≈вгени€ √орина сама преподает в университете и считает, что все оценки нужны только учител€м
≈вгени€ √орина сама преподает в университете и считает, что все оценки нужны только учител€м

Ўкольна€ оценка — это критерий знаний или способ навести дисциплину в классе, надавив на ученика? ј может, оценка выражает настроение учител€ и личную симпатию или антипатию? «ћне очень сильно плевать на оценки», — смело утверждает мама двоих детей (второклассника и семиклассницы) ≈вгени€ √орина. ¬ своей колонке она объ€сн€ет, почему не стоит придавать серьезного значени€ двойкам и п€теркам в дневниках. 

¬чера коллега с возмущением воскликнула: 

— ѕредставл€ете? ћоей сестре-первокласснице за не поставленную в конце предложени€ точку по математике тройку поставили! “ройку! «а точку! 

ƒобро пожаловать, дорога€ коллега, в наш клуб. «аходите, чайку попьем, потужим. “ройку поставили? јх, оценки в школе — это поле, на котором всем хватит места. —то тыс€ч постов, миллионы просмотров, научные дискуссии и бабские истерики — чего только не было с оценками св€зано.

¬от давеча на «ћеле» увидела пост об оценках. Ћюбопытнейшее написано: «Ёто [оценка] информаци€ о том, насколько данна€ конкретна€ работа соответствует неким критери€м, заданным предметом, школой и программой. ¬сЄ. ” неЄ нет других смыслов. ќна не оценивает ребЄнка, вас, ум, и даже знани€ она оценивает только в соответствии с другими требовани€ми. <…> » нет, детей такое положение вещей не обижает и не фрустрирует, если родители с самого начала обозначают своЄ правильное отношение к оценкам и учат ребЄнка относитьс€ так же (обратна€ св€зь и соответствие критери€м, больше ничего)». 

ћен€ здесь что зацепило? «Ќекие критерии», «даже знани€ оценивает в соответствии с другими требовани€ми» — что за критерии и требовани€? » почему «даже» знани€? –азве оценка не направлена именно на фиксацию уровн€ знаний? ¬едь в школе нам так и говор€т: «—адись, два, ты ничего не знаешь!» »ли: «¬от выучишь, узнаешь — поставлю п€ть». » вот так: «“упой ты, что ли? —овсем ничего не знаешь!» ј тут вдруг — есть некие критерии, какие-то требовани€, а сама по себе оценка ничто и к знани€м так себе относитс€. ј учител€ в курсе? ≈сли оценка — фиксатор неких требований (каких?), а не определитель того, насколько человек разобралс€ в предмете, пон€л тему, то почему учитель в школе делит детей на умных и тупых? ѕочему озвучивает это, выставл€€ оценки? » выдава€ грамоты в конце года, говорит: «”мненькие детки хорошо учились весь год и получают…» »ли: «—амым успешным нашим ученикам мы вручаем…» » даже: «¬от поумнеешь и тоже получишь грамоту...»

”спешны только отличники — это школа высекает на лбах / в сердцах детей с первого класса. ѕри этом автор цитаты уверена, что это все «детей не обижает», если «родители учат правильно относитьс€ к оценкам». јга, оп€ть родители все должны сделать. Ќу, € такой родитель. ћне очень сильно плевать на оценки. я не ругаю детей за двойки и не кричу от радости при виде п€терок. я чаще всего даже не в курсе, какие у них там оценки. Ќо € в курсе их знаний. ћне квалификаци€ позвол€ет определить, насколько мои дети хорошо читают, пишут, считают, думают, говор€т. я могу помочь им с трудными задани€ми. Ќе ради оценок, конечно, и они это знают. 

Ќу и что? —ын приходит из школы и делает математику. ќн неплохо считает, ошибаетс€, конечно, как и полагаетс€ второклашке. Ќо когда он исправл€ет ошибку, его основной вопрос: 

— ћам, вот зачем это все делать? ќна мне все равно выше тройки не поставит. 

¬торой класс. ј уже распределены роли. ”читель за полтора года рассортировала умненьких, быстрых, удобных и отвлекающихс€, медленных, неудобных. –оли розданы, оценки за каждым закрепились. Ётому тройки хватит. ј этой надо п€ть, она така€ хороша€ девочка. ј этот мальчик, ему можно и четыре, если будет вести себ€ хорошо. „то, педагоги, будете говорить, что не так? „то у вас есть врем€, силы, разум, чтобы оценивать каждого индивидуально? ≈сть, конечно, есть р€д великих педагогов — у нас в школе тоже есть. Ќо большинство к но€брю устает, сдаетс€ под завалом бумаг, аттестаций, черта с дь€волом. 

ѕосле Ќового года у некоторых открываетс€ второе дыхание, но, как загнанные лошади, к весне они перестают вообще видеть детей. ј еще есть подработка — жить-то надо на что-то. я, возможно, преувеличиваю? Ќо если учесть, что в школе, расположенной справа от моего дома, учитс€ по 37 детей в каждом (с 1-го по 9-й) классе, а в школе, что стоит слева, в параллели 15 только первых классов и, € слышала, учителей настолько не хватает, что ведут зан€ти€ в началке воспитатели из детсада, при этом обе школы пашут, как военные заводы, в две смены, и почти у каждого учител€ по два классных руководства — сильно ли € ошибаюсь?

ќценка — это все дл€ учител€. —пособ самореализоватьс€, повли€ть на слабого родител€, поиздеватьс€ над учеником, подсластить пилюлю, навести дисциплину. Ёто скипетр и держава. ќсобенно при отсутствии разума. ј разум в школе иной раз и правда отказывает. ¬ечор раскрылось, что один педагог не сдержалс€ и отходил ученика по спине утюгом, в итоге у парн€ ожоги, а у учител€ оборвалась на 33-м году карьера последовател€ ћакаренко. 

“ак вот, оценки. Ќапример, у сына двойка по английскому. ќн расстроен страшно. ѕри этом у второго класса английский два раза в неделю по 40 минут. 15 из 40 минут учитель добиваетс€ тишины. —колько-то времени тратитс€ на проверку домашнего задани€. ѕотом нова€ тема. ƒети учат €зык с нул€. ƒва раза по, наверное, 20 минут в неделю. —емь мес€цев, в каникулы зан€тий нет. „то можно выучить в таких услови€х? Ѕоже, оказываетс€, кучу всего. —ын на данный момент, по мнению учител€, должен знать около 150 слов, уметь строить предложени€ в единственном и множественном числе, задавать вопросы и отвечать на них, владеть оборотом have got, писать каллиграфическим почерком, рассказывать два дес€тка стихотворений, знать предлоги, уметь писать и читать транскрипцию. —емь мес€цев два раза по 20 минут в неделю. “ут должен быть мат, но мен€ будут читать дети. јнгличанка смело ставит сыну двойки и громко возмущаетс€: почему ты третий мес€ц не берешь новый учебник? ѕарень резонно отвечает, что он и в старом еще разобратьс€ не успел, зачем ему еще более непон€тное продолжение? 

ƒвойки идут кос€ком. ≈два сын освоил цвета, названи€ р€да предметов, животных и еще по мелочам из грамматики — учитель уже на 40-й странице второй части учебника и 37-й странице рабочей тетради, кажетс€, педагог собралась рассказать дет€м, что такое participial constructions. ќднако при этом учитель горда, что знает €зык, а за такими, как сын, закрепл€етс€ имидж идиота. я, конечно, не хожу в школу вопить: « то дит€тку обидел?», но кто-то же и ходит. » что? ¬ ответ ему летит: «Ќе учите мен€ работать!» » тут уже не в оценках дело, хот€ с них родимых все начинаетс€… » вот после этого автор приведенной в начале цитаты пишет, что оценки детей не обижают.  онечно, сама по себе оценка — ничто. јжиотаж вокруг нее — все. ј ажиотаж кто-то создает. » в первую очередь учитель, официально провозглаша€, что те, кто получил п€ть — молодец, а те, кто не получил — дурак. ѕр€мо можно не говорить, что дурак — дети сами кратко сформулируют, что к чему. 

ќценка рулит в школе, она определ€ет многое. —овсем скверно, конечно, если оценка много значит и дл€ мамы. “ут дл€ ребенка совсем беда.  огда фронт со всех сторон, тогда à la guerre comme à la guerre, дорогие мамы и учител€, получите боевого товарища, а не при€тного ребенка. ¬ы с ним не живете, вы с ним воюете, и дай бог ему сил дл€ победы над вами. ¬ школе станов€тс€ значимы любые мелочи, но не глобальное знание и т€га к нему. ¬ажны оценки.  леточки. “очки. ƒлина юбки и цвет волос.  упальник учител€ оказалс€ важен.  ороче, вот они, те самые «критерии и требовани€» — непон€тные, незначительные, возведенные на олимп, позвол€ющие не очень умным люд€м почувствовать себ€ важными и значительными. 

—  уда лепишь ѕетрову четверку?  уда? ќн троечник, ему тройки хватит! — взвывает условна€ ћарь »ванна, увешанна€ грамотами и титулами от самого главного по образованию в стране. 

— Ќо он же пон€л алгоритм решени€? ќн же увлекс€ и отлично ответил сегодн€ у доски! — всхлипывает условна€ —ветлана »вановна, получивша€ год назад диплом педагога.

 — ƒа завтра ему уже станет все равно! ќн классический троечник. √осподи, а »вановой ты зачем четыре поставила? ќна отличница, ей надо п€ть!

 — Ќо она проболела и не пон€ла тему, в следующий раз п€ть получит, € ей еще раз все объ€сню, если надо…

 — ќна отличница! ќна и так все понимает! ≈й — п€ть, ѕетрову — три. Ќе спорь.  то тут заслуженный учитель, а кто только работать пришел? 

Ёто в школе. ј вот за ее пределами.

 — ћаша, какие у вас реб€та в классе? ƒружно у вас? 

—  акие реб€та, обычные. ¬от ѕаша, он хорошист, а ¬ар€ — троечница, она вообще плохо учитс€. ј вот √ал€ — отличница, она умна€. ≈сть еще совсем двоечники, мальчики — они плохие и тупые. 

» музычка под финал: «”чат в школе, учат в школе, учат в школе…»

ћнение автора может не совпадать с мнением редакции.