ƒиректор ¬ысшей школы электроники и компьютерных наук ё”р√” √леб –адченко: «јбитуриенты, намеренные работать в мировых корпораци€х в области автоматизации и информационных технологий, поступают в ведущий вуз страны»
ƒиректор ¬ысшей школы электроники и компьютерных наук ё”р√” √леб –адченко: «јбитуриенты, намеренные работать в мировых корпораци€х в области автоматизации и информационных технологий, поступают в ведущий вуз страны»

¬ысша€ школа электроники и компьютерных наук ёжно-”ральского государственного университета сегодн€ продолжает традиции классического технического образовани€, ориентиру€сь при этом на создание элитной среды дл€ подготовки ученых и инженеров высокого уровн€. «десь готов€т кадры по широкому спектру востребованных специальностей, св€занных с приборостроением, радиоэлектроникой, автоматизацией, информационной безопасностью, информатикой и инженерией программного обеспечени€. –азработать системы автопилотировани€, создать беспроводные датчики и внедрить технологии умного производства, проанализировать терабайты данных и вы€вить скрытые в них закономерности, защитить информацию в мире интернета вещей — вот задачи, которые решают студенты ¬Ў Ё Ќ ё”р√”.

ѕеред выпускниками высшей школы не стоит вопрос — где найти работу с достойной заработной платой. ћолодые специалисты получают не просто диплом, имеющий вес на международном рынке вакансий, но и эффективное портфолио плюс бесценный опыт решени€ конкретных задач. ¬ыпускники отдают предпочтение таким компани€м-лидерам, как Emerson, «яндекс», Google, Microsoft, «Ћаборатории  асперского», —бербанк, Huawei. ќ востребованности выпускников ё”р√”, особенност€х образовательного процесса и проектах, над которыми работает студенты, рассказал директор ¬ысшей школы электроники и компьютерных наук ё”р√” √леб –адченко.

ќт Emerson до Rakuten: где востребованы студенты ¬ысшей школы электроники и компьютерных наук ё”р√”

— √леб »горевич, каковы новшества приемной кампании — 2019 в ¬Ў Ё Ќ ё”р√”?

— «а последний год концепци€ работы с абитуриентами в ёжно-”ральском госуниверситете принципиально изменилась. ¬ качестве стратегического вектора развити€ университетом выбран р€д направлений, крайне близких ¬Ў Ё Ќ. Ёто направление цифровой экономики — «»ндустрии 4.0» и направление искусственного интеллекта. —егодн€ на первый план выход€т задачи, св€занные с переходом различных отраслей промышленности на новый технологический уклад, когда на выпуск, качество и стоимость продукции все больше вли€ет автоматизаци€, технологии интернета вещей и умных сенсорных систем, поставл€ющих данные дл€ анализа в интеллектуальных вычислительных системах. ¬едущие российские промышленные предпри€ти€ активно вступили в этот процесс. Ќаши выпускники также очень плотно занимаютс€ задачами в области «»ндустрии 4.0».

¬ прошлом году в ё”р√” была организована крупнейша€ в –оссии международна€ конференци€ по вопросам «»ндустрии 4.0», которую открыл президент транснациональной компании Emerson ћайкл “рейн, а с пленарными и секционными докладами выступили представители университетов и предпри€тий со всего мира: из —Ўј, ѕольши, √ермании,  ита€, ѕортугалии, »талии. —ейчас, опира€сь на международный опыт, мы работаем по целому спектру задач, св€занных с цифровой индустрией, включа€ такие направлени€, как облачные вычислени€, технологии промышленного интернета вещей, технологии защиты информации, методы интеллектуального анализа данных и машинное обучение.

— Ќасколько серьезно студенты вовлечены в работу над этими проектами?

— —туденты €вл€ютс€ исполнител€ми во всех научно-исследовательских проектах ¬Ў Ё Ќ. Ќачина€ со 2–3 курса бакалавриата и вплоть до самого выпуска реб€та участвуют в проектах, занимаютс€ исследовани€ми, учатс€ анализировать существующие и предлагать свои собственные решени€ поставленных задач. ¬ысша€ школа электроники и компьютерных наук гармонично вписываетс€ в перспективную образовательную концепцию, потому что направлени€ ¬Ў Ё Ќ охватывают практически весь спектр задач «»ндустрии 4.0».

— „то это за направлени€?

— ќдин из блоков — это направление автоматизации и сенсорики, которым занимаютс€ кафедры информационно-измерительной техники, автоматики и управлени€, систем автоматического управлени€.  афедры работают с ведущими мировыми компани€ми. “ак, предпри€тие Emerson в рамках сотрудничества с вузом открыло вторую по счету лабораторию на базе кафедры информационно-измерительной техники. ÷ентр компетенций Emerson оборудован по последнему слову техники. ѕлощадка оснащена уникальными технологи€ми, которые только начинают внедр€тьс€ в промышленности, включа€ системы с предиктивным управлением на основе методов нейронных сетей.

Ќа кафедре автоматики и управлени€ под руководством Ћьва —ергеевича  азаринова действует лаборатори€ швейцарской компании Endress+Hauser. «десь студенты изучают методы ресурсо- и энергосбережени€, автоматизации задач распределени€ энергетики: как получать данные дл€ их обработки, как управл€ть системами на основе полученных сведений, как выстроить архитектуру таких программно-аппаратных комплексов дл€ решени€ задач оптимизации затрат энергоресурсов, каким образом построить промышленный интернет вещей. Ћаборатории кафедры создают уникальные системы промышленного интернета вещей. “ак, автономные датчики температуры и система сбора информации о температурном режиме, разработанные на кафедре, позвол€ют получить информацию о качестве отоплени€ в аудитори€х всего университета.

ќт Emerson до Rakuten: где востребованы студенты ¬ысшей школы электроники и компьютерных наук ё”р√”

— «ачем таким гигантам, как Emerson, инвестировать в студентов ¬Ў Ё Ќ?

— Emerson — стратегический партнер университета и ¬Ў Ё Ќ ё”р√”. ѕрезидент компании €вл€етс€ руководителем нашего международного научного совета.  рупнейшему, по российским меркам, инжиниринговому центру Emerson нужны квалифицированные кадры. ¬ „ел€бинске предпри€тие запустило уникальный завод по производству измерительных систем и система промышленной автоматизации, этот завод — чистое, высокотехнологичное производство. Ѕолее того, создав завод п€ть лет назад, сегодн€ Emerson расшир€ет свою площадку в два раза.  омпании остро нужны инженеры, специалисты в области автоматизации и сетевых технологий, специалисты в области суперкомпьютерного моделировани€. ¬ этом направлении Emerson очень активно работает с ё”р√”, поскольку именно ё”р√” €вл€етс€ ключевым поставщиком кадров. Ѕолее того, через наш вуз Emerson коммуницирует с ведущими учеными со всего мира. “ак, например, на базе ¬Ў Ё Ќ два года назад была открыта уникальна€ лаборатори€ по моделированию измерительных систем и самодиагностике измер€ющих устройств.

— ¬ чем смысл ее де€тельности?

— –асскажу на примере. ƒопустим, у вас на предпри€тии есть датчик, который показывает температуру 18 градусов.  ак мы узнаем, правильна€ это температура или нет? ƒатчик работает или нет? ћожно поставить р€дом второй датчик. ѕредположим, один показывает 18 градусов, а другой — 25 градусов. Ќо какое значение верное? ќтветить на этот вопрос очень т€жело. ќпределение корректности измер€емых данных — это серьезна€ математическа€ задача. ’орошо, пусть у вас дес€ть таких датчиков, и вы можете пойти и проверить вручную, какие из них работают правильно, а какие нет. Ќо это уже трудоемко, согласитесь. ¬ современном мире, мире интернета вещей, на больших заводах установлены сотни или тыс€чи всевозможных датчиков, показывающих различные параметры. ћы не в состо€нии провер€ть корректность работы каждого из них. ¬ажно, чтобы мы могли одновременно работать с данными по температуре, расходу жидкости, да еще и получать информацию о достоверности этих данных, чтобы нам датчик говорил — сейчас температура 25 градусов с достоверностью 95%. ”ченые ё”р√” работают в этом направлении. ¬ рамках Ћаборатории самодиагностики и самоконтрол€ приборов и систем ведутс€ исследовани€ под руководством профессора ќксфордского университета ћануса √енри. ѕо результатам работы уже сегодн€ публикуютс€ статьи в высокорейтинговых научных журналах первого квартил€.

—  акова степень новизны вашего ноу-хау?  огда и где ваши открыти€ смогут примен€тьс€?

