21 февраля пятница
СЕЙЧАС -2°С

Проектное обучение в ЮУрГУ: вуз внедряет современные технологии подготовки кадров

Новый подход позволит повысить качество образования и конкурентоспособность выпускников

3 796

Поделиться

Южно-Уральский государственный университет предложит студентам качественно новый уровень получения высшего профессионального образования. С сентября 2018 года один из ведущих вузов страны внедрит проектное обучение как в группах элитной подготовки бакалавриата, так и в магистратуре. 

Данная технология позволит вузу существенно повысить качество обучения и конкурентоспособность выпускников на российском и международном рынках труда. Современному работодателю недостаточно видеть в своей компании специалистов, обладающих теоретическими знаниями и престижным дипломом. Сегодня ценятся комплексный подход к решению задач производства и личностные качества выпускника: умение работать в команде, принимать решения и брать за них ответственность, мыслить инновационно и творчески. Достичь такого уровня позволит проектное обучение. 

Александр Шестаков, ректор ЮУрГУ

Александр Шестаков, ректор ЮУрГУ

Ректор ЮУрГУ Александр Шестаков комментирует:

— В новом году университет внедрит проектное обучение более чем в 50 образовательных программ вуза в рамках стратегии развития ЮУрГУ. Проекты должны соответствовать передовому уровню техники, задачам, которые решает бизнес. Они будут согласованы с предприятиями, лидирующими в России или на глобальном мировом рынке. Предприятие дает тему проекта, назначается руководитель. Формируется набор учебных курсов, создается команда (не менее пяти человек). Через два года мы получаем результат проекта — устройство, систему или программный продукт. Подобного подхода в стране нет.

Особенностью проектного образования является его междисциплинарный характер, когда для реализации одного проекта формируется команда студентов разных направлений и разного уровня подготовки — инженеров, программистов, экономистов, маркетологов, дизайнеров. Огромным плюсом совместной деятельности является приобретение студентами навыка работы в команде. По окончании обучения формируются готовые стартапы и спин-оффы.

— После окончания вуза команда стартапа продолжает самостоятельно развиваться и коммерционализировать научно-технические разработки, организуя собственный бизнес или малое инновационное предприятие. Когда же проект создаётся и реализуется по заказу крупной индустриальной корпорации, то на выходе из университета работодатель получает одновременно и готовый проект, и команду подготовленных специалистов (спин-офф), которая логично продолжает внедрять концепцию проекта, уже будучи в составе этого крупного предприятия, — поясняет Андрей Радионов, проректор по учебной работе ЮУрГУ.

Заказчиками проектов выступают многочисленные партнёры вуза — крупнейшие промышленные корпорации региона, страны и мира, органы государственной и исполнительной власти, академические партнёры. Среди них: Emerson, SMS Group, Siemens, Samsung, «Лаборатория Касперского», Сбербанк, Магнитогорский металлургический комбинат, КАМАЗ, госкорпорация «Роскосмос», госкорпорация «Росатом» и многие другие.

— Ключевой идеей проектного обучения является индивидуальная образовательная траектория студента, его личный учебный план, который он сам формирует исходя из задач проекта — рассказывает Андрей Радионов, проректор по учебной работе ЮУрГУ. — Для этого в ЮУрГУ имеется богатейший ресурс — возможность обучения на площадках институтов открытого и дистанционного образования, а также дополнительного образования, где студент может прослушать любой подходящий электронный курс, воспользоваться массовыми открытыми онлайн-курсами (MOOC) любого университета страны или мира по нужной ему дисциплине.

Как студенту попасть в проект, а работодателю заявить о нем? Для этого с нового учебного года в ЮУрГУ начнет работу веб-платформа «облако проектов» как площадка для коммуникации работодателя, студента и руководителя проекта. Проректор по информатизации ЮУрГУ Леонид Соколинский рассказывает: 

— Заказчик через веб-интерфейс размещает заявку на реализацию определенного проекта. Например, Министерство культуры Челябинской области выступает заказчиком создания виртуального музея писателей Южного Урала. Далее система оповестит всех потенциальных руководителей (научно-преподавательский состав ЮУрГУ, руководителей лабораторий и др.) о появлении нового заказа на проект. После этого будут сформированы техническое задание и вакансии проекта с описанием уровня необходимых компетенций для членов будущей команды. Система автоматически известит о новом проекте всех зарегистрированных студентов, подходящих по своим компетенциям. Студент отравляет свою заявку на рассмотрение руководителю, а тот, изучив его портфолио, принимает решение о включении в проект.

Если для участия студенту требуются дополнительные компетенции, то система сама предложит ему комплекс аудиторных, электронных и массовых онлайн-курсов, которые нужно пройти в рамках его индивидуальной образовательной траектории в соответствии с образовательными стандартами и программами, реализуемыми в ЮУрГУ.

В облаке проектов в системе студенческих портфолио собирается вся информация о компетенциях студента, чтобы работодатель мог оценить потенциального сотрудника и отправить ему приглашение онлайн на стажировку или вакансию. При этом вероятность успешного трудоустройства студента, прошедшего проектное обучение, по сравнению с выпускником традиционной формы должна быть выше.

— Для нашего вуза идея проектного обучения не нова. Оно и сегодня успешно реализуется в системе элитной подготовки. Например, ярким примером проектной деятельности Высшей школы электроники и компьютерных наук является ее сотрудничество с компанией Samsung Electronics по реализации программы «IоT Академия Samsung», в Институте естественных и точных наук для совместного проекта с ПАО «ММК» «Безреагентная (фотокаталитическая) очистка воды от трудноокисляемых загрязнений» будет внедрено проектное обучение в одну из магистерских программ. Однако если раньше мы сотрудничали с партнёрами в формате проектного обучения на локальном уровне, то теперь оно должно стать обязательным элементом эффективной образовательной вертикали «довузовская подготовка — бакалавриат — магистратура», — отметил ректор ЮУрГУ Александр Шестаков. 

Таким образом, студентам ЮУрГУ станет доступен качественно новый уровень высшего профессионального образования, аналогов которому на сегодня в России нет.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter