¬ школах „ел€бинска есть разные форматы питани€
¬ школах „ел€бинска есть разные форматы питани€

Ўкольное питание — одна из самых обсуждаемых тем в родительских чатах. ћамы учеников жалуютс€, что дети всЄ чаще отказываютс€ есть в столовой, предпочита€ покупать булочки или брать перекусы. —реди основных замечаний — невкусна€ еда, однообразное меню, остывшие блюда. 74.ru решили проверить, чем корм€т учеников в разных школах „ел€бинска.

74.ru сн€л пробы в разных школьных столовых
74.ru сн€л пробы в разных школьных столовых

Ѕольша€ часть учебных заведений города заключила договор с јќ «”ральский комбинат социального питани€». Ёта организаци€ отвечает за всЄ, что происходит в школьных столовых — от качества поставл€емых продуктов, разнообрази€ меню до приготовлени€ блюд. ƒл€ чистоты эксперимента мы загл€нули в разные школы, в каждой питание организовано со своими особенност€ми.  орреспонденты сайта также побывали в гимназии, котора€ отказалась от услуг сторонней организации и сама научилась готовить так, чтобы и дети были сыты, и прибыль оставалась в школьном бюджете.

Ўкола № 109

Ўкола № 109 одна из первых заключила договор с «”ральским комбинатом питани€» и добилась полного охвата детей гор€чим питанием. Ёто значит, что каждый ученик завтракает или обедает в школьной столовой.

— Ќадо отдать должное руководству школы. «десь практически в полном объЄме было сохранено оборудование, оставалось только наладить работу бригады. ƒети могут выбрать завтрак за 60 рублей, обед с супом — за 70, дополнительно есть полдник — за 10 рублей. ¬ зависимости от возможностей родители оплачивают что-то одно или всЄ сразу, если ребЄнок с утра до вечера находитс€ в школе, — говорит ответственна€ за питание Ќадежда ћихайльченко.

¬рем€ обеда, поэтому на столах суп и второе, в этот раз были борщ, горошница, котлета и компот из сухофруктов, хлеб и зефирка. »того — минус 70 рублей со счЄта.

ќбед предполагает суп и второе блюдо
ќбед предполагает суп и второе блюдо
Ўкольна€ столова€ удивила уютом
Ўкольна€ столова€ удивила уютом

— –еб€та, а что у вас самое любимое в столовой? — задаЄм вопрос столпившимс€ третьеклассникам.

— ѕечень и пюре, — бойко отвечает одна из девочек.

ћы даже удивились, что после еЄ ответа не прозвучало долгое «фуууу». Ќо дл€ тех, кто не хочет есть то, что прописано по меню –оспотребнадзором, существует так называема€ свободна€ раздача. “ам можно купить то, что есть в ассортименте, за живые деньги.

ѕравда, выбор дл€ школьников небогатый — всЄ-таки не ресторан.

¬ столовой можно побаловать себ€ салатиками и выпечкой
¬ столовой можно побаловать себ€ салатиками и выпечкой

Ќа витрине замечаем селЄдочку под шубой. ќказываетс€, салаты с майонезом — только дл€ учителей. ƒет€м можно только с растительным маслом.

— ћеню составл€етс€ на две недели и утверждаетс€ –оспотребнадзором. –одители могут изучить его и увидеть, что оно довольно разнообразное, включает в себ€ различные гарниры из круп, овощей, котлеты, рыбу.  огда разбираемс€ со случа€ми, почему дети отказываютс€ питатьс€ в столовой, причина часто оказываетс€ не в том, что невкусно. ѕросто школьники привыкли есть макароны с сосисками, и к правильной полезной пище их сложно приучить, — объ€сн€ет заместитель директора «”ральского комбината питани€» “ать€на ѕаладий.

Ќесмотр€ на то, что кажда€ школа получает одни и те же продукты, блюда по вкусу получаютс€ разными. ¬сЄ зависит от профессионализма поваров. ¬ школе № 109, например, мы увидели большой ассортимент выпечки. ѕышные ароматные булочки расход€тс€ только так.

— «а это спасибо нашему кондитеру. ƒети люб€т выпечку, поэтому с удовольствием берут еЄ на перекусы. »ногда и родители заход€т, покупают домой, потому что цены у нас приемлемые, — добавл€ет Ќадежда ћихайльченко.

 ондитер школы № 109 работает без отдыха, выпечка расходитс€ очень быстро
 ондитер школы № 109 работает без отдыха, выпечка расходитс€ очень быстро
“акой обед обошЄлс€ в 70 рублей
“акой обед обошЄлс€ в 70 рублей

ќбразовательный центр № 4

≈сли в школе № 109 организаци€ питани€ отлажена годами работы, то интересно, как корм€т детей в микрорайоне «Ќьютон», где учебное заведение открылось только в этом году.

ѕервое, что впечатл€ет, — больша€ столова€. ¬сЄ-таки в образовательном центре № 4 учатс€ 800 детей.

¬ новой школе очень больша€ столова€
¬ новой школе очень больша€ столова€
—алаты сто€т в охлаждающих витринах
—алаты сто€т в охлаждающих витринах

¬ столовой стоит запах свежих огурцов. —егодн€ у детей — горошница с куриной котлетой, огурчик, хлеб и компот.

Ќе знаю, как школьникам, но у нас горошница аппетита не вызывает, поэтому направл€емс€ к линии раздачи, где можно пообедать за наличные.

Ќа завтрак у школьников горошница с котлетой
Ќа завтрак у школьников горошница с котлетой

«десь выбор блюд побольше, чем в 109-й школе — от отбивных до голубцов.

— ј зачем вы готовите капусту брокколи, неужели школьники еЄ ед€т? — спрашиваем поваров.

— ”ходит только так! ќсобенно девочки берут, сейчас же многие увлекаютс€ здоровым питанием.

Ќа линии свободной раздачи можно купить то, что хочетс€
Ќа линии свободной раздачи можно купить то, что хочетс€
Ўкольницы с удовольствием берут овощи
Ўкольницы с удовольствием берут овощи

 стати, скоро в ассортименте по€витс€ новинка — сибирские пельмени.

— Ёто замороженна€ продукци€ нашего собственного приготовлени€. ћы выбрали несколько школ, где в экспериментальном режиме посмотрим, насколько это блюдо будет востребовано, — говорит “ать€на ѕаладий.

ѕельмешки будут завозитьс€ в столовые образовательных центров № 4, № 2 в «ѕарковом», три здани€ школы № 148.

—толова€ и буфет работают до 16:00
—толова€ и буфет работают до 16:00
¬ыпечка в школе собственного производства
¬ыпечка в школе собственного производства
ќт горошницы до буженины: смотрим, чем корм€т детей в чел€бинских школах
¬ оборудование комбинат вложил около двух миллионов рублей
¬ оборудование комбинат вложил около двух миллионов рублей
ќт горошницы до буженины: смотрим, чем корм€т детей в чел€бинских школах

—амое интересное оказалось за линией раздачи. “ам находитс€ буфет. Ѕулочек в нЄм оказалось не так много, зато представлен большой ассортимент сладостей — печеньки, шоколадки, жевательные конфеты. Ќе удивительно, что с таким выбором, горошницу есть не захочетс€.

Ѕуфет похож на небольшой магазин сладостей
Ѕуфет похож на небольшой магазин сладостей

¬ этом случае на помощь приход€т карточки на питание. –одители могут устанавливать лимит, свыше которого ребЄнок не сможет потратить. “акже в личном кабинете можно посмотреть, что тот купил в столовой.

Ѕлюда сами дети оценивают по-разному. ¬осьмикласснице ћарине есть с чем сравнивать.

— я училась в школе № 148 на улице јкадемика ћакеева, мне не нравилось, как там готов€т, а здесь вкусно, — говорит школьница.

— ” мен€ двое детей, и вкусы у них оказались разными. ƒочь говорит, что давали очень вкусную запеканку. —прашиваю у сына, он говорит, что была гадость, и он ничего не съел. Ќе знаешь, кому верить, — делитс€ впечатлени€ми мама школьников.

