ѕо мнению эксперта, игра в защитников может превратитьс€ в историю про домашнее насилие
ѕо мнению эксперта, игра в защитников может превратитьс€ в историю про домашнее насилие

Ќужно ли воспитывать из мальчишек защитников, кого и от чего они должны защищать? ќб этом после ƒн€ защитника ќтечества задумалась психолог јнастаси€ Ѕеренова.

ћы привыкли к истори€м и сказкам, где нужно поцеловать принцессу, спасти ее от дракона и получить ее саму как подарок за победу. ¬о всех истори€х общим было одно — право силы и выбора оставалось за мужчиной, его роль — спасать и защищать.  азалось бы, все просто, это красива€ истори€ легла в основу мечты о прекрасном принце, если бы не одно но.

„то будет делать наш герой, когда закончатс€ все драконы?

ѕочти кажда€ истори€ про абьюз, насилие в семье, которую € разбираю, с которой работаю, начиналась с очень похожей истории.

¬ жизни женщины по€вл€лс€ мужчина, который говорил: «я защищу теб€ и решу все твои проблемы». ѕочему-то защита потом превращалась в насилие.

„то же происходит с воспитанием защитников? ѕервое — надо полагать, что есть кто-то, кто слабее, кого надо защищать. “о есть € сильный, а ты слаба€. ѕод силой обычно понимаетс€ решительность, умение не про€вл€ть чувства, быть этаким стойким олов€нным солдатиком.

ћне дорогой фейсбук долгое врем€ предлагал рекламу «лагер€ дл€ насто€щих мужчин» (чудеса таргетинга), € до сих пор так и не пон€ла, в чем критерий насто€щего и почему эти же навыки не подойдут девочкам. ¬едь и посто€ть за себ€, и про€вить силу воли, и уметь жестко отказать — полезно порой и тем и другим, а плакать, чувствовать, сопереживать — наоборот, это не признак слабости и уж тем более не гендерный маркер.

Ќет, все больше мы говорим об общечеловеческих ценност€х, о том, как важно мальчикам дать навыки эмпатии, научить их осознавать свои чувства.  ак важно соедин€тьс€ с внутренней силой и мужчинам, и женщинам. » как гораздо лучше жить с человеком, который в контакте со своими чувствами, который может сопереживать и даже плакать. ѕотому что он живой.

¬се больше сам институт семьи и уклад жизни сворачиваетс€ до партнерства — когда мы на равных, когда мы уважаем силу друг друга, уход€ от модели выживальческой, где мужчина кормилец, а брак — экономическа€ необходимость.

ѕри отсутствии необходимости каждодневно спасать семью от голода, страну от врагов, а принцесс от драконов защита превращаетс€ в игру «€ сильный, ты никто».

Ќовый уклад семьи — это партнерство, без позиции «сильный-слабый»
Ќовый уклад семьи — это партнерство, без позиции «сильный-слабый»

ј самое главное — что за отношени€ в паре, если один все врем€ спасает, решает, имеет власть? –аз он единственный в паре, имеющий силу, то так или иначе начинает «работать право сильного». «ачем только ему ведома€, по законам жанра слаба€ женщина?

» тут-то и начинаетс€ игра в спасател€, игра в защитника, игра в того, кто не верит в силу, равную силу своей половинки. ќбесценивание. ј это уже, наравне с криками и руганью, психологическое насилие. Ќет, не наравне, гораздо хуже — оно токсично въедаетс€, раз за разом усугубл€€ неверие в себ€.

«ƒа что она может, она же баба». ”вы, при низкой психологической культуре под силой подразумеваетс€ не физическа€ способность защитить женщину или хот€ бы починить полочку, а фактически «стальной» характер, без особых чувств, рефлексии, переживаний.

ј еще игра эта имеет и обратную сторону — парни, которые не плачут.

я сильный, € никогда не обращусь за помощью, потому что это стыдно, это слабость, это невозможно. ќх, очень часто в кризисных жизненных ситуаци€х люди, которые не могут смиритьс€ с тем, что их будут жалеть, ничего не прос€т, потому что жалость дл€ них — потер€ своей идентичности, а общество, до сих пор не вышедшее из ролевой игры «сила-слабость», по-другому помогать не умеет.

«ѕотом защита превращаетс€ в насилие»: психолог — об ошибках в воспитании сильных мальчиков

ѕочему так происходит?

ѕотому что, говор€ о защите, силе внутри игр, происходит соединение не со своей уникальностью, а с привычными шаблонами. »менно это и отличает все игры.

Ќо замечу, и здесь многое мен€етс€. Ќовое врем€, новые герои. » уже в сказках дл€ детей сейчас принцессы «с характером», а то и вполне, как в «Ћед€ном сердце», решают свои проблемы сами. ¬се больше из диады «слабый-сильный» в паре общество шагает в историю про сотоварищество, сотворчество, про равенство и партнерство.

–авенство € все же стала бы рассматривать не как одинаковость, а как равную ценность уникальности каждого.

» тогда все эти призывы быть кем-то смен€ютс€ историей про то, как быть в согласии с собой и своей истинной силой. ј это уже истори€ вне гендерного воспитани€, и говорим мы не о мужчинах и женщинах, а о люд€х, каждый из которых может защитить, может и попросить помощи.

Ќет, речь здесь не только о перетаскивании сумок. » не о том, как оборон€тьс€ от грабител€ в переулке.

≈сть огромное количество ситуаций, где нужно и правда прот€нуть руку помощи, заступитьс€, помочь, успокоить, дать человеку поверить в свою силу, в конце концов, все это совершенно точно истории вне гендера.