Образование Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель группы разработчиков ФГОС: «Один час в неделю на предмет – это профанация»

Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель группы разработчиков ФГОС: «Один час в неделю на предмет – это профанация»

«Разрабатывая стандарт, мы пытались актуализировать тему непрерывности образования», – заявил в ходе прошедшей 11 февраля в Челябинске пресс-конференции один из разработчиков...

«Разрабатывая стандарт, мы пытались актуализировать тему непрерывности образования», – заявил в ходе прошедшей 11 февраля в Челябинске пресс-конференции один из разработчиков стандартов, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

Александр Михайлович обратил внимание журналистов и представителей образовательных учреждений на то, что образовательные стандарты для старшей школы впервые создаются в зоне такого бурного общественного и профессионального обсуждения. Впервые документ стандартов выстроен как общественный договор, в основу которого положены требования семьи, общества и государства.

Авторы проекта исходили из того, что ребенок получает базовое образование с первого по девятый классы. А старшая ступень призвана подготовить его к дальнейшему обучению, профессиональной деятельности и социализации.

«Мы опирались прежде всего на результаты девятилетнего эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени обучения», – пояснил Александр Михайлович журналистам, родителям и педагогам.

На сегодняшний день дети изучают до двадцати предметов. Если предметы разбить по неделям на два года, то получится, что они изучаются школьниками один – два часа в неделю. «Профессиональные педагоги знают, что один час в неделю на предмет – это профанация. Мы также с вами хорошо знаем, что большое количество предметов на старшей ступени приводит к тому, что еще в советское время школа и родители ориентировали своих детей на один – два предмета, которые реально будут нужны для поступления в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования», – подчеркнул Александр Кондаков. – «Ни для кого не секрет, что на старшей ступени школы мы, педагоги, закрываем глаза на то, что, готовясь на мехмат, ребенок может мало уделять внимания таким предметам как история и литература».

Изначально в 2002 году концепция профильного обучения предполагала сокращение числа предметов. Основываясь на результатах эксперимента по введению профильного обучения, создатели ФГОС второго поколения предложили сократить число предметов до девяти-десяти. Это обязательное количество. Каждый учащийся должен будет выбрать один-два предмета из шести предметных областей: «Филология», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Общественные науки», «Естественные науки» и «Искусство, или предмет по выбору». Тем самым будет обеспечена профилизация подготовки. Все предметы внутри этих областей делятся по глубине изучения: интегрированный, базовый и профильный уровень.

Интегрированный уровень был разработан для того, чтобы ребенок, если он идет, например, по естественнонаучному направлению, изучал не весь набор общественных наук, а «Обществознание»: «Я хочу напомнить, что учащийся девять лет уже отучился и базовые знания получил. На интегрированном уровне предметные результаты должны быть ориентированы на реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающегося на основе усвоения им ключевых теорий, идей, понятий, фактов, относящиеся к различным областям знаний. То, что выделено РАН как обязательное знание для образования на протяжении всей жизни, в интегрированном предмете обязательно будет реализовано», – заверил Александр Кондаков.

На профильном уровне идет более глубокое изучение предмета. Это освоение учащимся систематических знаний и способов действия, присущих данному учебному предмету. Учащиеся должны решать задачи освоения базовых наук, подготовки к последующему образованию и профессиональной деятельности.

Предметы базового уровня предполагают изучение ребенком систематических знаний и способов действия, присущих учебному предмету, и решение задачи освоения основ базовых наук для поддержки избранного обучающимися направления образования.

Обращаясь к аудитории, Александр Михайлович развеял несколько мифов о ФГОС: «Ребенок обязан изучать и русский язык, и литературу, и математику, но на том уровне, который для него является приемлемым. Я обращаю внимание, что в полемике мы видим в основном предметных лоббистов, которые спрашивают: «где мой русский язык?», «где моя математика?». Новый стандарт направлен прежде всего на развитие личности ребенка. Мы ориентируемся на то, как обеспечить запрос обучающегося. Ребенок не может выбрать для изучения родной язык и проигнорировать при этом русский, являющийся государственным. Он обязан взять русский язык и только при этом условии сможет взять еще и родной. Кроме того, новый стандарт дает возможность изучать два иностранных языка».

Авторы проекта предложили три общих предмета для всех: «Россия в мире», «ОБЖ» и «Физическая культура». «Россия в мире» компенсирует отсутствие предмета «История» в 10–11 классах. Самой истории в этом курсе планируется 50%. В другую часть будут входить география, политика, культура и экономика. Число учебных часов не сократится и составит 30-36 часов.

Подводя итоги, разработчик пояснил: «Новые стандарты образования призваны дать возможность выбрать ребенку те профилирующие предметы, которые отвечают его личным запросам, избавить его от избыточной и ненужной ему деятельности, дать возможность школе подготовить ребенка к успешной социализации и профессиональному образованию».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления