Образование Что изменит стандарт в детсадах?

Что изменит стандарт в детсадах?

Министерство образования России подготовило проект федерального государственного стандарта дошкольного образования. Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов, мы спросили федерального эксперта в сфере образования, декана факультета дошкольного образования ЧГПУ Ирину Едакову.

– Ирина Борисовна, зачем вообще нужен стандарт, и чем он отличается от принятых ранее документов?

– Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) любого уровня понимается как некий общественный договор между государством, обществом, родителями и образовательной организацией. Заключая его, мы соглашаемся с тем, что качество образовательных услуг будет иметь тот уровень, который оговорен в стандарте.

ФГОС дошкольного образования определяет государственные требования к основным образовательным программам, условиям их реализации и, самое главное, к результатам. Именно последний пункт является новым. К сожалению, в проекте, который обсуждался, было много размытых формулировок, совершенно не учитывались особенности работы с детьми раннего возраста, в так называемых ясельных группах. А ведь это очень ответственный период детства. Но в доработанном проекте этот момент был учтен.

– Расскажите, что по новому стандарту должны уметь дети ясельного возраста и выпускники детских садов?

– Ребенок раннего возраста должен научиться самообслуживанию – уметь одеваться-раздеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами, овладеть речью… Еще одно важное умение – умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Хотя малыши чаще всего играют пока рядом, а не вместе, но они учатся взаимодействовать – поделиться игрушкой, помочь друг другу… И, конечно, придя в дошкольную группу, ребенок должен быть здоров и жизнерадостен.

Ребёнок к семи годам, то есть на выходе из детского сада, становится общительным, любознательным, инициативным, самостоятельным. Важно, чтобы у ребенка к концу пребывания в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание?

– То есть к этим результатам должен стремиться каждый детский сад?

– Да, это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться. Они служат основанием для финансовых расчётов – что учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов, чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей. Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент. Был период, когда в дошкольной педагогике любили навешивать на детей ярлыки («высокий уровень», «низкий уровень), дифференцировали детей на сильные и слабые группы. Мы всегда выступали категорически против этого. Если уж и давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя.

Речь идет о детских портфолио?

– Официально мы не называем это портфолио, но в детских садах проводится большая работа по изучению развития каждого конкретного ребёнка. Систематизируются диагностические материалы, хранятся продукты детской деятельности. Все это помогает определить индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. К сожалению, многие психологи детских садах излишне увлекаются и доверяют тестам, тогда как наблюдения, то есть изучение деятельности ребёнка и его поведения могут дать более полное представление о достижениях или проблемах в развитии ребёнка.

Любая диагностика осуществляется с согласия родителей, они могут присутствовать при исследовании, знакомиться с результатами. Федеральные государственные требования определяют важнейшим компонентом образовательного процесса образовательную деятельность в семье. Родители тоже должны быть заинтересованы в том, чтобы программа была освоена ребенком полностью. Это не домашние задания, это совместная образовательная работа.

– Ирина Борисовна, тестирование при приеме в школы сейчас отменено, но многие все-таки устанавливают определенный уровень. Поясните, должен выпускник детского сада уметь читать, писать и считать?

– Целевые ориентиры нам об этом не говорят, то есть установки, что в детском саду должны научить ребенка читать и писать, нет. Ребенок должен овладеть основными навыками учебной деятельности – смотреть и видеть, слушать и слышать, уметь выполнять задание, планировать свою работу и т. п. Но если детский сад оказывает дополнительные образовательные услуги, то право родителей – пользоваться ими или нет.

– Многие родители считают, что занятий в детском саду недостаточно, и водят детей в развивающие центры. Как вы к этому относитесь?

– Отрицательно. Ребенок, пребывая около 12 часов в детском саду, имеет более чем серьезную образовательную нагрузку. Даже если родители говорят, что они там только играют, это не совсем так. Ребенок получает много наших взрослых указаний в виде директив, оценок, что тоже является частью образовательного процесса. Если в дошкольном учреждении вместе с родителями хорошо и качественно реализуется общеобразовательная программа, то этого достаточно для успешного освоения в дальнейшем школьной программы.

Ребенок должен быть прежде всего здоров. А если мы будем его бесконечно нагружать, то это может дать обратный эффект. Кроме того, нужно обращать внимание на соблюдение в таких центрах санитарных норм. Я сама часто замечаю, что мебель, например, не соответствует ростовым требованиям. Была свидетелем того, как у трехлетнего ребенка в субботу было запланировано четыре занятия по 30 минут. Это просто недопустимо, потому что максимальная учебная нагрузка для ребенка этого возраста – 25 минут в день! Санитарные нормы созданы не для того, что ограничивать любознательность ребенка, они написаны, исходя из возрастных особенностей ребенка. Думаю, что в данном случае речь идет не о развитии ребенка, а о естественном желании руководителей таких центров заработать как можно больше денег и о родительском тщеславии.

– Какие программы сейчас реализуются в детских садах?

– Сейчас в дошкольных учреждениях реализуется девять образовательных программ. В связи с принятием стандарта они будут пересматриваться и получат статус примерных. Но этот список появится не раньше 2014 года.

Все программы носят комплексный характер, в них отражены все линии развития ребенка. Многие программы даже слишком большое внимание уделяют обучению, поэтому родительский страх, что ребенок что-то не узнает, в чем-то отстанет – не обоснован.

Есть программы, которые, на мой взгляд, уже глубоко залезли в школьное будущее. Например, в детском саду изучается астрономия на уровне 6-7 классов. Дети могут назвать удельный вес планеты Земля, но только непонятно, зачем эта информация дошкольнику.

Такое увлечение школьной программой может в будущем сыграть плохую службу. В школе ребенку будет просто неинтересно, он привыкнет, что ему все дается легко. Все это приводит к тому, что гениальные дети становятся середнячками или вообще отстают от класса. Да, детский сад может гордиться тем, что их дети считают до миллиона, читают со скоростью взрослого человека, но стоит подумать о последствиях. Дети и так серьезно нагружены телевидением, Интернетом. Жаль, что они порой легко называют героев рекламы и с трудом вспоминают персонажей наших русских сказок.

– В стандарте есть требования к условиям реализации программ. Что в них входит?

– В дошкольных учреждениях должны быть созданы все условия для обучения – игровой материал, дидактические пособия, спортивные площадки, интерактивные доски и т. д. Сейчас такое многообразие дидактического материала Есть гениальные пособия – «Лего», блоки Дьенеша или палочки Куизенера, с помощью которых можно играючи освоить азы математики.

Если бы у детских садов было достаточное финансирование, то такие бы возможности открылись! Но, справедливости ради, надо сказать, что сейчас ситуация меняется. Есть дошкольные учреждения, которые укомплектованы всем необходимым.

А чего вы как эксперт ждали от проекта стандарта?

– Большей нормативности, более четких целевых ориентиров. Педагогам было бы понятнее требование научить ребенка считать до десяти, чем «подвести ребенка к пониманию, что мир многообразен». Справился ли воспитатель с первой задачей легко проверить – попросить ребенка сосчитать, а вот с другой формулировкой сложнее. Ведь многообразие мира каждый понимает по-своему – это человеческие отношения, природные мир, предметный и так далее. Хотелось бы, чтобы формулировки были бы более конкретными. Ряд наших просьб был выполнен, доработанный проект носит более нормативный, а значит более диагностичный характер.

– Когда ждать внедрения ФГОС дошкольного образования?

– До 1 сентября проект должен быть принят, затем будет выбрано несколько пилотных площадок для апробации. Возможно, Челябинская область войдет в число регионов, где будет вестись апробация. Вероятнее всего, в 2014 года стандарт будет внедряться повсеместно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления