17 июня понедельник
СЕЙЧАС +7°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось. Мы убрали бесячие капчи, это те картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Теперь вы просто пишете своё мнение и сразу отправляете его. Давайте общаться!

    16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    Еще

«Выводят из себя»: учитель из Челябинска — о родительских чатах, наглых детях и школьных поборах

Как педагогов учат собирать взносы и почему взрослые достают больше учеников

Поделиться

Учитель начальных классов с детства мечтала работать в школе

Фото: Пётр Елисеев

На три месяца школьники и их родители могут забыть об учёбе, но ещё больше рады каникулам учителя. Наконец-то они смогут забыть о бесконечных вопросах от взрослых  «А что задали» и «Во сколько заканчиваются уроки», невоспитанных детях и отчётах. Учитель начальных классов на условиях анонимности честно рассказала, от чего на самом деле устают педагоги, почему срываются на учениках и как их учат собирать добровольные пожертвования.

Елена Николаевна (имя изменено. — Прим. ред.) с детства мечтала быть учителем, поэтому пошла в педагогический. Только вместо работы с детьми ей приходится больше внимания уделять родителям школьников и начальству.

Поделиться своим мнением о закулисье работы учитель согласилась только анонимно

Фото: Пётр Елисеев

«Вопросы присылают даже ночью»

— У меня была замечательная первая учительница. Мне очень нравилось, как она с нами общается, ведёт уроки, поэтому проблем с выбором профессии не было, — говорит Елена Николаевна. — Я очень люблю свою работу, она интересная, разноплановая, но есть вещи, которые порой выводят из себя, и к педагогике они не имеют никакого отношения.

У нас есть группа, где родители могут задать вопросы, прочитать срочное объявление. Но сообщений приходит столько, что хочется выбросить телефон. Он пиликает утром, днём, вечером и даже ночью. В 12 часов ночи могут прийти сообщения: «Елена Николаевна, подскажите, как оформить решение задачи — кратко или развёрнуто». Некоторые родители не понимают, что у учителя тоже должно быть личное время, что у нас тоже есть семьи и домашние дела.

Иногда хочу отключить звук, но всё-таки не делаю этого, потому что могут действительно важные и срочные вопросы прийти. Часто пишут во время уроков, а потом высказывают претензии, почему я не отвечаю сразу. Так, дорогие родители, мне что делать в первую очередь — детей учить или на сообщения отвечать?

Особенно раздражают вопросы: что принести на технологию или изо. Они звучат каждую неделю на протяжении года, хотя всем выдавалась информация, что должно быть в папке. Я уже знаю, если завтра технология или изо, то обязательно будут спрашивать: какую цветную бумагу принести — одностороннюю или двустороннюю, а краски — гуашь или акварель, а достаточно ли будет цветных карандашей шести цветов. Учеников предупреждаю, если в дневнике ничего не записано, то несём стандартный набор, но не помогает — родителям обязательно нужно что-то уточнить.

Казалось бы, с развитием информационных технологий учителю и родителям должно быть легче. На сайте школы выкладывается образовательная программа, и с ней при желании можно ознакомиться. Есть сетевой дневник с актуальным расписанием уроков, оценками, датами контрольных, домашними заданиями. Но оказалось, что всё это помогает мало.

Родители делятся на категории. Первая категория — мамы, которым нечего делать, и они заглядывают в сетевой дневник каждую секунду. Бывает так, что я не успеваю до конца рабочего дня выставить оценки и прописать домашнее здание, ведь ещё же уроки нужно вести, на перемене детям внимание уделить. Обязательно найдётся мамочка, которая сразу всё заметит и выложит в чат скрин с пустыми строчками — вот, мол, посмотрите, что у нас на завтра. Было такое, что я в это время как раз вносила данные. Буквально через пять минут другая мама скинула скрин с уже заполненным электронным дневником.

Есть родители, которые вообще в него не заглядывают. В начале года в течение первых месяцев я только и делаю, что восстанавливаю пароли, которые родители забыли. Кто-то вообще не умеет пользоваться интернетом, поэтому «Сетевой город» остаётся для них загадочным словосочетанием.

Больше всего меня бесят вопросы в чате: «А что задали?» Ну, правда, достали. Загляните вы в электронный дневник или в простой. Иногда этот вопрос звучит два-три раза за час. Родители, вы же взрослые люди, умеете пользоваться телефоном — пролистайте пару сообщений назад, посмотрите.

Записать домашнее задание — это прямая обязанность ученика. Есть дети, которые могут смотреть, как я записываю домашнее здание на доске, и прийти домой с пустым дневником. Потом родители звонят и говорят: «А почему вы не проверили, что мой ребёнок не записал домашнее задание?» Послушайте, у меня 30 учеников в классе, это же не детский сад. 

Я стараюсь приучать детей заполнять дневники с первого класса, сначала печатными буквами, потом прописными, но самостоятельно. И до сих пор вижу, что за некоторых учеников к концу начальной школы дневник заполняют родители. Что же вы тогда удивляетесь, что ребёнок не записал домашнее задание. У него нет такого навыка и чувства ответственности, проще маму вынудить написать сообщение в чате.

«Мама напишет заявление, и тебя посадят»

Дети сейчас изменились. Они стали более активные, разговорчивые и более подкованные в плане знания своих прав. Ученики понимают, что учитель не должен кричать, что он не может ударить ребёнка или заставить что-то делать. У меня был случай, когда я повысила голос, обращаясь к ребёнку, потому что пыталась перекричать толпу орущих детей, а в ответ услышала: «А ты мне ничего не можешь сделать, ты не имеешь права». Да-да, прямо на «ты» обращаются.