Ћицей № 31

¬ чел€бинском лицее № 31, который входит в топ учебных заведений страны, детей кормит тоже «”ральский комбинат питани€». ћеню дл€ школьников, которые выбирают комплексный завтрак или обед, такое же, как и в других школах. Ќапример, в день нашего визита учеников кормили пловом. Ќо каким! ¬ лицее оказалась не только лучша€ команда педагогов, но и лучша€ команда поваров.

¬ физико-математическом лицее корм€т как по часам
¬ физико-математическом лицее корм€т как по часам
ќт горошницы до буженины: смотрим, чем корм€т детей в чел€бинских школах

Ѕлагодар€ заведующей производством Ќаталье ∆уковой ассортимент блюд на свободной раздаче можно сравнить с ресторанным.

— Ёто у нас печень по-италь€нски, это шашлычки, буженина, гул€ш, салаты нескольких видов. ¬сЄ выгл€дит аппетитно, поэтому и расходитс€ быстро. —начала ведь ед€т глазами, — говорит Ќаталь€ ∆укова.

ѕовара уверены, что должно быть не только вкусно, но и красиво
ѕовара уверены, что должно быть не только вкусно, но и красиво
“акое разнообразие блюд в школьной столовой каждый день
“акое разнообразие блюд в школьной столовой каждый день
ќт горошницы до буженины: смотрим, чем корм€т детей в чел€бинских школах
Ѕлюда расход€тс€ быстро, в течение дн€ поварам приходитс€ готовить дополнительно
Ѕлюда расход€тс€ быстро, в течение дн€ поварам приходитс€ готовить дополнительно
Ўашлычки люб€т и школьники, и учител€
Ўашлычки люб€т и школьники, и учител€

ќказываетс€, большой выбор блюд вовсе не св€зан со статусом лице€.

— –аньше € работала в обычной школе, и там у нас было всЄ то же самое. ѕросто у нас бригада замечательна€, — с улыбкой говорит завпроизводством.

Ќаталь€ ∆укова отмечает, что свободна€ раздача — хорошее предложение, но не лучшее дл€ школьного формата.

— ƒело в том, что дети должны успеть поесть за перемену.  огда они приход€т в столовую, столы уже накрыты. Ётим занимаютс€ официанты. ≈сли же все будут брать на свободной раздаче, рассчитыватьс€, то поесть за перемену не получитс€, — комментируют работники столовой.

“акие рулеты можно и на праздник
“акие рулеты можно и на праздник
Ќа 100 рублей можно поесть основательно
Ќа 100 рублей можно поесть основательно

Ќесмотр€ на большое разнообразие блюд, ученики лице€ № 31 пользуютс€ и микроволновками. ¬ них они греют еду, принесЄнную из дома.

ќт горошницы до буженины: смотрим, чем корм€т детей в чел€бинских школах
  услугам школьников две микроволновки
  услугам школьников две микроволновки

≈динственное преимущество физико-математического лице€, которое подчЄркивает его элитарность, — французска€ бела€ посуда. “ака€ же посуда есть только в столовых лице€ № 11 и гимназии № 10.

‘ранцузска€ посуда есть только в трЄх школах „ел€бинска
‘ранцузска€ посуда есть только в трЄх школах „ел€бинска
¬ столовой всЄ зависит от профессионализма бригады
¬ столовой всЄ зависит от профессионализма бригады

√имнази€ № 96

Ѕолее 20 лет сотрудники гимназии № 96 самосто€тельно занимаютс€ организацией школьного питани€ и нисколько об этом не жалеют.

— я бы не хотела нести ответственность за людей, которые мне не подчин€ютс€. Ќаша школьна€ столова€ — это часть гимназии. ћы рады, что сегодн€ государство выстроило чЄткий алгоритм работы. ” мен€ есть специалист, который занимаетс€ котировками на продукты питани€, тендерами. ” нас много поставщиков, и мы выбираем лучшие предложени€, — говорит директор гимназии № 96 ∆анна –ыжкова.

