ќльга јвтохутдинова — доцент кафедры русского €зыка и стилистики факультета журналистики ”р‘”
ќльга јвтохутдинова — доцент кафедры русского €зыка и стилистики факультета журналистики ”р‘”

ƒети поколени€ Y мало читают, потому что литературу им дают уже выжимками, в сокращени€х, да и список об€зательных книг намного короче, чем был 10–20 лет назад. «ато они лихо умеют копировать чужие тексты дл€ курсовых и рефератов и очень удивл€ютс€, когда слышат, что так нельз€. ќни считают преподавателей замшелыми пн€ми, а в вузы приход€т, потому что родители привели и заплатили. Ќо они не безнадЄжны. ѕочему — об этом рассказала ќльга јвтохутдинова, доцент кафедры русского €зыка и стилистики факультета журналистики ”ральского федерального университета, котора€ уже 12 лет учит писать будущих журналистов.

—туденты как студенты — раздолбаи, шалопаи. ¬се разные. ≈сть инфантильные, есть очень вдумчивые и ответственные. ћногие, едва отсидев пары, убегают на работу: как и мы когда-то, со второго-третьего курса остаютс€ в редакци€х. ≈сть звЄзды, которые уже состо€лись профессионально. Ќу, или они так думают. ≈сть школ€ры, живущие в рамках заданной школой парадигмы: преподаватель всегда прав, сила в зубрЄжке.  огда говоришь, что не нужно слепо соглашатьс€ с чужой позицией, можно выбирать, основыва€сь на своих выводах, своЄм опыте, они удивл€ютс€. –азные они все. ”мные, креативные, жизнерадостные, €звительные, томно чешущие друг другу спину на парах, гор€чо спор€щие, если тема их задевает. Ёто и привлекает: их разность, непохожесть.

”ниверситет и традиции

ѕреподаватель в представлении студента — некий андроид. ќн всегда на боевом посту, на кафедре. », отчитав лекции, на ночь, видимо, уползает подзар€жатьс€ в шкаф, чтобы с раннего утра снова быть готовым общатьс€ со студентами. —емь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки.   слову, самое активное врем€ сдачи письменных работ — ночь. ѕришлют, бывает, работу часа в два ночи, а в семь-восемь утра уже стучат во ¬ : вы прочитали? ј до этого полгода — ни слуху, ни духу. —олнышки €сные, конечно же, мы с замиранием сердца ждЄм, когда вы что-нибудь пришлЄте. ¬здыхаешь и читаешь. –аботу ж сама выбирала, никто не заставл€л. ” преподавател€ в представлении студента, как мне кажетс€, нет личной жизни, своих увлечений, только университет, только хардкор. »х очень удивл€ет, что их профессора в курсе новых технологий, знакомы с масскультом, смотр€т те же фильмы, слушают ту же музыку.

’от€ в последние годы непри€тно царапает то, что некоторые реб€та с трудом принимают университетскую манеру общени€ преподаватель — студент. “о, что в аудитории могут быть свои ритуалы приветстви€, или то, что к преподавателю, даже очень молодому, не прин€то обращатьс€ на ты. “ак как € выгл€жу моложе своих лет, у некоторых студентов возникало чувство, что со мной можно вести себ€ как с сокурсницей. ќднажды молодой человек, первокурсник, подошЄл, приобн€л за плечи: «Ќу что, как там у нас с диктантами?» ѕришлось объ€сн€ть ему правила поведени€.  стати, обратна€ вежливость — обращение к ним на вы — студентов тоже поначалу удивл€ет.

—тудентам сейчас бывает сложно соблюдать академические традиции вуза
—тудентам сейчас бывает сложно соблюдать академические традиции вуза

„асть приходит просто пересидеть

Ќемного поворчу и посетую, что в прошлые-то годы и трава зеленее была, и деревь€ выше. –аньше было больше студентов с амбици€ми, поступа€ на факультет, они знали, чего хотели — работать на телевидении в ћоскве, стать редактором крупного —ћ» или создать своЄ издание, например. ќтвлекусь немного, но у абитуриентов много заблуждений о профессии: красива€ картинка в телевизоре, головокружительные карьеры, заоблачные зарплаты. ј когда после практики реб€та сталкиваютс€ с реальными зарплатами на рынке, за такие деньги работать не хот€т.

“ак вот. –аньше на факультет шли амбициозные, бред€щие профессией. ј теперь всЄ больше приход€т с желанием пересидеть, потому что родител€м нужен диплом.  орочки ради корочек. —трочка в резюме. ¬ыпуска€сь из школы, такие думают: € не знаю математику, физику, химию. Ќа филфак не пойду, потому что русский €зык тоже плохо знаю. ј журфак — это легко, забавно, отсижу четыре года как-нибудь. ѕо профессии в итоге работать и не собираютс€. ” папы одного студента, к примеру, был свой бизнес, и сын работал с отцом, ему нравилось. Ќо почему-то мальчика решили отправить на журфак, а не в сферу, близкую к бизнесу отца. «ачем?

—ейчас на факультете почти нет бюджетников, обучение платное и далеко не дешЄвое. Ќо родители плат€т, привод€т за руку в университет. »ногда приезжают разбиратьс€ с преподавател€ми, с «хвостами», получать задани€ за детей. Ќо к работодателю же папа с мамой не поедут вы€сн€ть, почему у ребЄнка ненормированный рабочий день, почему отправл€ют в выходные интервью брать. ’от€… кто знает, может, доживЄм и до такого.

“ех, кто пришЄл сознательно за профессией мечты, становитс€ всЄ меньше
“ех, кто пришЄл сознательно за профессией мечты, становитс€ всЄ меньше

Ќет уважени€ к чужому тексту

Ќаивна€ вера: всЄ, что лежит в интернете, — ничьЄ и его можно безнаказанно брать. Ќе просто уточнить информацию, а стащить еЄ и присвоить себе. ѕо€сню: сдают курсовые без цитат и ссылок, зато с морем копипаста. я говорю: вы же крадЄте чужой текст, как вам не стыдно, ай-€й-€й! ќбычно расправл€юсь с такими быстро и беспощадно: отправл€йс€, милый друг, всЄ переделывать, оформл€ть по правилам, писать самосто€тельно. ”дивл€ютс€: текст же выложен в открытый доступ! Ќо это же не значит, что он никому не принадлежит, верно?

» ведь тащат-то как! Ќе отдельными цитатами, подход€щими дл€ раскрыти€ темы, а огромными кусками, по две-три страницы, главное, что слово нужное упоминаетс€, а объЄмы роли не играют. ƒумаю, здесь аукаетс€ ещЄ и то, что в школе классические произведени€ дают в сокращении. “о есть за детей уже выбрали части произведени€, критически переосмыслили. Ўкольников искусственно избавл€ют от этапа анализа текста, выбора главного, нужного. » они так ко всем текстам относ€тс€ потом: лежит — надо брать целиком.

»ногда реб€тки смешно попадаютс€ на мелочах: берут целиком чью-то работу — курсовые или рефераты — и забывают помен€ть грамматический род. ѕарень сдаЄт, а написано «€ проанализировала», «€ пришла к выводу». —прашиваю: вы с гендерной самоидентификацией не определились? —мущаетс€, краснеет. ≈щЄ забавнее, когда тебе на голубом глазу в качестве курсовой сдают твои же статьи или отрывки из диссертации. ћожет быть, надеютс€, что руководитель свои же работы не узнает, или просто на фамилию автора не смотр€т.

ѕочему-то студент не задумываетс€ о том, что украденные тексты легко вычислить по стилистике: по введению видно, как мучительно он сражаетс€ с формулировками, какие наивные у него фразы, как часто он допускает грамматические ошибки. „итаешь и не знаешь — то ли от смеха рыдать, то ли от гор€. ј потом вдруг — сложна€ терминологи€, сложный синтаксис, откуда что берЄтс€? Ѕудто писали два разных человека или у студента приключилось расстройство личности. Ќа защите просишь объ€снить значение терминов — не могут.  то-то признаЄтс€, что стащил, кто-то до последнего отрицает, пока не предъ€вишь ресурсы, с которых был украден текст. ”пр€мые.

„асто студенты копируют чужие тексты и очень удивл€ютс€, что преподаватель умеет это вычисл€ть
„асто студенты копируют чужие тексты и очень удивл€ютс€, что преподаватель умеет это вычисл€ть

ќ чтении и грамотности

–ечева€ практика жизненно необходима тому, кто хочет научитьс€ писать. Ќо это не только собственна€ писанина, но и посто€нное чтение чужого. „тение развивает €зыковое чутьЄ. Ќадо сначала начитать много всего: чем больше человек читает, тем более он свободен в построении собственной речи. ј в школе сейчас уходит практика чтени€ вслух, заучивани€ стихов. ћы не заставл€ем читать стихи, человек не работает с дыханием, выражением, артикул€цией, не привыкает к невербалике.  огда мы читаем вслух, то можем бубнить, а можем декламировать, играть голосом. » эти же инструменты использовать потом в общении.

