ћальчик пришЄл в новый класс в начале года, и за несколько мес€цев против него стало настроено большинство родителей
ћальчик пришЄл в новый класс в начале года, и за несколько мес€цев против него стало настроено большинство родителей

¬ чел€бинской школе набирает обороты скандал, в центре которого п€тиклассник с особенност€ми развити€. Ќедавно подросток отправил на больничную койку одноклассника, конфликты с другими детьми продолжаютс€. –одители бьют тревогу, они уверены, дет€м в школе стало небезопасно. —ейчас взрослые установили дежурства и по очереди ход€т с классом на зан€ти€. ћама же проблемного ребЄнка уверена — еЄ сына намеренно вывод€т из себ€, потому что он не такой, как все. ќб изнанке инклюзивного образовани€ — в материале 74.ru.

«ƒавай подерЄмс€!»

ѕроблемы, увер€ют родители, начались в начале учебного года, когда јрсений (им€ изменено. — ѕрим. автора) пришЄл учитьс€ в их класс.

— ћы сразу были шокированы его поведением, потому что мальчик вЄл себ€ неадекватно: мог встать с места и пойти гул€ть по классу, выкрикивал, а на первом уроке за€вил: « ак мне это всЄ надоело!» ќн несколько раз срывал уроки, потом начались конфликты. Ќапример, был случай, когда одноклассник просто проходил мимо парты и задел его тетрадь ногой, он на него сразу набросилс€ с кулаками, — рассказывает одна из мам. — 13 но€бр€ мой сын в коридоре играл в телефон, к нему подошЄл јрсений и сказал: «ƒавай подерЄмс€!» ¬ этот момент он начал снимать рюкзак, и сын выт€нул руку, чтобы его придержать. јрсений тут же пнул сына ногой в пах, ударил кулаком в висок и толкнул в стену.

ѕосле этого инцидента мальчик неделю провЄл в отделении нейрохирургии областной детской больницы с сотр€сением и ушибом головного мозга, потом ещЄ неделю на больничном. ј в середине декабр€ јрсений ударил другого одноклассника.

ћама пострадавшего ребЄнка сразу попросила директора школы подключитьс€ к разрешению конфликта
ћама пострадавшего ребЄнка сразу попросила директора школы подключитьс€ к разрешению конфликта

— ќн нарисовал на доске карикатуру, что он сильный, а мой сын хиленький, — рассказывает мама другого ребЄнка. — ћой, естественно, ответил: «’очешь сказать, что ты самый сильный?» ј тот назначил ему «стрелку» после уроков.  огда мой сын сказал, что не пойдЄт с ним, тот надавал ему кулаками по лицу.

ќбе мамы написали за€влени€ директору с просьбой разобратьс€ в ситуации, а на дн€х в классе прошло родительское собрание с приглашением заместител€ директора школы, на котором родители потребовали оградить детей от проблемного одноклассника.

— я, конечно, понимаю позицию школы, они по закону не могут выгнать такого ребЄнка. » маму мальчика пон€ть можно — у неЄ проблемный ребЄнок. Ќо как быть родител€м других учеников? — переживают мамы. — Ќаши дети говор€т, что не хот€т идти в школу, а мы боимс€ за их жизни!

Ќо в декабре јрсений снова ударил одноклассника 
Ќо в декабре јрсений снова ударил одноклассника 

Ќа собрании родители решили установить ежедневные дежурства в классе, чтобы следить за пор€дком и… јрсением.

— ћама јрсени€ посто€нно говорит, что наши дети его провоцируют, но € была на уроках и сама видела, как себ€ ведут реб€тишки, — говорит мама одной из девочек. — Ќа трудах € специально пошла не к девочкам, а к мальчикам. јрсений сел за последнюю парту и что-то пилил, в какой-то момент он просто психанул и швырнул ножовку. ќна пролетела в паре сантиметров от сид€щего впереди мальчика, ещЄ чуть-чуть — и в спину. ј на перемене, когда дети были в коридоре, он резко влетел в толпу реб€тишек, просто так! ќн не может пройти и кого-то не задеть, одного из мальчиков в классе посто€нно терроризирует. Ќедавно толкнул одноклассника, и тот отлетел в мою дочь. ћы реально боимс€ за своих детей!