— —ейчас работы наход€тс€ на этапе научно-исследовательских, которые в дальнейшем будут проходить стадию внедрени€. Ёто не оторванна€ от реальности теоретическа€ задача. Ќа данный момент вы не найдете датчиков, которые сообщали бы вам не просто значени€ показател€, но еще и границы доверительного интервала. ј если найдете — они будут стоить заоблачно.  оманда исследователей ¬Ў Ё Ќ создает новый продукт, чтобы предпри€ти€ «»ндустрии 4.0» могли внедрить такой новейший поход и увеличить эффективность работы технологических процессов.

—  акими еще направлени€ми занимаютс€ студенты ¬Ў Ё Ќ совместно с учеными?

— јвтоматизаци€ — лишь небольша€ часть работы ¬Ў Ё Ќ. —ледующий блок задач — это анализ данных. ¬от мы получили данные с измерени€ми. ћы помним, что тыс€чи датчиков каждые дес€ть миллисекунд отправл€ют нам эти данные.  уда мы будем сохран€ть эти данные?  ак анализировать?  акие выводы из полученной информации делать? Ёти задачи в ¬ысшей школе решаютс€ специалистами кафедр системного программировани€, электронных вычислительных машин, вычислительной математики и высокопроизводительных вычислений, информационно-аналитического обеспечени€ управлени€ в социальных и экономических системах. Ёто задачи интеллектуального анализа данных, позвол€ющие сформировать вывод из больших объемов информации, это машинное обучение и искусственный интеллект, это задачи разработки приложений, с которыми будут работать конечные пользователи таких систем. Ќа этих направлени€х студенты занимаютс€ проектированием и разработкой программных систем, созданием веб-приложений и мобильных приложений, применением суперкомпьютерных технологий дл€ решени€ различных прикладных задач. —туденты изучают опыт ведущих мировых »“-компаний. “ак, например, изучить технологии «»нтернета вещей» студенты ¬Ў Ё Ќ могут в рамках «јкадемии IoT Samsung». ј суперкомьпюетрные технологии изучаютс€ на базе ресурсов Ћаборатории суперкомпьютерного моделировани€ ё”р√”, обладающей одними из самых мощных суперкомпьютеров в –оссии.

ќт Emerson до Rakuten: где востребованы студенты ¬ысшей школы электроники и компьютерных наук ё”р√”

— „ем занимаютс€ кафедры конструировани€ и производства радиоаппаратуры и инфокоммуникационных технологий?

— Ёто третий блок задач, св€занных с передачей данных, — это сфера радиоэлектроники. Ќаши специалисты кафедры инфокоммуникационных технологий изучают новые стандарты сетевого взаимодействи€, так называемые стандарты 5G. ¬ рамках ¬Ў Ё Ќ в этом направлении осуществл€етс€ работа с учениками школ. ћы проводим со старшеклассниками очень интересные семинары и проектные сессии: смотрим, как работают системы спутникового позиционировани€, такие как √ЋќЌј—— и GPS, показываем, как получить сигнал со спутника, где они располагаютс€, анализируем пакеты данных, которые приход€т от спутников. ¬ыпускники этого направлени€ успешно трудоустраиваютс€ в ведущих телеком-компани€х –оссии, таких как ћ“—, «ћегафон», «–остелеком».

Ќа кафедре конструировани€ и производства радиоаппаратуры студенты ¬ысшей школы занимаютс€ такими задачами, как создание новых типов антенн. —пециалистами кафедры реализованы системы дл€ автоматической посадки самолетов в аэропортах в услови€х высокого снежного покрова. ¬ –оссии это особенно актуально.  лассические системы, обнаружива€ повышение толщины снежного покрова, перестают корректно работать, и самолет в автоматическом режиме испытывает трудности с посадкой. Ѕыла разработана уникальна€ антенна, котора€ позвол€ет все эти недостатки классических антенн убрать. » позволит даже в услови€х очень высокого снежного покрова правильно посадить самолет на посадочную полосу в экстремальной ситуации.

—  то-то уже этими наработками пользуетс€?

— Ќаши специалисты очень тесно работают с предпри€ти€ми региона. “ак, проект по разработке системы посадки был реализован в тесном сотрудничестве с радиозаводом «ѕолет». —ейчас наши студенты готов€тс€ к работе с другими задачами нового поколени€ в области авиации, радиолокации и радиопосадки.