Коллега рассказывала, что у неё в классе был очень неусидчивый мальчик, мог во время урока по кабинету гулять, в коридор выйти. Она брала его за руку и возвращала на место. Однажды он ей заявил: «Ты не имеешь права меня трогать, я сейчас возьму линейку, стукну сам себя по голове и скажу, что это ты меня ударила. Мама напишет заявление, и тебя посадят».

Дети говорят словами взрослых, поэтому мы прекрасно знаем, что о нас думают родители — никаких чатов для этого не надо. У нас одна девочка отказалась от участия в конкурсе и награду, естественно, не получила. Приходила мама, заявляла, что награда должна быть общая для всего класса, я ей всё подробно объяснила. На следующий день слышу, как девочка своим подружкам рассказывает, как я несправедливо поступила.

Если дома ребёнок слышит, как мама говорит, что «училка» такая-сякая, сошла с ума, опять столько задала, то с таким настроем он и придёт в школу. Какое уж тут уважение к учителю?! Сегодня оно зарабатывается очень непросто. Но я на детях не срываюсь, понимаю, что всё зависит от взрослых.

«Нас заставляют просить деньги»

Конечно, есть и приятная сторона медали в общении с родителями. К счастью, встречаются те, кто всегда готов помочь, будь то организация праздника или уборка в кабинете, кто адекватно реагирует на замечания, сделанные ребёнку, или конфликтную ситуацию.

Тема подарков учителям — очень щепетильная. Нам говорят, что это расценивается как взятка и презенты принимать запрещено. Но приятно, когда тебе дарят букет цветов или коробку конфет. Шикарных подарков, честно скажу, не получала, мне не дарили дорогие часы или сертификаты в спа-салоны, но букет на праздник — всегда. Бывает, что дети дарят подарок от семьи — цветочек или шоколадку. 

Я работаю уже много лет, но каждое родительское собрание для меня стресс и не потому, что придётся краснеть за плохие результаты работы, а потому, что придётся говорить о деньгах. Помню, как в первые дни работы я никак не могла собраться с силами и попросить сдать сумму в фонд школы. Сейчас, конечно, я знаю, как преподнести информацию.

В нашей школе ежегодный сбор — тысяча рублей. В других собирают и по 2,5 тысячи. У нас нет большой давки на родителей, но директор школы всегда просит обеспечить стопроцентную собираемость добровольных взносов. Честно говоря, я боюсь наседать на родителей, потому что все подкованные — сразу пишут в прокуратуру или привлекают журналистов. Стараюсь объяснить, что деньги нужны на ремонт холла, фасада, коммуникации, чтобы нашим же детям было комфортно.

У меня ребёнок учился в другой школе. Помню, как меня доставали звонками из родительского комитета, заставляя сдать две тысячи рублей. Но я-то знаю, что это добровольный взнос. В результате ничего не платила, ребёнок спокойно учился дальше, никто на нём не отыгрывался.

У меня в классе 30 учеников. Получается, что лично каждому я могу уделить только полторы минуты времени! Всё остальное время уходит на текучку, бумажную работу. Нужно заполнить тот же сетевой дневник, проверить домашнее задание, написать отчёты. В конце каждой четверти и учебного года на каждого ребёнка заполняется портфолио, или личное дело, а это по пять-шесть страниц на ученика — от уровня воспитанности до роста успеваемости.

Сейчас учителя приравняли к человеку, который оказывает образовательную услугу, то есть я должна выдать положенный материал и всё. Конечно, когда я поступала в педагогический, то думала, что общения с детьми будет больше. Несмотря на все трудности, я не хочу уходить в другую сферу, потому что люблю свою работу и детей. Они не злопамятные, даже если я прикрикнула, поставила плохую оценку, они всё равно относятся ко мне с теплом. Сейчас у меня детки постарше, они стесняются подходить, поэтому на переменке подкладывают записочки. Приходишь на урок, а там листочек «Елена Николаевна, мы вас любим». Это обязывает сильнее всякого трудового договора.

Ещё немного честных историй

На условиях анонимности люди часто рассказывают вещи, о которых боятся говорить открыто. У нас есть несколько таких историй. 

Например, воспитатель челябинского детсада, согласившаяся дать 74.ru анонимное интервью, не стала лукавить и признала, что в случае с неуправляемыми детьми очень сложно себя сдержать.

А челябинец Сергей (имя изменено. — Прим. ред.) не первый год работает фельдшером на скорой. В интервью 74.ru он рассказал, как медики не спят сутками, сами отмывают машину от крови и зачем иногда используют google-переводчик.

Если вы столкнулись с поборами в школе или плохим отношением учителя к детям, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Светлана
6 июн 2019 в 08:50

У учителей, значит должно быть личное время, а родители путь с уроками до полуночи сидят.

Иван
6 июн 2019 в 08:42

Ну так правильно, не фиг свою работу на родителей спихивать. С какого они должны до 12 с уроками сидеть?

АКА
6 июн 2019 в 08:50

У меня жена учитель , как же достали вечерние звонки родителей узнать про свое чадо. или ночные смс. школа не ресторан .не сфера обслуживания. цените личное время учителей. У нас самих куча детей и надо уделять время им. И ДА, я сто раз просил бросить эту работу. с этой з.п. что работает , что нет. И для особо тупых, УЧИТЕЛЬ НЕ ОФИЦИАНТ. Приходите на родительские собрания или в рабочее время на перемене узнавайте.