„тобы суп не остывал, его подают в кастрюле
„тобы суп не остывал, его подают в кастрюле
—толы накрывают дежурные школьники
—толы накрывают дежурные школьники

Ўкольна€ столова€ очень небольша€. ¬первые мы увидели не официантов, а дежурных. «а накрытие столов и уборку отвечают сами школьники.

— ћы не против дежурств, наоборот. «десь интересно, можно поесть дополнительно, с уроков оп€ть же отпускают, — признаютс€ школьники.

ћеню здесь тоже составлено на две недели, но со своими особенност€ми.

— ћы видим, что дети не люб€т каши, поэтому предлагаем их один раз в неделю. «ато у нас есть «жемчужна€ рыба» — это филе горбуши, запеченное в сметанном соусе под сырной корочкой. ќбычно дети не очень люб€т рыбу, но это блюда ед€т на ура, — комментирует шеф-повар ≈катерина ”шакова.

ћеню рассчитано на две недели
ћеню рассчитано на две недели

«аконодательство установило торговую надбавку не более 60% на продукцию в школьных столовых. ≈сли в обычных школах прибыль уходит в јќ «”ральским комбинат питани€», то в гимназии № 96 вырученные деньги остаютс€ в собственном бюджете.

— Ќа столовой школа зарабатывает не менее 300 тыс€ч в мес€ц. Ёти деньги идут на выплату зарплаты, приобретение оборудование, посуды, котора€ уходит только так, и развитие самого учебного заведени€. Ёто деньги, которые мы сами заработали, — подчЄркивает ∆анна –ыжкова.

¬ подтверждение слов директор школы устраивает нам экскурсию по помещени€м — на складах хран€тс€ фрукты, овощи. ” школы есть даже свои охлаждающий цех и новые холодильники.

—  онечно, мы мечтаем расширить линию раздачи. ѕросчитывали, чтобы у нас было два вида второго. Ёкономически мы это можем сделать, только площади не позвол€ют, — добавл€ет директор.

ѕрибыль от работы столовой идЄт на приобретение оборудовани€
ѕрибыль от работы столовой идЄт на приобретение оборудовани€
—вежесть продуктов обеспечиваетс€ современными холодильниками
—вежесть продуктов обеспечиваетс€ современными холодильниками
ћ€со хранитс€ охлаждающем цехе
ћ€со хранитс€ охлаждающем цехе
‘рукты — об€зательное угощение
‘рукты — об€зательное угощение
ќвощи приход€т от разных поставщиков
ќвощи приход€т от разных поставщиков
ќт горошницы до буженины: смотрим, чем корм€т детей в чел€бинских школах

√имнази€ № 96 знаменита углублЄнным изучением немецкого €зыка и сотрудничеством со школами √ермании. ќказалось, что чел€бинска€ школа повли€ла на организацию питани€ за рубежом.

— √остей из √ермании мы кормим в своей столовой. √оспид  ремер из гимназии —в€той јнгеллы (город ¬ипперфюрт) был так впечатлЄн нашей организацией питани€, что решил сделать такую же столовую в своЄм учебном заведении, — рассказывает ∆анна –ыжкова. — ” них прин€то приходить в школу с ланч-боксами, но теперь один или два раза в неделю детей корм€т в столовой.

¬ столовой дети ед€т с удовольствием
¬ столовой дети ед€т с удовольствием
ќбед из горохового супа, салата, ленивых голубцов и компота вышел на 70 рублей
ќбед из горохового супа, салата, ленивых голубцов и компота вышел на 70 рублей

–аботники столовой всегда готовы пообщатьс€ с родител€ми и даже накормить их. –уководители школ отмечают, что после таких визитов замечаний к работе столовой практически не возникает. 

—кажем честно, мы ожидали увидеть унылые залы, где от столов пахнет хлоркой, манную кашу на обед и капустный салат. Ќо в тех учебных заведени€х, где мы побывали, просыпаетс€ аппетит и хочетс€ говорить поварам спасибо.