ак правило, дети завод€т аккаунты в соцсет€х ещЄ в начальной школе
 ак правило, дети завод€т аккаунты в соцсет€х ещЄ в начальной школе

¬ каникулы у детей больше свободного времени, и, по данным экспертов, большинство подростков любую свободную минутку провод€т в интернете. –одител€м первоклассников, возможно, совсем скоро предстоит познакомитьс€ со своим ребЄнком в виртуальном мире: аккаунты в соцсет€х дети завод€т ещЄ в начальной школе. ѕо мнению  онстантина »гнатьева, руководител€ группы аналитики сетевого контента «Ћаборатории  асперского», запрещать это бесполезно, намного безопаснее дл€ родителей это возглавить. ќ том, какой должна быть безопасна€ страница в соцсети и чего реально стоит бо€тьс€, отпуска€ детей в интернет, эксперт рассказал в интервью E1.

— –одители, как правило, беспоко€тс€ о безопасности ребЄнка в реальном мире — отслеживают, с кем ребЄнок дружит, общаетс€, видно ли его из окна во врем€ прогулки, на какие аттракционы он ходит. ј когда ребЄнок сидит в интернете, он одет, обут, накормлен, находитс€ дома, вроде бы в безопасности. Ќо, что в этот момент происходит с ребЄнком, насколько безопасно место, где он находитс€, об этом думают не все.

— ј куда дети чаще всего ползают?

— ƒети интересуютс€ разными темами, но, конечно, больше всего времени провод€т в соцсет€х. Ќа мастер-классах, которые мы проводим дл€ реб€т, € обычно спрашиваю, у кого есть аккаунт в соцсети, большинство поднимают руки. —прашиваю: «ј к кому стучались незнакомцы?». –уки поднимают больше половины детей. Ћюди с открытыми аккаунтами, с ними легко можно выйти на св€зь. ƒл€ примера можно зайти и поискать аккаунты подростков — по номеру школ, по району. » увидите, как много доступной информации может увидеть любой незнакомец: фотографию, номер школы, дату рождени€, интересы, группы, в которых ребЄнок состоит, у многих даже телефоны выложены.

 онстантин »гнатьев знает всЄ о безопасности детей в соцсет€х
 онстантин »гнатьев знает всЄ о безопасности детей в соцсет€х

—  ака€ опасность таитс€ в том, что эта информаци€ открыта?

— ѕотенциальному педофилу этого достаточно: есть фото, есть номер школы, можно вычислить, где и когда ребЄнка найти. «на€ интересы ребЄнка, злоумышленник будет общатьс€ на те темы, которые ему интересны. ≈сть телефон — можно звонить, выходить на св€зь через мессенджеры. ћо€ младша€ сестра несколько лет назад получала угрозы. ѕо моему недосмотру оказалось, что у нее был указан телефон. », когда она выложила своЄ фото с отдыха в купальнике, ей стали звонить, дышать в трубку, просить выложить ещЄ снимки. ћы отнесли за€вление в полицию, и через некоторое врем€ всЄ прекратилось.  стати, если что-то такое происходит, ребенка зовут в секту, вымогают фото или шантажируют — нужно идти в полицию. ” них уже есть опыт работы с такими делами.

— “ак, может, запретить дет€м аккаунты создавать, так безопаснее?

— ћой главный совет родител€м: вы не можете запретить, но можете возглавить. «апреты иногда имеют опасные последстви€. –еальна€ истори€ в одной московской школе, нам рассказала ее классный руководитель. Ѕыл строгий папа у девочки-подростка, он запрещал ей заводить аккаунты, он это провер€л, был уверен, что их нет. Ќа девочку вышел педофил, изнасиловал и убил. ќказалось, у девочки было 6–7 разных аккаунтов, но они были замаскированы так, чтобы папа не нашЄл. ќна сама не распознала опасной ситуации, когда педофил вышел на нее, и не могла спросить у родителей из-за запретов. Ѕольшинство детей сейчас завод€т аккаунты в первые три года учебы в школе, когда по€вл€ютс€ гаджеты, мессенджеры. ≈сли преп€тствовать этому, можно испортить отношени€ с ребЄнком, потер€ть доверие. —амое главное — у ребЄнка со взрослым должен быть контакт, чтобы в любой опасной ситуации он шел к взрослому, которому довер€ет.

«апретить дет€м создавать аккаунты в соцсет€х нельз€
«апретить дет€м создавать аккаунты в соцсет€х нельз€

—  ак это сделать?  ак остатьс€ дл€ ребЄнка тем взрослым, которому довер€ют?

— ѕредставим идеальную ситуацию, когда ребЄнок приходит к вам за помощью, создава€ свой аккаунт в соцсети. „то здесь самое важное? –одитель должен объ€снить, что не стоит публиковать точный адрес, провокационные снимки. —овсем без фото, конечно, сложно, но это должно быть приличное фото. ј самое главное — нужно зайти в настройки приватности. —оцсеть заинтересована в том, чтобы как можно больше страниц были открытыми, по умолчанию аккаунт создаетс€ открытым. Ќо надо внимательно изучить настройки, зайти и проставить нужные галочки: запретить комментировать публикации дл€ всех, кроме друзей. «апретить просмотр фото и персональной информации дл€ всех, кроме друзей. «апретить отправл€ть сообщени€ незнакомцам. «апретить геопозиционирование — когда на фото отмечаетс€, где оно сделано. ѕроблема в том, что на это нужно потратить какое-то врем€, какие-то усили€, но это важно.

— ј насколько безопасно обозначать в соцсети участие в группах, список интересов и так далее?

— ≈сли аккаунт закрытый, то можно заполн€ть эти данные, убедившись, что контент доступен не дл€ всех.

— ≈сли нет таких доверительных отношений с ребенком, что делать?

—  огда не такой близкий контакт с ребЄнком, начните с того, чтобы добавитьс€ в друзь€. „тобы посматривать на страницу, видеть, в какие группы вступает подросток, кто добавл€етс€ в друзь€, обращать внимание, если добавл€етс€ кто-то намного старше. ’ороший шаг в сторону сближени€ — создание каких-нибудь семейных чатов в мессенджерах.

— ќдна из серьЄзных угроз дл€ подростка в виртуальном мире — травл€. Ќасколько это опасно?

— ¬ообще, травл€ в интернете больше всего угрожает жизни и здоровью ребЄнка. »з-за травли происход€т суициды во всем мире. ћы спрашивали на встречах с детьми, сталкивались ли они с буллингом, и почти всегда находились 1–2 жертвы в классе, иногда некоторые реб€та признавали, что были агрессорами. ƒети жестоки и наивны, но как-то им надо выжить, дожить до совершеннолети€. ј родителей спросишь, и они уверены, что класс хороший, хорошие отношени€, всЄ нормально.

— ќтчего вообще возникает травл€?

— ѕо-разному бывает. ƒопустим, ребенок что-то неаккуратно выложил в соцсеть, в группу. «а это зацепились, и начались хейтерские комментарии, выкладывание модифицированных фотографий. »ли травл€ могла возникнуть офлайн, а потом перешла в интернет. » если раньше ребЄнок, которого в школе обижали, уходил домой, и у него была нормальна€ жизнь, то теперь у него телефон с собой всегда, и буллинг продолжаетс€.

¬ фотографи€х, выложенных в —еть, нет ничего страшного, если их могут видеть только свои
¬ фотографи€х, выложенных в —еть, нет ничего страшного, если их могут видеть только свои

—  ак родители могут помочь?

— –аспознать в поведении ребЄнка что-то тревожное можно. Ќапример, если у него резко мен€етс€ поведение в гаджете — наверн€ка что-то не так. ƒопустим, он все врем€ сидел в телефоне, а тут перестал. »ли начал сидеть там ночами. Ёто сигналы родител€м, что может быть опасна€ ситуаци€. «десь любые технические решени€ — просто помощник, но главное — должен быть взрослый, которому ребЄнок довер€ет.

— ѕо€вились ли в этом году какие-то новые угрозы?

— —ейчас очень серьезное распространение получили социальные мобильные приложени€ типа Tik Tok и им подобные. Ёто как соцсеть, только с видео, с онлайн-вещанием. “ам есть разные улучшатели видео, можно накладывать музыку и слова песен на губы, дет€м нравитс€. –ебЄнок может сидеть дома в полуобнажЄнном виде — это транслируетс€ онлайн, и ему могут комментировать, мол, подойди к окошку, покажи, что на кухне, и так далее. » вроде бы все давно знают об опасности овершеринга, то есть публикации персональной информации о себе, но вот по€вл€етс€ нова€ платформа, и об этом как будто забывают. » тут советы такие: во-первых, закрыть профиль, сделать его доступным только дл€ друзей, во-вторых, объ€снить, что не нужно показывать ничего лишнего.