≈вгени€ √орина — преподаватель ”ральского федерального университета, мама двоих школьников
≈вгени€ √орина — преподаватель ”ральского федерального университета, мама двоих школьников

Ўкола ломает индивидуальность талантливых учеников и учителей, подстраива€ их под себ€? »ли, наоборот, «нетепличные» школьные будни сделают из детей бойцов, которые потом не прогнутс€ перед разными жизненными трудност€ми и неур€дицами? ѕреподаватель университета и мама двоих детей (второклассника и семиклассницы) порассуждала о современной школе. ѕубликуем колонку ≈вгении √ориной. 

«¬ечор, было оп€ть родительское собрание в школе. Ќет, не ходила. ѕересказами вдохновлена... Ќу, вечное, конечно. Ќельз€ цветную рубашку, нельз€ стрижку «с волнами, зигзагами или молни€ми», нельз€ бегать, нельз€ приносить с собой еду, нельз€ игрушки, нельз€ джинсы, нельз€ неподвЄрнутый ворот у водолазки, нельз€ телефоны, нельз€ не учить уроки, нельз€ петь...

Ќадо: учить, учить, учить, чтобы даже кот дома мог повторить, подходить к учителю самому и сдавать правила дословно — как в учебнике, делать домашку с родител€ми, заполн€ть тетради красиво, считать клеточки точно, в дневнике писать из€щно, учебники не забывать, ручки не грызть, лишнего не говорить, учителю не перечить, на физре не бегать, по коридорам в школе ходить медленно, в переменах читать любимую книгу...

» ведь у сына отлична€ учительница. ѕравда, отлична€! ” неЄ прекрасное чувство юмора. ќна может не требовать рассказать басню наизусть, а просто попросить выразительно еЄ прочитать. ќна умеет не настаивать на охрененном проекте в тридцать слайдов, вызубренных наизусть, а может дать задание только по желанию ученика. ќна чудесно считывает ребЄнка и стараетс€ не требовать от него больше, чем он реально может, и изо всех сил пытаетс€ не сравнивать его с другими, а оценивать индивидуально...

ќна классна€. ќна на своЄм месте. ќна интересна€, красива€, умна€, весЄла€. ќна молода€ и готова работать с детьми. ≈й хочетс€ придумывать и делать уроки лучше. ќна стараетс€. Ќо, как говорит сын, она очень хороша€, но работает в школе. » он прав. Ќикуда она от системы не денетс€. Ќам повезло, что мы у неЄ почти первые...

Ўкола здорово проигрывает. —емье, друзь€м, кружкам по интересам, интернету — жизни. Ўкола не ценит ничего, кроме удобного ученика: спокойного, согласного, умного, уже всЄ знающего, задающего вопросы, когда учитель знает ответ, идущего туда, куда послали... Ќо при этом, конечно, школа делает вид, что ребЄнок — личность. Ќо только суньс€ со своей индивидуальностью.

Ўкола упорно противоречит всему, что предлагает современна€ жизнь. ј жизнь вовсю предлагает креативить, отбросить штампы, быть счастливым и ценить знани€, умени€, а не мнение другого и уж точно не оценки. Ќо в школе суть человека равна его дневнику. Ќачеркал, порвал, не так написал — это ты сам такой, порванный, гр€зный, кривой, уродливый со всех сторон, а главное внутри. „еловек в школе упорно измер€етс€ оценками. ’от€ адекватные люди прекрасно понимают, что отличник может быть тем ещЄ подлецом, а двоечник — своим парнем и наоборот. Ќо €рлыки живы. я устала объ€сн€ть, что оценка — это ничто. Ёто субъективное мнение, это настроение, это случай, но не определение личности и тем более не гаранти€ знаний. ¬от мо€ дочь п€ть лет таскает п€тЄрки по английскому — и ни хрена не говорит на нЄм, а уважать €зык начала только сейчас, когда пошла на курсы далеко от школы.

≈щЄ замечу, что мо€ умница, старша€ дочь, вовсю подумывает, как свалить из школы после дев€того класса, ибо ≈√Ё уже вошло в сознание семиклассников как нечто ужасное. »м уже объ€снили, что ≈√Ё — это ужас какой зверь, что его все не сдадут, что готовитьс€ надо уже сейчас, что смысл их жизни скоро сведЄтс€ к трЄм буквам... » детишки уже подумывают, а не послать ли всех на три куда более простые буковки, ибо смысл их жизни уж точно не в экзаменах.

—мотрю на дошкольные тетрадки сына. «√отовимс€ к школе». ќчень много креатива. –исуем, красим, придумываем, шутим, лепим, используем невообразимые вещи дл€ работы, стараемс€ всЄ сделать веселей и интересней. ѕодготовились к школе. ѕришли и получили: три клетки от кра€ нельз€, только две; сиди и ничего не говори; шутить нельз€; рисовать нельз€; рифмы придумывать нельз€, правило — дословно, никаких «своими словами»... —ын через две недели в школе сказал, что готовили его не к этому. „то в школе всЄ не так, как ему обещали. „то хуже места нет, он твЄрдо знает, хот€ ещЄ не всю жизнь прожил.

» вот € снова объ€сн€ю сыну, как когда-то дочери, что мы плюем на оценки в школе. „то нам важно знание, умение его использовать, нам важно научитьс€ думать, сочин€ть, а не выучить дословно и забыть. » мы придумываем рифмы по дороге в школу, рисуем на снегу, смотрим на облака. ћы шутим над запис€ми в дневнике: «Ћежал в школе на полу», «√ул€ет по залу», «–азговаривал на английском». я учу его, что два по изо — это смешно и не может быть серьЄзно. ћы отращиваем броню перед людьми, думающими, что они решают всЄ. ћы учимс€ не бо€тьс€ директора, завуча — любую строгую тЄтю или сурового д€дю. ћы учимс€ говорить со всеми на равных. ћы учимс€ понимать, что никто и ничто, кроме теб€ самого, не может решать, какой будет тво€ жизнь. ј если учительница говорит, что ты дурак и ничего в жизни не добьЄшьс€, это надо понимать как: € стара€ дура, ничего не смогла в жизни и боюсь, уже не смогу, ведь скоро помирать.

 онечно, сейчас мне скажут: уходите из школы, идите учитьс€ дома, на фига это всЄ надо... 

¬о-первых, € думаю, надо. ћы учимс€ жить. ћои дети, € верю в это, благодар€ школе учатс€ видеть ум и глупость, смешное и серьЄзное, ценное и бредовое... ”чатс€ ставить приоритеты: что об€зательно, важно, а что второстепенно и можно отложить. ќни учатс€ видеть людей и принимать решение, как с ними общатьс€. ѕричЄм важно, что это касаетс€ и взрослых тоже, а не только сверстников. ≈сли мой ребЄнок в школе видит, что учитель глуп, как пень, он должен прин€ть решение, как себ€ вести. –азве мы не занимаемс€ этим всю жизнь? –азве мы не решаем, что нам делать: послушать и уйти, кивнуть или прервать, отвернутьс€ или улыбнутьс€, врезать или пожалеть?.. Ўкола в этом смысле — лучший зал с тренажЄрами. 

¬о-вторых, € просто не зарабатываю на частную школу и не могу уйти с работы, чтобы учить детей самой в тепличных услови€х. “ак что ращу бойцов, а дл€ сохранности себ€ не хожу на родительские собрани€».