиенко произносит торжественную речь. Город гордится своими выпускниками, заинтересован в них, и ребята чувствуют свою востребованность, им хочется жить и делать карьеру в родном городе. На нашем празднике точно так же присутствовали практически все первые лица города, и это еще один знак того, что праздник замечен, он нужен, и добрую традицию необходимо продолжить. Придумывать символы праздника непросто. Одно дело – «Алые Паруса», символ, который изначально понравился всем. Другое дело – «Зеленый Луч», который необходимо было пояснить. Это цвет молодости, цвет надежды, летний, теплый, к тому же зеленый – это и цвет нашего города. В следующем году мы сохраним саму легенду, но спецэффекты будут другими. Всегда должно быть что-то новое, неожиданное. Какие именно это будут спецэффекты, покажет будущее. Думаю, что мы достаточно хорошо знаем ребят и умеем предвидеть их пожелания, поэтому мы выстраиваем мероприятие под ту аудиторию, которую ожидаем. Эти выпускники такие, в следующем году будут немного другие. Но надеюсь, что праздник «Зеленый луч» действительно станет доброй традицией в городе.

Впервые я увидела вас 1 июня на премьере цирка зверей в Челябинске, вы выступали с приветственным словом к детям. В зале тогда было много воспитанников детских домов. Затем был «Зеленый луч»… Складывается впечатление, что с вашим появлением праздников для детей в городе стало явно больше. Так ли это? Можете ли поделиться дальнейшими творческими планами?

– Обычно у человека в жизни два праздника: Новый год и день рождения. Хотя чем старше человек, тем последний все менее актуален. Я придерживаюсь мнения, что праздники нужно создавать своими руками. Для того чтобы у человека был определенный стимул радоваться жизни, нужен праздник, момент неожиданности. Это нормальная психологическая необходимость. Мы используем этот стимул, чтобы еще раз активизировать внимание тех, для кого предназначен праздник, и тех, кто его организовывает. Но еще и для того, чтобы остановиться, задуматься и посмотреть на тех, для кого мы работаем. Праздников стало больше? Наверное, нет. Тут дело в другом. Просто мы развиваемся, и наши мероприятия стали более качественными, более зрелищными внешне, более яркими, более чистыми и более содержательными. Мы делаем праздники не для красивой картинки! В каждом празднике заложено особое содержание.

Например, «Зеленый луч». Возможно, официальная часть была затянута. Но нам было важно рассказать о достижениях тех, для кого затевался этот праздник: о детях и о педагогах, которые их вырастили. А эффектная картинка демонстрирует, что у нас есть возможность провести праздник качественно и на высоком уровне. Я педагог, а любой педагог обращает внимание не только на то, что сделано, но и на то, как это сделано. Важно не только содержание, но и то, как это содержание преподнесено. Чтобы привлечь к активному участию в празднике очень многих людей, важно создать активное информационное поле. Мы очень тщательно отбираем тех, кто в празднике будет участвовать.

Наши праздники поднялись на новый уровень, и вероятно, поэтому вы отметили, что они стали кардинально отличаться от тех, что были раньше. А что касается количества праздников и дальнейших планов – у нас достаточно давно, еще до моего назначения на эту должность, существовал социально-досуговый календарь мероприятий для детей Челябинска. Так что это придумано не мной. (Улыбается.)

Не секрет, что российская система образования достаточно консервативна. Собираетесь ли вы плыть против течения, или это не вписывается в ваши планы?

– К сожалению, иногда образование может стать тормозом, о который спотыкается всё. Мы часто говорим о том, что образование консервативно. Ребенок развивается традиционно, проходя все этапы. И если мы не будем консервативны в его воспитании, что-то важное и ценное пройдет мимо него. Поэтому в том, что система образования консервативна, есть свои несомненные плюсы: образование транслирует традиции из поколения в поколение. С другой стороны, в сегодняшнем мире новые технологии появляются и внедряются очень быстро. Наши дети гораздо легче, чем педагоги, пользуются компьютером. И чтобы удержаться на плаву в условиях прогресса, педагогам приходится иногда поступаться консервативностью и размеренностью в пользу прогресса. Почему, например, пионерия изжила себя? Она была очень консервативна. Но интерес детей к объединению никуда не делся. Это взрослые могут быть одиночками, а детям надо все время быть вместе. Поэтому и появляются новые формы работы, которые существовали и в прежние времена, но потребовали существенного обновления: общественные объединения, трудовые отряды, поисковые группы, ученическое самоуправление, кадеты… Так и дальнейшая стратегия развития образования в Челябинске будет выстраиваться на сочетании новшеств и традиций в их взаимном обогащении.

ЕГЭ и ФГОСы: секреты «грозных» аббревиатур

Сегодня очень актуален вопрос введения так называемых ФГОСов (новых федеральных образовательных стандартов). В чем суть нововведения?

– Да, действительно, о ФГОСах (федеральных государственных образовательных стандартах) сейчас очень много говорят, они вызывают споры. Пока это нововведение кажется непривычным, но думаю, что скоро мы все привыкнем к аббревиатуре ФГОС, так же как в свое время привыкли к ЕГЭ. В 2011 учебном году все первоклассники будут учиться в соответствии с образовательными стандартами нового поколения.

Суть новых образовательных стандартов прежде всего в том, что от сугубо «знаниевого» (как в нашей системе говорят, ЗУНовского – знания, умения, навыки) образования мы переходим к «компетентностному». Наши дети, к сожалению, порой много зная, не умеют эти знания применять на практике. Кроме того, стандарты образования нового поколения будут включать не только стандарт содержания образования (чему учить?) и стандарт оценивания (что должен уметь и знать ребенок по окончании очередного уровня образования: начального, основного и среднего), но и стандарт условий образовательного процесса. Вместо учебного плана в школах появится образовательный план, включающий в себя не только определенный объем часов предметный занятий (от 20 в первом до 36 в 11-м классе в неделю), но и 10 часов внеклассных обязательных занятий по выбору (искусство, спорт, интеллектуальное творчество), похоже на традиционную «продленку», но в новом виде.

Из спектра занятий, которые ребенку сможет предложить образовательное учреждение, ребенок вместе с родителями должен будет выбрать 10 часов, которые будут равномерно распределены в течение недели, в среднем по два часа дополнительных занятий в день. Группы по интересам могут быть организованы в самой школе либо в другом учреждении, с которым школа заключит договор, например это может быть центр детского творчества. Так, ребенок кроме обязательных учебных предметов (русский, математика и т. д.) получит еще и образование по выбору. Это социальное проектирование, техническое моделирование, интеллектуальные игры, художественное творчество, физкультурно-оздоровительная деятельность и другое.

Как скоро ФГОСы будут введены в челябинских школах?

– В Челябинской области заявку на переход на новые образовательные стандарты уже в 2010 году подала 91 школа, из них 10 школ – челябинские: 104, 35, 99, 100, 76, 136, 63, 10, 94, 14. В них первоклассники уже в 2010 будут обучаться по новой образовательной программе. Мы провели большую подготовительную работу: обучили 90 педагогических работников, непосредственно приступающих в сентябре этого года к внедрению новых образовательных стандартов, сотрудничаем с ведущими вузами Москвы и Челябинска в организации этой работы. В течение следующего учебного года мы продолжим работу по подготовке образовательных учреждений, педагогического персонала к работе в новых условиях.

Среди родителей бытует мнение, что лишь базовый блок предметов, входящих в стандарт, будет бесплатным, а за дополнительные предметы придется платить... Не приведет ли это к тому, что даже качественное среднее образование станет привилегией элиты?

– В данном случае происходит подмена понятий. Стандарт – это то, что и сейчас дети изучают в школах, это предметы, которые потом выносятся на итоговую аттестацию в девятых и 11 классах. Этот блок предметов (36 часов учебной нагрузки) обязательно оплачивается из бюджета. Иное дело – дополнительный компонент, 10 часов внеклассных дополнительных занятий. Средства на их оплату будут выделяться либо из федерального, либо из муниципального бюджета, механизмы их финансирования пока, к сожалению, не разработаны, но для учащихся они в любом случае будут бесплатными.

Не так давно завершились школьные испытания, и в самом разгаре приемная кампания в вузах. Будущее вчерашнего школьника полностью зависит от результатов ЕГЭ. Бывший когда-то экспериментальным Единый государственный сегодня уже прочно вошел в нашу жизнь. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом виде испытаний.