Ѕольшинство родителей в классе рассказывают, что прос€т своих детей не св€зыватьс€ с јрсением, не отвечать на его провокации, но за несколько мес€цев терпение у мальчишек исчерпано, и они уже готовы давать сдачи. ѕри этом администраци€ школы, утверждают мамы, продолжает сто€ть на стороне проблемного ребЄнка, который срывает уроки и обижает детей.

«ћой сын — не игрушка»

ћама јрсени€, вполне объ€снимо, видит ситуацию с обратной стороны:

— я ничего ни от кого не скрывала, когда мы пришли в школу, € предоставила все справки от врачей и от ѕћѕ  (психолого-медико-педагогической комиссии. — ѕрим. автора).  омиссию мы проходили потому, что начались трудности с поведением и учЄбой, в результате сыну поставили диагноз «ѕ– (задержка психического развити€. — ѕрим. автора), до этого невролог ставил —ƒ¬√ (синдром дефицита внимани€ и гиперактивности. — ѕрим. автора), рекомендовали обучение по программе дл€ седьмого вида.

»з предыдущей школы администраци€ настойчиво выпроваживала јрсени€ на домашнее обучение, говорит мама, а в новой школе руководство отнеслось к проблемам семьи с пониманием.

—  омисси€ нам рекомендовала обучение в общеобразовательной школе, сидеть дома ни один врач не советовал, — продолжает мама. — «ѕ– про€вл€етс€ в том, что сын немного отстаЄт от развити€, но со школьной программой он справл€етс€, только с математикой есть проблемы. ≈сли ему нравитс€ учитель, он с удовольствием ходит на уроки, а когда дисциплины нет — начинаютс€ проблемы с поведением.

ѕо словам мамы, јрсений действительно импульсивный и порой чересчур подвижный.

— ќн может кого-то толкнуть, но дл€ него это игра, а дети говор€т, что он их обижает, — объ€сн€ет мама. — “еперь приходитс€ защищать своего ребЄнка от нападок родителей и их детей. ¬ классе много нарушителей дисциплины, но виноват каждый раз оказываетс€ мой сын. –одители устроили насто€щую травлю. ј нам что делать? Ќу, уйдЄм мы в другой класс, там будет то же самое! ќн ведь не игрушка, чтобы его бросать из класса в класс? ѕочему € должна идти на поводу родителей, а не следовать советам врачей?

ƒиректор школы в телефонном разговоре с корреспондентом 74.ru рассказала, что урегулировать конфликт пытаютс€ и завучи, и учител€, и школьный психолог.

— ¬ любом конфликте всегда виноваты обе стороны, — уверена руководитель школы. — –азговор идЄт и с теми, и с другими родител€ми, мы подключаем всех специалистов, которые нужны. ¬сЄ, что необходимо по регламенту, школа делает.

ƒиректор школы отчиталась перед родител€ми о результатах проверки в классе...
ƒиректор школы отчиталась перед родител€ми о результатах проверки в классе...
...и попытках уладить конфликт
...и попытках уладить конфликт

Ќо, суд€ по тому, что конфликт уже вышел за рамки школы, педагоги пока с ним не справл€ютс€.

ћы спросили в чел€бинском комитете по делам образовани€, где по закону должен обучатьс€ ребЄнок, которому ѕћѕ  рекомендовала седьмой вид обучени€.

— ¬ соответствии со статьЄй 79 закона «ќб образовании в –‘» обучение детей с особыми образовательными потребност€ми, в частности, с задержкой психического развити€, может быть организовано как совместно с другими обучающимис€, так и в отдельных классах, — прокомментировала пресс-секретарь комитета ≈катерина —амарина. — ¬ыбор условий обучени€ при этом осуществл€етс€ по желанию родителей и в соответствии с рекомендаци€ми ѕћѕ . ѕри этом в школе дл€ обучающегос€ с ограниченными возможност€ми здоровь€ должны быть созданы специальные услови€: обучение по адаптированным общеобразовательным программам с использованием специальных методов обучени€ и воспитани€, специальных учебников, пособий и дидактических материалов, организаци€ групповых и индивидуальных коррекционных зан€тий.

Ќе доросли до инклюзии

Ќо все ли школы в „ел€бинске готовы прин€ть особого ребЄнка? Ёксперты в вопросах инклюзивного образовани€ уверены, что нет.

— »нклюзивное образование прописано в законе от 2016 года, а дл€ того чтобы подготовить инклюзивную среду, нужно подготовить психолого-педагогические услови€ дл€ прин€ти€ ребЄнка, — считает руководитель чел€бинской общественной организации помощи «ќткрытое сердце» ≈лизавета  ириллова. — „тобы ребЄнок с особенност€ми м€гко вошЄл в новый коллектив, школа должна провести большую работу. ¬ первую очередь руководитель должен понимать, что он готов к работе с этими детьми и будет настраивать на эту работу коллектив. ¬едь эти дети всегда учились в системе коррекционного образовани€, и педагоги обычных школ пока не имеют специальных знаний, опыта, психологически не все готовы, не владеют современными методами работы с особыми детьми.

”сугубл€ют ситуацию, по мнению специалиста, предрассудки и стереотипы, сформированные дес€тилети€ми.

— ћы так привыкли, что особые дети должны быть где-то за… в другой школе, в другом дворе, что не готовы к по€влению такого ребЄнка в своЄм окружении, — говорит ≈лизавета  ириллова. —  огда он по€вл€етс€, перва€ реакци€ — уберите! „тобы этого не происходило, в школе должны заранее подготовитьс€: предупредить родителей о по€влении в классе особого ребЄнка, объ€снить им его особенности, настроить, что к нему нужно быть добрее и терпимее. Ќе менее важно подготовить детей.

≈сли этого не сделать, в 80 процентах случаев ребЄнок, который не похож на других, становитс€ жертвой так называемого буллинга.

— ¬ коллективе ребЄнка могут дразнить, задирать, и дети из класса могут не говорить об этом взрослым, потому что бо€тс€, что и они станут жертвой травли, — объ€сн€ет специалист. — «десь не нужно никого обвин€ть, нужна тщательна€ работа. —ейчас в школы приглашают независимых медиаторов, которые помогают урегулировать ситуацию. ¬ ней нет ни правых, ни виноватых, она просто сигнализирует, что инклюзивное образование очень сложно внедр€ть, но успешный опыт такой работы уже есть в –оссии. ѕора его перенимать и „ел€бинску.

√де выход?

‘ункцию медиатора в школах готовы вз€ть на себ€ центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые в „ел€бинске сегодн€ есть в каждом районе.

— ћы можем оказать помощь со своей стороны, у нас есть психологи, которые консультируют родителей, — говорит директор ÷ентра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ÷ентрального района „ел€бинска ≈лена ƒурбажева. — ¬ этой ситуации важно вы€снить причину и пон€ть, почему ребЄнок так себ€ ведЄт? «ачастую агресси€ — это крик о помощи, надо пон€ть, хочет ли он на себ€ внимание обратить, плохо ли ему, трудно ли. ”читьс€ в школе этот ребЄнок будет всЄ равно, другой вопрос, как сейчас погасить конфликт?

≈лена ƒурбажева отмечает, когда родители обращаютс€ за помощью и готовы идти навстречу специалисту, в большинстве случаев конфликт удаЄтс€ разрешить. √лавное, чтобы родители пон€ли, что им и их дет€м действительно нужна помощь.

ѕо вашему мнению, нужно ли этого ребЄнка перевести в другой класс?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ѕезусловно! ќн опасен дл€ остальных детей
  • Ќет, проблемы это не решит, нужно помочь ему адаптироватьс€
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

¬ начале декабр€ мы рассказывали историю шестиклассника, за которого уже несколько лет боретс€ его мама. ѕо словам женщины, 12-летний мальчик стал объектом травли. ≈му плюют в лицо, затаптывают куртку, а накануне публикации ребЄнок попал в больницу после драки с обидчиком. ќт отча€ни€ женщина написала пост на своей странице в соцсети, что если с сыном что-то случитс€, то в этом будет виновата школа.