— ¬аши студенты работают и в таком важном направлении, как защита информации. ¬торжение в частное информационное пространство и интернет-угроза промышленным объектам — серьезна€ мирова€ проблема.  аких результатов в этом вопросе вам удаетс€ достичь?

— —егодн€, когда мы говорим про интернет вещей, защита информации становитс€ неверо€тно актуальной. Ѕуквально год назад в —Ўј произошел инцидент с детскими радион€н€ми, которые записывают все, что происходит в комнате ребенка и позвол€ют держать с малышом обратную св€зь, как мобильные телефоны. ќказываетс€, производитель радион€нь создал примитивно простой пароль по умолчанию, который никогда не мен€ли покупатели. ’улиганы взламывали радион€ни, посреди ночи подключались к ним, страшным голосом что-то хрипели и пугали детей. Ёто и есть проблема безопасности интернета вещей.

—ейчас вокруг нас большое количество объектов, подключенных к —ети: принтеры, умные пылесосы, радион€ни, системы видеонаблюдени€, дверные звонки и домофоны. ” вас дома может быть счетчик газа, воды и электроэнергии, которые отправл€ют вам информацию на сотовый, — это и называетс€ умный дом. ¬ы можете получать на мобильный телефон данные и управл€ть ситуацией. Ќо если эта инфраструктура имеет слабую защищенность, то хакер сможет загл€нуть к вам в квартиру через вашу веб-камеру и посмотреть, что у вас там творитс€.

— «ащита информации в мире интернета вещей — это важный аспект. ≈ще одна сфера, в которой ваши студенты преуспели, — это защита информации промышленных систем.  акие проекты в этой сфере реализуютс€?

— «ащита информации промышленных систем — это и есть профиль кафедры защиты информации. Ёто могут быть как предпри€ти€, так и автономные объекты, те же самые автопилоты. ¬едь онлайн-мониторинг и управление процессами — это очень удобно. я могу вз€ть телефон и увидеть, какие параметры в насто€щий момент на таком-то узле или объекте. Ќо, с другой стороны, вместе с удобством приходит и опасность. ѕри желании злоумышленник может провести специализированную атаку на такой объект и вывести его из стро€. —пециалисты кафедры защиты информации знают, как настроить систему безопасности на предпри€тии, вы€вить очаги потенциальных угроз, сфокусироватьс€ на защите от этих угроз. ƒл€ этих целей в ¬Ў Ё Ќ открыт научно-образовательный центр, запущенный совместно с компанией «Ћаборатори€  асперского».

ќт Emerson до Rakuten: где востребованы студенты ¬ысшей школы электроники и компьютерных наук ё”р√”

— ¬ыходит, что образовательный процесс — это не просто изучение голой теории, а проектна€ работа и решение глобальных проблем мирового сообщества?

— ѕроектна€ работа — важна€ составл€юща€ образовательного процесса. “ак, в рамках магистратуры в ¬ысшей школе электроники и компьютерных наук запущены отдельные проекты, направленные на решение конкретных задач, под которые специально набираютс€ студенты. ¬ключа€сь в работу, студенты понимают когда они закончат магистратуру, у них будет опыт реализации междисциплинарного проекта в области информационных технологий. ѕример такого проекта — это научна€ разработка с использованием искусственного интеллекта — технологий нейронных сетей дл€ детекции залипани€ металла на металлургическом производстве. —туденты уже сегодн€ успешно реализуют этот проект, наход€сь на стажировке на предпри€тии SMS Group в √ермании.  огда они окончат магистратуру, у них будет уникальное портфолио и предложени€ работы в ведущих мировых компани€х. Ёто совсем другой уровень специалиста с совсем другими возможност€ми договоритьс€ о совсем другой зарплате в совсем другой должности.

— —отрудничает ли ¬Ў Ё Ќ с другими крупными вузами страны и мира?

— я уверен, что самые крупные и интересные проекты рождаютс€ в рамках сотрудничества. ” нас есть великолепные совместные проекты с различными вузами. ќдин из таких многолетних проектов в области программной инженерии завершилс€ буквально в марте. ¬ его реализацию были вовлечены ”р‘”, —анкт-ѕетербургский политехнический университет, —ѕб√” и еще около дес€тка университетов √ермании, ¬еликобритании, ƒании, ‘инл€ндии и »ордании.

— ѕочему абитуриенты выбирают именно ¬Ў Ё Ќ ё”р√”?

— —егодн€ имеет место другой подход в рамках образовани€, нежели раньше.  аждый крупный университет проекта 5–100 (а ё”р√” — это университет проекта 5–100) имеет свою специфику и свой уникальный опыт. ≈сли € хочу заниматьс€ информатикой в области «»ндустрии 4.0», задачами интернета вещей, в том числе промышленного интернета вещей, задачами искусственного интеллекта, технологией цифровых двойников, промышленных объектов, € бы поступал именно в ё”р√”, при этом неважно, где € живу — в „ел€бинске,  азани или ≈катеринбурге. «десь есть уникальный опыт, оборудование и преподаватели, св€зи с ведущими вузами из-за рубежа и профессорами всего мира, тесное сотрудничество с предпри€ти€ми региона. Ќаша специфика позвол€ет говорить, что в этой области мы чувствуем, что держим планку на международном уровне.

— ¬ каком возрасте стоит задуматьс€ о своей будущей карьере?

— Ўкольники всегда поставлены в очень жесткие рамки, уже в середине 11 класса им нужно решить, кем они станут в жизни. ¬ рамках ¬Ў Ё Ќ мы устраиваем школы дл€ реб€т 8–9 классов, чтобы показать, какими задачами, кроме информатики и программировани€, они смогут заниматьс€, поступив к нам. ћы рассказываем, что есть такие отрасли, как автоматизаци€ промышленности, объ€сн€ем, где можно очень успешно трудоустроитьс€ по этому направлению. Ќаши бакалавры, которые уход€т работать в Emerson, имеют возможности стажировок по всему миру, труд€тс€ на очень интересных объектах и занимаютс€ задачами в области автоматизации. ≈сли говорить о направлени€х информационных технологий и радиоэлектронике, то наши выпускники работают в таких компани€х, как Huawei, Google, Microsoft, Unity, Rakuten, котора€ €вл€етс€ разработчиком Viber. Ўкольникам мы все показываем на практике и говорим о возможных направлени€х работы.

ѕолгода назад на базе ё”р√” открылс€ « ванториум». Ёто уникальное место дл€ обучени€ школьников, где они могут освоить системы управлени€ дронами, робототехнику, промышленный дизайн. — « ванториумом» мы запустили пилотный проект по разработке автоматизированной системы дл€ сбора полезных ископаемых с астероидов. Ёто задача, дл€ решени€ которой требуетс€ очень широкий набор знаний. –еб€та делают автоматизированную платформу, способную собрать и проанализировать в автоматическом режиме образец грунта.

¬ыходит, дл€ ваших выпускников за счет большого объема полученных знаний, опыта и практических навыков не составл€ет труда найти работу?

— ¬ыпускники ¬Ў Ё Ќ сталкиваютс€ немного с другой проблемой. —егодн€ предпри€ти€ всего мира испытывают ужасный голод в кадрах по направлени€м ¬ысшей школой электроники и компьютерных наук. Ёто приводит к тому, что наши студенты начинают работать буквально с третьего курса. »нженерные компании приглашают их на стажировки, реб€та занимают позиции интернов и разработчиков. »м приходитс€ совмещать учебу и работу, и это не всегда просто. “о, что спрос на наших выпускников очень высок, — это факт.

ћы ежегодно проводим €рмарки вакансий, на которых знакомим наших студентов и потенциальных работодателей. —реди потенциальных работодателей много и федеральных компаний. —ейчас дл€ студента вопрос заключаетс€ не в том, как ему найти работу, а как ему выбрать из тех вариантов, которые предложены, наиболее выгодный и перспективный.

ѕредпри€ти€ каких самых попул€рных сфер ждут ваших молодых специалистов?

— ‘инансовый сектор, разработка компьютерных игр и мобильных приложений, промышленность, измерительные системы, радиоэлектроника. —пектр направлений, в которых работают наши выпускники, очень широк. я не могу назвать ни одной отрасли, где наш специалист был бы неприменим. ¬езде, где есть информационные технологии, где нужно что-то автоматизировать, везде наши специалисты имеют возможность работать либо уже работают.

„ел€бинск, пр. Ћенина, 76;
телефон: (351) 26–99–00;
Susu.ru;
«¬ онтакте»;
Facebook;
Instagram.