– На этот вопрос я бы хотела ответить с трех позиций: как мама, как учитель и как чиновник. Как матери мне есть с чем сравнивать: дочь заканчивала школу традиционно, писала сочинение, тянула билеты на устном экзамене, решала задания на контрольной по алгебре и началам анализа, сын сдавал ЕГЭ. Как родитель я вижу несомненный плюс в том, что ребенок не переживает стрессовую ситуацию экзаменов дважды. Но при этом многократно повышается уровень ответственности и уменьшается право на ошибку. Что касается комфорта, то ребенку уютнее сдавать экзамен в собственной школе, где помогают и стены, и любимые учителя. Но во время ЕГЭ проверяется не только уровень знаний, но и уровень «взрослости» ребенка. Поэтому сегодня к экзамену мы готовим не только предметно, но и психологически. В школах проводятся специальные тренинги, в ходе которых моделируются различные ситуации, в которых ребенок может себя проверить. Именно поэтому мы проводим пробные ЕГЭ. Можно констатировать, что определенная система сдачи ЕГЭ в городе уже сложилась, трудно было в самом начале, сейчас уже легче. Как учитель я считаю, что ребенок должен иметь право выбора: сдавать ли ему экзамен в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Но для меня как управленца возможность альтернативы проблематична: для разных форм проведения испытаний нужны и разные помещения, и большее количество персонала, возникает множество организационных и финансовых проблем. Но на самом деле главное – не форма, в которой будет проведена аттестация, а сам ребенок. Мы должны научить его мыслить, быстро реагировать и принимать решения в сложных ситуациях. В ЕГЭ вообще-то нет ничего страшного, просто мы все должны к нему привыкнуть. А для этого должны создать необходимые условия в процессе обучения ребенка в школе и в ходе его подготовки к сдаче ЕГЭ. В этом году наши выпускники показали хорошие результаты на ЕГЭ, что свидетельствует о том, что работа, проводимая в системе образования, дает свои положительные результаты.

Воспитание чувств

Кто повлиял на формирование вашей личности? Кого бы вы могли назвать своим наставником?

– Я считаю, что мне в жизни повезло. Я получила хорошее образование. Во-первых, потому что училась в двух замечательных челябинских школах. В первый класс я поступила в 48-ю, тогда просто школу. В то время ее директором был легендарный Максим Максимович Клайн. Именно при нем в школе начали углубленно изучать два языка: английский и французский. Я на отлично закончила первый «простой» класс, училась легко и с удовольствием и не собиралась переходить в класс специализированный. Но так как учебные результаты были высокими, родителям посоветовали перевести меня в класс с углубленным изучением английского. Первой моей учительницей была Нина Сергеевна Картавых. К сожалению, Нины Сергеевны уже нет с нами, но то, чему она меня научила в начальной школе, стало основой приобретения будущих знаний.

Когда я перешла в пятый класс, мы переехали. Меня перевели в школу №1. Трудностей перехода я не почувствовала, так как языковая подготовка в 48 школе была на высоком уровне. Директором первой школы был Владимир Абрамович Караковский. Когда мы перешли в 10 класс, Караковский переехал в Москву. Для нас это была настоящая трагедия! К новому директору привыкать было очень сложно. Все-таки Караковский – это личность, и личность харизматичная, из тех, про кого говорят – незаменимый.

К стати, в первой школе астрономию у нас преподавал Александр Евгеньевич Попов, он тогда был совсем-совсем юным, только что после вуза. Наш класс очень дружный, и мы встречаемся до сих пор, хотя со времени выпуска прошло очень много лет. На свои встречи меня приглашают и ребята из 48-й. Нас раскидало по стране и миру, но мы стараемся встречаться чаще.

И с институтской группой тоже видимся. У нас была маленькая девичья группа. И что важно, за пять лет из группы никто не ушел, в каком составе мы поступали, в таком и закончили. Нашу дружбу нам удалось пронести сквозь годы.

Мне в жизни очень везло с наставниками, я выбрала дорогу учителя во многом благодаря им. Кстати, в пятом классе, еще в 48 школе, я получила грамоту Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. До сих пор считаю ее самой своей высокой наградой. В школах, где я училась, умели поддерживать детей и внушать им уверенность в своих силах. Точно так же я стремлюсь поддерживать детей сейчас.

Но я также точно могу сказать, что даже самая лучшая школа ничему не научит ребенка, если родители равнодушны к его образованию и воспитанию. Еще в те времена, когда я в школе была заместителем Кузнецова, мы серьезно работали над привлечением родителей к процессу образования детей. Очень хочется, чтобы родители понимали: садик и школа – не камера хранения, куда на время можно сдать ребенка. Чтобы результаты воспитания были ощутимы, родители и профессиональные педагоги должны объединиться. Только тогда будет результат.

Насколько сильно на вас повлияли родители? Как они отнеслись к выбору вами профессии?

– Мои родители тоже были педагогами. Мама Валентина Николаевна Парфенова всю жизнь посвятила ЧГПУ, она была заведующий кафедрой, а затем и деканом математического факультета. Сегодня ее портрет можно найти в музее ЧГПУ. Мы с сестрой закончили факультет иностранных языков ЧГПУ. Сестра и по сей день преподает в педагогическом. Моя дочь и дочери сестры также учились здесь, через год педуниверситет окончит сын. Папа, Александр Григорьевич Парфенов, в свое время также работал в пединституте, потом перешел в ЧИПС, где преподавал очень сложный для студентов всех времен предмет – сопромат.

Так что любовь к педагогике у нас семейная. (Улыбается.) Труд педагога очень тяжелый, но, наверное, самый благодарный из всех, поэтому, когда я в свое время приняла решение поступать в пединститут, родители поддержали меня.

Как воспитывают своих детей педагоги? Можете ли вы поделиться профессиональными секретами?

– Все педагогические опыты я ставила на собственных детях. У меня дочь Елизавета и сын Александр. Дочь – это в какой-то мере мое продолжение, а сын – это другой мир, следовательно, и подходы к воспитанию должны быть принципиально различны, что очень важно для семейного «педагогического эксперимента». Сыграла свою роль и разница в возрасте между детьми. Дочь родилась, когда я еще училась в институте, а сын – когда уже работала в школе заместителем директора. К этому времени у меня уже сложился определенный педагогический опыт. Все новшества, которые вводила в школе, я сначала опробовала на собственных детях. С одной стороны, быть «учительским» ребенком очень непросто, детям тяжело учиться в той же школе, где работает родитель. Для них это колоссальная психологическая ответственность. Но тем не менее мои дети всегда были в активе, участвовали во всех мероприятиях. Все, что проводилось в школе, я всегда проверяла на них. И их оценка моих задумок всегда была самой оперативной, самой естественной и самой искренней. Ведь свои впечатления они высказывали не строгому учителю, а маме. Для меня это всегда было особенно важно. Если моим детям это подходит, если это для них интересно и их не травмирует, то идеи можно транслировать и на других детей в масштабах школы. Такая «лаборатория» очень важна для педагога.

Сейчас у меня подрастает пятилетний внук Коля, сын дочери. В процессе его воспитания у меня тоже есть возможность оценить некоторые педагогические находки, изучить проблемы дошкольного образования. Я для него в первую очередь конечно, бабушка. Сейчас самый забавный возраст, когда за ним так интересно наблюдать. Иногда он выдает особенно забавные перлы. Например, он спрашивает меня: «Бабушка, ну почему ты все время ходишь в телевизор выступать, а я там еще ни разу не был?»

Как складывался ваш профессиональный путь после окончания университета?

– Институт я окончила в 1983-м. Практику проходила в 58 школе. Туда же после окончания института пришла работать учителем английского языка, классным руководителем. Я хочу высказать огромную благодарность директору 58 школы Анне Степановне Моховиковой, она научила меня многим вещам, которые позже очень пригодились мне как руководителю. Затем мы переехали на северо-запад, и я перешла работать завучем в 41 школу, куда через несколько лет пришел директором Александр Игоревич Кузнецов. И когда в августе 2005 Александра Игоревича назначили начальником управления по делам образования, он пригласил меня в свою команду. Можно сказать, что у нас с Александром Игоревичем сложился долговременный и плодотворный профессиональный союз.

Учитель – это тот же актер...

Новое место работы предполагает большую нагрузку. Как вы любите отдыхать? В чем черпаете силы?

– Несмотря на то, что много времени отнимает работа с документами, профессиональной литературой и, казалось бы, на добровольное чтение не должно оставаться сил, я очень люблю читать. Чтение для меня – действительно лучший отдых. Я предпочитаю английскую литературу (Моэма, Голсуорси). Читаю на языке оригинала, отчасти для того, чтобы не растерять навыки, и потому, что между мной и текстом не стоит переводчик, и текст воспринимается таким, как его задумал автор. Сейчас я заново открываю для себя Чехова. Почему мне нравятся именно эти писатели? Меня привлекает психологическая проза, где за сюжетом и диалогами показан человек в развитии, его драма, его взаимоотношения с другими людьми. А еще я люблю читать настоящие детективы. Хороший детектив – это хороший психологический триллер, он может доставить истинное удовольствие.