≈сли нужна юмористическа€ тональность, автор должен понимать, как строитс€ ирони€. ј как пон€ть это, если не читаешь? Ќевозможно научить этому без опоры на уже существующие произведени€. Ќичто не берЄтс€ из ничего. —обственный стиль вырабатываетс€ постепенно, в том числе и за счЄт начитывани€ большого массива литературы.  огда мы учились, было восемь семестров русской и зарубежной литературы с неподъЄмными (как тогда казалось) списками дл€ чтени€. ћы стенали, но «продолжали жрать кактус».  онечно, читали быстро, по диагонали, но не только улавливали сюжет, но и «впитывали» стилистику, сочетаемостные возможности слов. ’от€, возможно, этого и не осознавали. ј сейчас курс литературы сократили до полутора лет. ќ каком стилистическом мастерстве и €зыковом чутье в такой ситуации можно говорить? » когда реб€та начинают писать сами, пытаютс€ изобразить в материале что-то эдакое, получаешь перлы типа: «ЅерЄза — царица русских полей и классический представитель русской фауны».

Ќекоторые всЄ ещЄ сид€т в библиотеках
Ќекоторые всЄ ещЄ сид€т в библиотеках

ќ школе и ≈√Ё

≈√Ё, в отличие от классического сочинени€, учит конструировать из готовых речевых формул нечто, похожее на рассуждение, но насто€щего, глубокого рассуждени€ в таких работах нет. ќтголоски ≈√Ё: морализаторство во вступительных сочинени€х. ќсудить неправильное, защитить правильное, навешать €рлычков. ƒруга€ крайность — растечьс€ мыслью по древу, уйти в философские дебри и, не выбравшись из них, оборвать текст. Ќо полноценных, качественных сочинений, да ещЄ и написанных в одном из журналистских жанров (как требуетс€ от поступающих на факультет), — единицы. Ќо тем они ценнее.

 роме того, дл€ сдачи ≈√Ё по русскому практически не нужны фоновые знани€: дл€ набора баллов достаточно вспомнить случай из жизни и из какого-нибудь классического произведени€ (а их, как € уже сказала, школьники читают в сокращении). ј если дл€ сдачи экзамена фоновые знани€ не нужны, зачем их накапливать? ј на вступительных бедолаг начинают тиранить вопросами типа: каких журналистов вы знаете, кого читаете? ј почему? √он€ют и по русской, и по зарубежной истории, по политическому устройству –оссийской ‘едерации, ближнего и дальнего зарубежь€. ѕлач и скрежет зубовный, одним словом. ѕотому что какой журналист без фоновых знаний? –асскажу историю, ставшую на кафедре анекдотом. –азбирали на лекци€х фельетон Ѕулгакова, в котором упоминалс€ ¬рангель. —тали вы€сн€ть, кто это такой. —туденты: «Ёто такой художник был». ѕреподаватель: «Ќет, это ¬рубель». —туденты, помолчав: «ј!  апитан такой в мультике есть!» ѕреподаватель: «Ёто ¬рунгель!» ѕришлось вместо приемов выразительности вспоминать историю √ражданской войны.

»з-за ≈√Ё они разучились писать сочинени€, рассуждать и делать собственные выводы
»з-за ≈√Ё они разучились писать сочинени€, рассуждать и делать собственные выводы

¬сЄ можно нагуглить

»нтернет — хороший костыль. Ћетать с ним не будешь, но передвигатьс€ сможешь довольно резво. ћожно по-разному относитьс€ к новым технологи€м, но € не вижу в них того чЄрта, которого пытаютс€ намалевать: он оболванит, угробит способность мыслить, превратит всех поголовно в идиотов. »нтернет — один из инструментов поиска информации, € отношусь к нему так. ¬ современных реали€х бумажна€ книга как основной источник информации сдала свои позиции, это пора признать. ≈сли ты не знаешь слово, не до конца понимаешь его значение, не об€зательно открывать именно бумажный словарь. ѕогугли, проверь, зайди на ту же «√рамоту».

¬ажна не площадка, важно, чтобы навык перепровер€ть был. я разрешаю пользоватьс€ электронными словар€ми на лекци€х.  огда студенты встречают незнакомое слово в тексте, спрашивают значение, € говорю — открываем Google и смотрим. »скать информацию в справочниках — полезный навык. Ќа сегодн€, лично дл€ мен€, проблема не в том, что реб€та гугл€т, а в том, что они не хот€т вчитыватьс€ в текст, анализировать его, интерпретировать. ј ведь им всю жизнь с текстами работать. ≈сли св€жут свою жизнь с журналистикой, конечно.