ѕсихолог јнастаси€ Ѕеренова считает очень правильным, что подросток не побо€лась написать о том, что ее тревожит
ѕсихолог јнастаси€ Ѕеренова считает очень правильным, что подросток не побо€лась написать о том, что ее тревожит

 олонка 13-летней ѕолины Ѕушуевой о травле в школе и о том, почему подростки уход€т с головой в интернет, вызвала бурную реакцию со стороны взрослых. ¬ комментари€х многие назвали описанные ѕолиной проблемы надуманными и посоветовали подросткам зан€тьс€ чем-нибудь полезным. 

ѕсихолог јнастаси€ Ѕеренова изучила и колонку ѕолины, и комментарии в сети. ѕубликуем ее мнение целиком.

 огда € начала читать статью, написанную подростком, € очень обрадовалась. Ќет, не злорадства ради, что ей плохо, ни в коем случае. я всегда стараюсь из самой т€желой истории вытащить ресурсные моменты, тут их два. ¬о-первых, интернет, который приносит пользу и здоровое общение, этакий тыл на войне в школе и дома. ¬о-вторых, способность девочки рассказать об этом в —ћ». Ёто вообще огромный плюс на будущее — уметь понимать, что с тобой происходит, и рассказывать об этом.

я и сама уже писала — если ребенок проводит столько времени в —ети, может, это не зависимость, а честный выбор — там лучше, тогда вопросы уже к реальности, почему же она така€ плоха€? Ќет, € вовсе не ругаю все школы и школьную жизнь. Ќо давайте будем честными — кому-то в этой среде лучше или хуже, у кого-то в классе есть понимание, а у кого-то — нет.

¬иноват ли в этом сам человек? ” каждого сво€ способность психики реагировать на стресс, у каждого сво€ способность включатьс€ в коллектив.  онечно, эти навыки можно тренировать, можно научить подростка принципам словесной самозащиты (и нужно), но заставить человека соответствовать чьим-то ожидани€м — начало насили€.

ј вот что касаетс€ реакции внешней среды — когда от сверстников льютс€ насмешки, когда можно избить, когда учител€ закрывают на все глаза — это уже травл€, и говорить, что пострадавший каким-то правилам не соответствует, все равно, что говорить «надела короткую юбку». ” травли нет оправданий. » истори€ про то, что плохого человека можно побить, — очень подлое оправдание насили€.

ѕочему € говорю — человек, не подросток, не ребенок? ѕредставьте, что колонку бы написал взрослый человек. „то ему плохо на работе, коллектив смеетс€ над ним. ƒома муж интересуетс€ только зарплатой (поэтому сложно рискнуть и сменить работу) и нет близости и понимани€, а в интернете есть кака€-то отдушина. ¬озможна ли така€ ситуаци€? » в реакции на нее также про€вились бы все токсичные детали людей в «белом пальто». ќни посоветовали бы жить правильно. ќни осудили бы за слабость и неспособность дружить с коллективом. “кнули бы, что сама виновата, что не выстроила отношений с семьей. » что все это дурь. ћожет, посочувствовали бы — это хорошо.

«наете, что лично дл€ мен€ самое раздражающее и невыносимое в ситуации травли? Ќет, не поведение агрессора, не слабость жертвы. ј толпа наблюдателей, которые знают, как надо. «олотое правило: если человек написал о душевных переживани€х, ему важно пон€ть, что он не один и его слышат. ¬с€кое обвинение, советы, осуждение — фактически разогрев общества, признание права на насилие, позици€ «ты не така€, раз тебе плохо, твои ценности — ерунда, € знаю, как тебе жить». ¬се это тоже насилие, психологическое. » поддержива€ его, все общество загон€ет себ€ в тупик. «апрет на слабость лишает всех нас реальной силы.

я недаром не пишу тут про подростков и взрослых: проблемы детей — всего лишь частный случай. ќн показывает, что у нас в обществе нет здоровой, адекватной реакции на рассказ о проблемах человека. Ћюбого.

Ќо вернемс€ к подросткам.

„ем они так насолили, что на признание о том, что им трудно жить, столько негатива, ненависти, зла? ¬ худшем случае звучит и вовсе между строк «мне было плохо, пусть и тебе так будет».

Ќа самом деле мы живем в чудовищной эпохе инфантилизации. ƒетство гипертрофированно раст€нуто. » страдают от этого как раз таки подростки.  роме школы, часто их жизнь никак не про€влена. ’орошо, если у подростка есть круг общени€, интересы вне школы и €сна будуща€ професси€. ¬ остальных случа€х вокруг них только оценки. ƒобавим к этому моду на тотальный контроль над жизнью ребенка и получим весьма неутешительный результат. ƒа, кстати, подростковые депрессии существуют, и это не блажь, а заболевание, которое требует коррекции.

ќ чем вы разговариваете с ребенком, ид€ из школы? «а что хвалите?  огда € спрашиваю на лекци€х, за что хвалите, большинство родителей хором говор€т: ««а оценки». ’орошо, говорю, а как вы думаете, какие комплименты они ждут от вас? “ишина.

ѕоэтому по пунктам, что можно действительно сделать дл€ них:

1. »скренне интересоватьс€ жизнью ребенка. Ќи в коем случае не отмахиватьс€ от рассказов о том, кто кого обижает. » начать эти разговоры лучше задолго до подросткового возраста, чтобы в семье был фундамент довери€. –азговоры об оценках лучше заменить вопросом «„то было интересного?». ≈сли предмет важен, а оценки не радуют, ищите другой вход в этот пласт знаний. ћожет, книги не из школьной программы? ћожет, кружок по физике? ћожет, практика в агентстве дизайна вместо черчени€?

2. ѕро заработок. ѕодростки, кстати, очень люб€т подработки. Ёто еще один миф об их лени. ћожно вовлечь их в волонтерство, € знаю много тех, кто не просто увлечен, но и гордитс€ этим — ведь социальный статус тоже повышаетс€. “олько не надо начинать с историй «посиди-ка на кассе». ѕодработка должна быть не наказанием — «пусть знают, как т€жело родител€м», а реально полезной практикой дл€ будущей жизни.

3. „то делать, если подросток ничего не хочет? «начит, не нашли то, что действительно интересно, не заинтересовали. ¬озможно, его тип интеллекта просто не реализован в школе. Ќапример, у него «натуралистический» тип интеллекта (из классификации Ћ. ѕетрановской — способность легко находить общий €зык с животными и природой. — ѕрим. ред.), полезный сто лет назад, но не востребованный сейчас. Ќайти решение, если захотеть, можно. „тобы увидеть это, важно смотреть на подростка без ожиданий и мину€ свои представлени€ о хорошем и плохом. “огда, возможно, станут видны таланты.

4. „то касаетс€ интернета, то тотальный контроль и запугивание страшилками из —ети только вред€т и подростку, и отношени€м в семье. —тарайтесь выстроить критическое мышление у ребенка, не следить за ним, а интересоватьс€ его жизнью, выстроить доверие. » ни в коем случае не читайте его переписку! Ќе удивл€йтесь потом, что в минуту грусти он приходит не к вам, а к друзь€м из интернета.

5. Ќу и напоследок. “равл€ и насилие недопустимы. ƒайте пон€ть ребенку, подростку, что это плохо, что он вправе рассказать о происход€щем, если с ним случилось это. „то насмешки, бестактные комментарии, угрозы — все это зачатки травли, их важно и нужно пресекать. Ќаучите способам словесной самозащиты, как посто€ть за себ€. » дайте пон€ть, что, если в классе невыносима€ обстановка, это не его вина и из такого коллектива можно и нужно уходить, если ничего не помогает. ј зачем находитьс€ 11 лет там, где плохо?