Кроме чтения я очень люблю театр. Наверное, это заметно и по моей работе, потому что особое предпочтение я отдаю театрализованным постановкам праздников.

Этим летом мне удалось побывать на спектаклях «Современника», когда он гастролировал в Челябинске. Это один из моих любимых театров, и я всегда стараюсь посетить его, когда бываю в Москве.

На мой взгляд, именно этот театр наиболее точно чувствует современные тенденции и веяния в театральном искусстве и обществе. В этой актерской труппе меня привлекает сочетание молодости и мудрости, особенно нравится игра Марины Нееловой и Чулпан Хаматовой, а Галина Волчек, по-моему, один из лучших театральных режиссеров. Меня потряс спектакль «Современника» «Мамапапасынсобака», в котором очень трогательно и щемящее точно представлена тема взаимоотношений взрослых и детей. Особенно интересно смотреть, как в детей перевоплощаются взрослые, а перевоплощаются они настолько искренне, что ты забываешь о том, что перед тобой на сцене – взрослый человек.

Я очень люблю и наши челябинские театры: драматический, камерный, оперный, ТЮЗ. А со студенческим «Манекеном» у нас и вовсе особые отношения. Мы давно сотрудничаем с Владимиром Филоновым. Я знаю его не только как режиссера, но и как педагога, и как председателя жюри городского фестиваля школьного театрального творчества «Серебряная маска». И мне очень нравится, как он работает. Хотя Филонов уже давно в искусстве, он невероятно молод душой. Я отношусь с огромным уважением к нему и как к режиссеру, и как к человеку. Отдельно стоит сказать о камерном театре. Я была почти на всех постановках этого театра. Что-то мне очень нравится, что-то вызывает легкое недоумение. Они постоянно в поиске, и пусть не все их находки, на мой взгляд, удачны, но в любом случае к их работе как к явлению в искусстве я отношусь с уважением.

Привлекает и нестандартность спектаклей мастерской новой пьесы «Бабы». С «Бабами» мы тоже активно сотрудничаем, их руководитель Елена Калужских периодически бывает в составе жюри нашего фестиваля.

Педагог, руководитель – это тоже режиссер. Я считаю себя достаточно мягким человеком, мне иногда не хватает жесткости. Но особый профессионализм руководителя, на мой взгляд, в том, чтобы сделать так, чтобы твои подчиненные думали, что твое предложение, твой приказ – это их собственная находка, их заслуга, их решение. И если так получается, значит это действительно хороший руководитель. Не стоит ставить успехи подчиненных в заслугу себе. Наоборот, надо гордиться тем, что план осуществлен и подчиненный думает, что дошел до этого сам. Такая же стратегия срабатывает и с детьми. Надо постоянно поддерживать в маленьком человеке уверенность в том, что он все делает сам. Это придаст ему сил, и тогда иллюзия обязательно станет реальностью.

Есть ли у вас жизненный девиз?

– Да, есть. И это всего одно слово – «всегда». Всегда – это значит быть всегда в тонусе, всегда реагировать на то, что происходит. Это слово отражает и мои качества как руководителя: я стремлюсь всегда быть с людьми, работать, общаться, встречаться. Только во взаимодействии с людьми рождаются верные решения.

Что вы не приемлете в людях? С чем никогда не смогли бы согласиться?

– Одна из главных трудностей, с которыми мне приходится сталкиваться в работе, – это неумение сотрудников выстроить нормальные деловые отношения в процессе работы. Бывает, что человек ругается, говорит на повышенных тонах, но в его словах нет оскорбления. Но если в словах, особенно руководителя, присутствует желание унизить, показать, что подчиненный никуда не годен, с этим я категорически не могу согласиться. Я не люблю людей, которые унижают других, даже невольно. Это вопрос воспитания, внутренней этики, человеческих качеств.

А импонирует в людях такая черта, как чуткость. Она включает в себя многое: понимание, терпимость, умение видеть хорошее в других, доверять людям, прислушиваться к их мнению. Без доверия прожить очень сложно. Помните, как в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Иногда путь к взаимопониманию кажется очень сложным, почти недостижимым. Но к пониманию нужно стремиться, иначе зачем жить? Умение понимать других я ценю в людях больше всего. И сама стремлюсь соответствовать этим жизненным принципам.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления