Образование Ирина Андреева, коллекционер кукол, доцент кафедры документоведения и музееведения ЧГАКИ: «Выносить память на помойку – это святотатство!»

Ирина Андреева, коллекционер кукол, доцент кафедры документоведения и музееведения ЧГАКИ: «Выносить память на помойку – это святотатство!»

Ранее зимнее утро выходного дня, но мы с Ириной Валерьевной садимся в маршрутку до Копейска и отправляемся в местный краеведческий музей, где открылась выставка кукол из частной коллекции моей собеседницы. Я всегда немного завидовала людям, которым удалось найти не просто любимую профессию, а дело, которое захватывает их полностью, увлечение, которое становится профессией. Я далеко не первая, кто решила расспросить частного коллекционера о смысле, истории собирательства, но Ирина Андреева каждый раз как в первый подводит к полкам, на которых рассажены любимые куклы, и увлечено рассказывает про их прежних хозяев или создателей.

Подруги детства

Самые ценные куклы в моей коллекции – конца 19 – начала 20 века. Например, кукла российского происхождения Якова Шраера. В России практически не было производств кукол с фарфоровыми бисквитными головками (бисквит – вид неглазурованных белых керамических изделий. – Прим. автора), были четыре крошечные фабрики, но фабрики Кочежкова и Журавлева обслуживали только потребности императорского двора. Немецкую куклу можно найти, а кукла российского производства – это чрезвычайная редкость.

Еще одна кукла появилась у меня не так давно. После выставки ко мне подошла женщина и сказала, что у нее есть кукла детства, и что она хотела бы мне ее передать. Оказалось, что это либо дореволюционный бисквит, либо начала века. Я сразу увидела, что это Арманд Марсель – очень известный немецкий производитель кукол с фарфоровыми головками и эта форма была в обороте только до 1886 года. Оказалось, что случилась просто фантастическая история. Марина Михайловна Кипиани получила ее в подарок в 1947 году от приезжего человека, который оказался гостем ее отца. В детстве она была тяжело больна, ей ставили костный туберкулез, она была уже недвижимым ребенком, и это настолько сокрушило гостя, что он подарил ей эту куклу со словами: «У меня есть такая же дочка, ее зовут Нана. Вот тебе кукла, назови ее Наной и выздоравливай». По моим предположениям, это трофейный материал, тогда было много посылок из Германии. Думаю, что этим командированным человеком кукла была просто приобретена на каком-нибудь челябинском рынке. Игрушки приходят в коллекцию по-разному, но они редко покупаются. Мне нравится, что в моей коллекции находят приют вещи, которые не покупаются, а передаются в хорошие руки. Люди верят, что их куклы будут жить.

Мастер-класс во дворе академии с участием гостя Герасимовского фестиваля
кинорежиссера С. Мирошниченко. 2008 г.

– Стоит ли родителям сейчас хранить игрушки? Ведь самые первые Барби уже являются исторической ценностью.

– Сейчас очень изобильное детство в плане игрушек и при этом в этих игрушках, как мне кажется, мало креативного начала. Тем не менее, я думаю, что нормальные семьи не расстаются с игрушками, которые дети кладут рядом на подушку, которым поверяют свои тайны. У меня, например, нет моих игрушек детства, и я по ним очень тоскую. Каждый мой день рождения начинался с того, что около кровати сидел плюшевый заяц, около которого был подарок. И счастье заключалось в том, что заяц в очередной раз принес подарок. Символы и знаки особого детского состояния должны сопровождать человека всю жизнь.

Фрагмент экспозиции выставки «Сказки старой тряпичной куклы».
Челябинский областной краеведческий музей. 2008 г.

– Вы игрушки своих детей сохранили?

– Они у меня в коллекции, потому что я собираю игрушки до 1980 года, до того момента, когда игрушка приобрела массовый, конвейерный характер. В детские годы моего сына еще во многом воспроизводились советские образцы.

И. Андреева. Желанный первенец.
Текстиль ручного ткачества; ручное шитье. 2008 г.

– Вы делаете игрушки своими руками?

– Я не позиционирую себя как художник и реставратор, у меня мало навыков в этом плане. Но чтобы понять историю предмета, нужно пройти, например, школу традиционной куклы-закрутки. Однажды я взялась за куклу, чтобы пустить в дело домоткани своей бабушки. В это трудно поверить, но моя мама унаследовала от своей тетки большой запас домотканных половиков с официальной бумагой, завещанием. В основном я стараюсь делать куклы-реконструкции. Иногда мы проводим экспедиции. Если мне попадается какой-то пожилой человек, который по воспоминаниям своего детства готов воспроизвести традиционную конструкцию игрушки, мы уговариваем его изо всех сил. Потом делаем вместе с этой старушкой игрушку. Только так можно собрать сведения о народной игрушке. Это бывает редко и считается большой удачей, особенно на Южном Урале, потому что население часто иммигрировало. Чаще всего мы находим татарских и башкирских кукол. Есть даже целая коллекция татарских свадебных кукол из Аргаяшского района.

Куклы и игрушки конца XIX – нач. XX в. из коллекции И. Андреевой.

– В Челябинске много частных коллекций? Мне кажется, многие стараются не афишировать свое увлечение.

– Да, никто не светится. Это еще память советского прошлого, когда не признавалась частная собственность. Коллекционер в нашем обществе – совершенно незащищенный человек. Хотя согласно федеральному закону “О музейном фонде”, частные коллекции являются достоянием государства и охраняются государством. Они рассматриваются именно как культурные ценности, а коллекционеры – хранители этих ценностей. Но это все на бумаге, поэтому эта сфера находится больше в тени, и назвать количество или даже профиль коллекций невозможно. Если бы защита государства имела место, коллекционеры бы регистрировали свои собрания, как это предусмотрено законом.

Кукла Нана. 1890-е г. из коллекции И. Андреевой.
Кукла была передана в коллекцию ветераном ЧГАКИ М. М. Кипиани.

– С чего началось ваше коллекционирование?

– Я начала интересоваться куклой совершенно случайно в начале 90-х годов. Это было время, когда мои друзья-художники, которые живут в Санкт-Петербурге, начали пытаться зарабатывать изготовлением и продажей сувенирной продукции для иностранцев. В 90-х это был дикий рынок, и я в этом деле была совершенно беспомощным человеком. Друзья мне сказали, что раз я не умею, как они рисовать и расписывать подносы, буду шить куклы. И я начала делать гламурных русских красавиц и теток на чайнике. Но в конце концов начала искать информацию, читать. А однажды я купила возле «Уральских пельменей» у ветхой старухи целлулоидного пупса. Подобный был у меня в детстве и я назвала его Павликом. Потом у Павлика появилась подружка Вера. Думаю, это благодаря тому, что в моей семье какое-то трепетное отношение к старым вещам, к семейным реликвиям. У нас очень много архивных материалов, связанных с поколением моей прабабушки.

Куклы и игрушки конца XIX – нач. XX в. из коллекции И. Андреевой.

– Помимо кукол, что бы вы категорически не советовали выкидывать из дома, чтобы сохранить свои семейные традиции?

– Фотографии. У меня дома есть фотографии, которые я принесла с помойки. Просто не смогла пройти мимо. Мне кажется, что выбрасывать фотографии это вообще святотатство. Любая фотография – исторический источник: групповая фотография школьного класса 60-х годов – это другая школьная форма, другие лица у людей. Семейную ценность имеют все фотографии и нужно уметь приводить в порядок архивы, грамотно хранить, знать кто на этих фотографиях. Фильтровать архив: письма и дневники. У меня есть дневник моей мамы, и я знаю, что сейчас она ведет дневник. Для нее это фиксация информации, способ уравновесить свои отношения со временем.

Елочные игрушки и новогодние украшения из коллекции И. Андреевой.

Все что материально, вещественно, дает нам ощущение своего существования. Виртуализация мира, которая сейчас произошла, мне кажется, чревата психологическими потерями: граница бытия и небытия, мира и иномира размывается. Вещи же дают ощущение границ, дают координаты в истории. А современные дома? Когда я искала себе квартиру, я обошла огромное количество вторичного жилья. Я увидела типовые интерьеры: обезличенные евроремонты, лишенные индивидуального начала. Ощущение, что люди сюда приходят не жить, а спать, есть, смотреть телевизор. В этих домах нет жизни, глаз в них не цепляется ни за книги, ни за вещи, потому что все это можно увидеть в «Икее». Сохранить свою индивидуальность можно только с помощью памятных вещей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления