Образование Стресс ученика: когда пора бить тревогу?

Стресс ученика: когда пора бить тревогу?

«Мама, я больше в школу не пойду!» – как часто вам приходилось слышать такие слова от своего ребенка? На форуме ChelDiplom.ru нередко можно прочитать встревоженные родительские сообщения: «Я никак не могу понять, что же происходит с моим ребенком! Дочка у

«Мама, я больше в школу не пойду!» – как часто вам приходилось слышать такие слова от своего ребенка? На форуме ChelDiplom.ru нередко можно прочитать встревоженные родительские сообщения: «Я никак не могу понять, что же происходит с моим ребенком! Дочка учится в четвертом классе, и раньше у нас все было хорошо: ее тянуло в школу, на занятия, она получала практически одни пятерки, я так ей гордилась! Но в новом учебном году ее как будто подменили: мало того что она занимается без энтузиазма, так чуть ли не каждый день ищет предлог, только бы не пойти в школу...» Что это: обычная лень? Хроническая усталость? Начало серьезных проблем?

Порой родители искренне не понимают, что происходит: прежде усердный ученик – возможно, даже отличник – без видимых на то причин отказывается идти на занятия, у него снижается успеваемость, а то и вовсе появляется депрессивное состояние. Специалисты подтверждают: виной всему школьный стресс – весьма распространенное в ученической среде явление.

Подход к искоренению этой проблемы должен быть серьезным и обстоятельным, иначе есть риск навсегда убить в отпрыске любовь к знаниям. И не только: школьный стресс способен повлиять на все стороны жизни растущего человека. Как избежать серьезных проблем, рассказывает детский психолог Елена Сыркина.

Елена, так что же такое школьный стресс?

– Школьный стресс по силе воздействия ничем не отличается от серьезного, традиционного, взрослого стресса. Скажем просто: это нормальная реакция организма на ненормальные события. В психологии различаются два вида нервного напряжения. Один – положительный, который позволяет мобилизовать ресурсы организма, вывести его на новый уровень, раскрыть адаптационные ресурсы. Самый понятный пример – закаливание: во время процедуры организм получает встряску, в итоге повышающую иммунитет. Небольшой стресс способен пробудить в человеке сосредоточенность, решительность и прочие полезные качества. Но, к сожалению, существует и такое понятие, как дистресс, или отрицательный стресс, который, напротив, истощает организм, лишает нас сил и приводит к неминуемой депрессии. Возникновение его возможно в двух случаях: либо была сильная психотравмирующая ситуация, либо при длительном хроническом напряжении, которое накапливается и подтачивает со временем все ресурсы организма. Школьный стресс, соответственно, связан с учебной деятельностью ребенка.

Как быстро развивается стрессовое воздействие? Есть ли у родителей шанс миновать возможные проблемы?

– Этот стресс, как правило, не развивается спонтанно. Вспомним первое сентября: дети любого возраста идут в школу с радостью, кто-то хочет увидеть друзей, пообщаться, кем-то движет жажда знаний – да, есть и такие! Но проходит время, и дети начинают по-разному реагировать на учебу. Здесь важно выделить несколько моментов: самое начало учебного года вполне можно назвать своеобразным «медовым месяцем», когда дети с интересом, даже любопытством идут в школу. Особенно маленькие. Родителям главное – не проморгать этот момент и поддержать в ребенке все его позитивные стремления.

Через какое-то время начинает накапливаться усталость, школьник начинает сталкиваться с какими-либо трудностями. Учитывая то, что все дети по темпераменту очень разные, вполне естественно, что и на всевозможные препятствия они тоже реагируют по-разному. Например, меланхолики затрачивают на преодоление подобных моментов довольно много сил. В этом случае стресс становится предсказуемой реакцией на происходящее. Это время психологи условно называют фазой отсутствия горючего, когда затраты ресурсов превышают возможности ребенка.

Следующий этап в развитии стресса – обострение хронических заболеваний. Если нервное напряжение не находит выхода, а продолжает накапливаться в организме вашего чада, то у него начинают обостряться ранее появившиеся хронические заболевания: гаймориты, бронхиты, ОРВИ… Иначе говоря, любая инфекция находит свое место. Ребенок может часто жаловаться на головную боль или желудок. Но для родителей подобные недомогания должны стать тревожными звоночками, говорящими о том, что отпрыск находится под воздействием прогрессирующего стресса. Очень важно обращать внимание на всевозможные бессонницы, волнения, тревожные состояния, плохой аппетит и даже ночные кошмары. Не говоря уже про постоянную усталость школяра, когда он, едва проснувшись, уже чувствует себя уставшим.

Если и на этой стадии родители не обратят внимание на сигналы организма, следующим этапом будет развитие тяжелого кризисного напряжения, когда у ребенка начинает ухудшаться не только физическое, но и психологическое состояние: чадо становится плаксивым, раздражительным, возбужденным, постоянно настороженным и очень конфликтным. Приступы гнева могут возникнуть в ответ на самые незначительные замечания со стороны родителей. Здесь уже речь идет о неадекватной реакции на обычные события.

И наконец, финальной стадией влияния стресса становится полный отказ ребенка от учебы, апатия, глухая стена, когда отпрыск отказывается ходить в школу, учебная деятельность его просто отталкивает. Им правят пораженческие мысли: «Я – неумеха, я ничего не знаю, ничего не могу. Я ненавижу учителей, школу, себя, родителей» и прочее.

Вот так и развивается стресс. Влияние его более чем губительно, поэтому мамам и папам нужно крайне внимательно следить не только за школьными успехами ребенка, но и его психологическим комфортом.

Поговорим о причинах?

– Есть несколько причин, идущих из разных сфер.

Первое – школяр сталкивается с некоторыми трудностями и в силу разных причин опускает руки. Если в этот момент родители продолжают предъявлять к нему прежние требования, у ребенка неосознанно появляются мысли о том, что он обманул ожидания, он начинает думать, что бессилен изменить ситуацию, раз даже отец с матерью его в этот момент поддерживать не хотят. В итоге возникает обратная реакция – горе-ученик начинает «прятаться»: замыкается в себе, старается лишний раз не поднимать на уроках руку, не выходить к доске и прочее. Формируется осознанное бессилие.

Вторая причина школьного стресса – семейные требования, а точнее – семейное давление. Чаще всего встречается в тех семьях, где гиперсоциальные мамы и папы, которым крайне необходимы всесторонние успехи ребенка, ощущение того, что отпрыск – первый во всем, лидер. Довольно часто это те родители, которые свои некогда упущенные желания пытаются реализовать через ребенка. Постоянно выдвигают требования, доходя до крайностей. Им кажется, что проще некуда – всего-то нужно постараться и выучить уроки! «Ты плохо учишь дома, ты лентяй» – и прочие обидные реплики сыпятся на беспомощного отпрыска. «Ты это делаешь нарочно» – еще одна любимая фраза таких родителей. Они действительно верят в то, что ребенок не хочет учиться, только чтобы досадить им.

Третья причина – это родители, которые активно побуждают ребенка учиться. Причем призывают чадо только к интеллектуальной деятельности: им кажется, что важнее учебы нет ничего. Как правило, такие мамы и папы забывают о других сторонах жизни отпрыска и даже не допускают мысли о том, что, может быть, ребенок физически, творчески или музыкально тоже одарен, и ему это нравится гораздо больше! Ситуация осложняется, если ребенок не одарен интеллектуально, а другие возможности для самовыражения благодаря родительским запретам ему недоступны. На этой почве у ученика формируется комплекс неполноценности. И все заканчивается тем, что ребенок вообще не хочет идти в школу.

Следующий момент – игнорирование родителями всех достижений школяра, его сильных качеств. Как ни странно, есть такие мамы и папы, которые в ответ на вопрос, хвалите ли вы своего ребенка, искренне недоумевают, зачем это нужно делать. То, что отпрыск приносит пятерки, – это его обязанность, полагают они. Он так и должен, для нашего ребенка это нормально, зачем его за это хвалить– вот лишь небольшой перечень фраз таких родителей. Четверка или тройка в таких семьях – катастрофа, грозящая наказанием. Мамы и папы! Хочу отметить: ваш ребенок старается учиться! И далеко не все дети приносят пятерки. Не забывайте об этом.

Что происходит в таких семьях? Со временем ученик, чьих стараний не замечают, формирует для себя следующую установку: «Двоечники! С ними все носятся: родители на них обращают внимание, педагоги тоже, да и с детьми они, в принципе, находят общий язык. Умных у нас в классе не любят, потому что многие считают их выскочками». Получается, что отличник никому не нужен. И двоечником быть проще. Подобные рассуждения вполне могут поспособствовать тому, что отличник скатится до троек или двоек, лишь бы быть как все. Быть принятым.

Сложно приходится и тем детям, которым в детстве ничего не разрешают, постоянные запреты – не марай руки, одежду, не делай то-то – до добра ребенка также не доведут: неврозы – нередкие «приятели» таких школьников.

Воспитание по типу красного карандаша, когда родители видят только ошибки, забывая при этом хвалить ребенка, говорить о том, что у него хорошо получается, также можно считать весомым стрессовым фактором. Что происходит в таком случае? Отпрыск просто ничего не знает о своих сильных сторонах, не может при общении с другими детьми делать упор на свои сильные качества. Соответственно, формируется низкая самооценка со всеми вытекающими последствиями.

Говоря о стрессах, нельзя не сказать о негативном воздействии школьных перегрузок, особенно в лицейских (гимназических) классах. Что и говорить, педагогов судят по оценкам учеников, и в классах с усложненной программой это ощущается наиболее остро. Вот и получается: мало того что программа серьезная и родители давят, так еще и педагог присоединяется.

Елена, что вы можете посоветовать родителям?

– Предъявляя серьезные требования к ребенку во время учебы, вы очень четко должны понимать, зачем ему это нужно. Если вы хотите, чтобы отпрыск был отличником, задайтесь вопросом – зачем? С какой целью это так уж необходимо и отвечает ли это запросам самого школяра? И уж тем более если это делается лишь потому, что вы когда-то не смогли реализовать свои мечты – задумайтесь. В любом случае у вас ничего не выйдет: хотите вы того или нет, у ребенка будет личная жизнь, вы не проживете свою жизнь еще раз в судьбе своего отпрыска. Очень важно это понимать!

Второй момент. Понятно, что на работе каждый родитель сталкивается с определенным стрессом, но, я вас умоляю, не нужно с порога начинать выспрашивать у ребенка, какие оценки он получил сегодня в школе. Поверьте! Уставшему отпрыску тоже хочется отдохнуть и расслабиться. Выдержите паузу, минут тридцать минимум. И уже потом, когда все поели, поговорили о том, как приятно (или неприятно) прошел день, отошли от рабочего негатива, можно поговорить и об оценках. В этой ситуации важно, чтобы разговор с ребенком был не на бегу.

Не доводите до размера катастрофы каждую допущенную в той или иной сфере ошибку ребенка. Такова уж человеческая натура, что мы учимся на своих, а не на чужих оплошностях. Все наши огрехи позволяют чему-то научиться, понять, что привело к падению и что способствовало успеху. Поэтому родителям важно понимать пользу ошибок, как бы парадоксально это ни звучало. Периодически я бы даже рекомендовала играть с ребенком в игру «что хорошего и плохого есть в ошибках».

Если маленького ребенка очень зажимает школа, можно разрядить ситуацию в игровой форме. Проигрываем пугающие школяра ситуации школьной жизни. Через игру вполне возможно найти пути выхода из негативных моментов. Проявите фантазию.

В борьбе со стрессом должное время следует уделять физическим и дыхательным упражнениям.

В случае, если ваш отпрыск подвержен стрессовому воздействию из-за заниженной самооценки, не обойтись и без психологических методик: вместе с ребенком рисуем лесенку успеха. Сколько бы чаду ни было лет. На каждую ступеньку должно приходиться сильное личностное качество школяра. Допустим так: первая ступенька – «я умный», вторая – «я – веселый», третья – «я– позитивный» и так далее. Проделываем это упражнение с периодичностью примерно один-два раза в неделю. Обязательное условие: качества не должны повторяться.

Есть еще один секрет учебы без стресса: позволяйте ребенку в свободное время заниматься любимым делом, будь то танцы или спортивная секция. Не шантажируйте его тем, что если он получит двойку, тройку или четверку, то будет лишен любимого занятия. В этой сфере он чувствует себя компетентным. Уважайте интересы школьника.

Прислушивайтесь к ребенку: когда он говорит, что не любит учителей, которые заставляют учиться, в переводе с детского на русский это часто означает, что он не любит и маму, когда она заставляет его чрезмерно напрягаться, не позволяя отдохнуть и отвлечься. Просто мамам это говорить не принято.

И основное. Вспомните, родители, когда мы заканчиваем одиннадцатый класс, поступаем в вуз, мы понимаем, что часть дисциплин, которые в школе отняли у нас столько душевных и физических сил, нам просто не пригодились. Теперь ответьте на вопрос: имеет ли смысл растрачивать здоровье ребенка ради иллюзорного лидерства? Или, может быть, все хорошо в меру?..

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления