Образование Сдаемся без боя

Сдаемся без боя

«Проснулся с мыслью: скоро сессия. Расстроился. Потом вспомнил, что нет никакой сессии, а надо на работу. Расстроился еще больше». Знаете, кто на самом деле герой этой цитаты с нежно любимого студентами «башорга»? Держу пари...

«Проснулся с мыслью: скоро сессия. Расстроился. Потом вспомнил, что нет никакой сессии, а надо на работу. Расстроился еще больше». Знаете, кто на самом деле герой этой цитаты с нежно любимого студентами «башорга»? Держу пари – преподаватель.

Скоро сессия. Вежливость студентов стала просто невыносимой...

Сессионный период, пора защит курсовых и дипломных работ – время непростое, энергозатратное и очень нервическое. Дважды в год в вузах обычная проверка знаний превращается в полосу препятствий, причем еще большой вопрос, кто все-таки бежит, а кто стоит на финише с секундомером. Студентов на «единицу преподавателя» приходится больше, однако для последних новости призывной кампании и обновляемый список вакансий в соседнем супермаркете не так актуальны. Так кто же истинная жертва этой гонки с гранитом науки наперевес?

Заведующая кафедрой культурологии и социологии ЧГАКИ Людмила Зубанова не скрывает, что во время учебы в вузе считала, что сессия – это стрессовое время лишь для студентов, а преподаватели, напротив, «отрываются по полной» и «воздают по заслугам». «Сейчас понимаю – это обоюднонапряженный период. Конечно, большая доля волнений и переживаний все-таки приходится на долю студентов, но и преподавателям непросто».

«В это время происходит максимальное количество конфликтов, – вторит ей доцент кафедры «Финансы и кредит» экономического факультета Челябинского госуниверситета Илья Данилов. – Как бы ни вел себя педагог, виноват будет в любом случае именно он. Если слишком добрый, то «учить не надо, и так на халяву все поставит», а если строгий, то «учить бесполезно, так как все равно не сдашь». В итоге получается, что большинство студентов испытывают судьбу и нервы преподавателя, приходя на экзамен в лучшем случае лишь «слегка почитавшими лекции». Для преподавателя же такая подготовка невозможна: нам нужно составить вопросы, подвести итоги предварительной и итоговой аттестаций, а также прорешать собственные тесты и задачи, которые выносятся на экзамен. Причем сделать это наполовину или спустя рукава нельзя, а весь процесс отнимает достаточно много времени и сил».

А не вольтметром ли измеряется напряжение?

Помимо общего знания материала по своему предмету для педагога немаловажны и метод его подачи, и критерии проверки информации, вложенной в юные головы за семестр. Насколько она объемна, полезна, применима именно к данной голове, и вообще – там ли она? Необходимо разработать систему оценки и решить, например, приемлемо ли выставление вожделенных студентами «автоматов» или такими словами в вузе лучше не разбрасываться.

Помню, когда во время обучения на журфаке ЧелГУ мы пришли на первую лекцию профессора Марины Загидуллиной, то услышали, что «курс, закончившийся «автоматом», – заведомо провальный курс». Третьекурсники тогда, мы были очень сильно и, что уж скрывать, очень неприятно удивлены. Теперь я убеждена: рассчитывая на автоматическое выставление оценки, которое зачастую предполагает выполнение исключительно формальных требований, студент никогда не озаботится получением более глубоких знаний. Скорее всего, он и ограничится безупречным посещением (без особого интереса к предмету) и редкими докладами на семинарах.

«При выборе способа экзамена или зачета нужно учитывать, что существуют различные типы характеров и склонности студентов, – говорит Илья Данилов. – В качестве наиболее оптимальной я выбрал комбинированную форму, состоящую из трех частей: тестовой, вопросной и задачной. При этом только преподаватель понимает, что таким образом он не «валит студента», а наоборот. Именно так сразу видно, что, например, человек предмет знает, но тестовая форма (или задачи) у него получается хуже. Или, наоборот, он перепутал выученные открытые вопросы, но тест и задача доказывают, что студент знает все отлично».

Ну, положим, не она сдала, а я сдался…

Однако подготовка к экзамену – это всего лишь неотъемлемая часть рабочего процесса преподавателя. Всю палитру эмоций дарит «сеанс обратной связи» –непосредственно зачет или экзамен. Что больше всего раздражает наших педагогов? Ответ прост: неподготовленность студентов.

«К сожалению, это становится закономерностью, – отмечает доцент кафедры хлебопекарного и кондитерского производств факультета «Пищевые технологии» ЮУрГУ Татьяна Толмачева. – Студенты думают, что готовиться не обязательно, но при этом почему-то хотят получить хорошую или отличную оценку. Начинают себя вести просто нагло. Создается впечатление, что им все вокруг должны, особенно – студентам-льготникам, хотя сами они не задумываются над тем, что для начала неплохо было бы просто выучить к экзамену материал».

А ведь это действительно обидно. «Мне не нравится в течение полугода рассказывать какой-то материал, а потом его же и слушать в несколько искаженном, причем не в пользу материала, виде, – жалуется Людмила Зубанова. – Странная ситуация, честно говоря».

Это не записки, это мы в преферанс играем

Во время экзамена проходит проверку целый ряд личных качеств преподавателя. Он сдает его на бдительность (порой трудно отследить наличие шпаргалок и использование различных новомодных гаджетов), выдержку (соблазнов масса – от желания выставить за дверь особо неприятного, но, несомненно, в чем-то талантливого экземпляра до порыва взять свои слова обратно – неважно какие, главное – взять обратно, и чтобы это побыстрее закончилось), смелость (иногда случается конфликтовать со студентами-провокаторами, отдавая себе отчет в том, что вскоре они придут к тебе же на пересдачу). Еще нельзя сбрасывать со счетов вовремя проявленный гуманизм, но использовать его нужно дозированно, как и эгоизм с сарказмом, чтобы не нарисовать воображаемой кистью в головах легковерных студентов искаженную картину мира. Это искусство, и ему, к сожалению, нигде не учат.

Стойкости в вопросах отстаивания собственных границ и интересов вроде бы не учат тоже, но в педагогической деятельности это усваиваешь очень быстро. «Экзаменационную работу вообще-то нужно еще и проверить, – иронизирует видавший виды Илья Данилов. – А до студента с трудом доходит, что это требует времени. И когда просишь подождать час-полтора, начинается массовое возмущение. Но проверить работу, моментально сканируя ее взглядом, преподаватель просто не имеет права».

Сессия в некотором смысле перераспределяет студенческие потоки, формируя новые места их обитания. В библиотеке наконец-то появляются люди, у входа в аудитории собираются целые таборы, а остальные безостановочно мигрируют по коридорам учебных корпусов. Традиционно они следуют двум моделям поведения: либо прячутся, завидев свой ночной кошмар в лице конкретного преподавателя, либо не дают прохода, трепетно вскидывая ресницы и преданно заглядывая в глаза. Оба варианта кошмарны и требуют особенной стрессоустойчивости. Первый гарантирует спокойствие лишь временное, потом эти прятки обязательно аукнутся, причем всем – и студенту, который будет лихорадочно досдавать свои долги, и преподавателю, который будет вынужден эти пересдачи в неурочное время принимать. Да и сотрудникам деканата, которые будут готовить потом документы на отчисление.

Студенты, не прячьтесь от своих педагогов! Это не поможет, это неразумно, не делайте так! Научитесь смотреть своему страху в лицо в конце концов!..

Заметил тенденцию: чем ближе сессия, тем сильнее смех от моих шуток на лекции. Чувствую подвох. Шутки-то повторяю...

Резко возрастающее количество поклонников (тех самых, с ресницами) также преподавателя должно насторожить. Именно насторожить, а не обрадовать, разжалобить или дать повод предаться сентиментальным воспоминаниям. Это чистой воды манипуляция, пусть иногда и безотчетная. Стоит только дать слабины, и просьб, оправданий, жалоб, отвлеченных, но имеющих весьма серьезную подоплеку, разговоров («А вот мы слышали, что к Иван Иванычу на экзамен лучше в красном не ходить… Правда? А в чем ходить?») и звонков на сотовый в любое время – не избежать. И все это делается с расчетом и надеждой на нужные цифры в зачетке.

Людмила Зубанова признается: «Не люблю, когда выдавливают оценки, выпрашивают, манипулируют педагогом. На мой взгляд, оценка того не стоит!»

«Битва за оценки – это самое интересное! – подтверждает Илья Данилов. – Здесь все развивается, как в старом анекдоте. Преподаватель – студенту: «Два», тот ему: «Ну задайте вопросик!» Он задает, студент не может ответить, преподаватель ему: «Два». Тот: «Ну пожалуйста, еще один!» Преподаватель задает, студент не может ответить, преподаватель: «Два». Студент: «Ну последний, пожалуйста!..» Преподаватель сжалился, и, чтобы студент отстал, задает ему наипримитивнейший вопрос. Тот, естественно, отвечает, преподаватель говорит: «Ну ладно, так и быть – три». А студент сразу: «А почему не четыре?!»

Давай со старшиной пошутим! – Хватит! Уже с деканом пошутили!

Конечно, встречаются в преподавательской среде и счастливые исключения, которым категорически не на что жаловаться. Так, заведующий кафедрой языков и литературы ЧИПС УрГУПС Александр Селютин поясняет, что сессия для него – это обычное трудовое время, ничем не отличающееся от других будней. «Единственное неудобство вызвано тем, что летняя сессия приходится на июнь – жаркий месяц, первый месяц лета, когда особенно хочется отдохнуть. Но, в принципе, это связано не с экзаменационной порой, а с рабочим графиком в целом», – заключает он.

В заключение отмечу, что, как любое сказочно-классическое зло, сессия – неизбежна, а потому и студентам, и преподавателям необходимо накануне набираться терпения и действовать по принципу наименьшего принуждения. Для педагога важнее всего оставаться человеком, а уж то, как он распорядится своими качествами при наличии человечности, особой роли не играет. Студентам же стоит повнимательнее и поуважительнее относиться к своим наставникам, которые, несомненно, этого заслуживают, и не заигрывать с идеей окончить учебное заведение на «авось».

Терпения вам, удачи и взаимопонимания. Главное помните – у нас уже июль на носу!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления