”читель начальных классов с детства мечтала работать в школе
”читель начальных классов с детства мечтала работать в школе

Ќа три мес€ца школьники и их родители могут забыть об учЄбе, но ещЄ больше рады каникулам учител€. Ќаконец-то они смогут забыть о бесконечных вопросах от взрослых  «ј что задали» и «¬о сколько заканчиваютс€ уроки», невоспитанных дет€х и отчЄтах. ”читель начальных классов на услови€х анонимности честно рассказала, от чего на самом деле устают педагоги, почему срываютс€ на учениках и как их учат собирать добровольные пожертвовани€.

≈лена Ќиколаевна (им€ изменено. — ѕрим. ред.) с детства мечтала быть учителем, поэтому пошла в педагогический. “олько вместо работы с детьми ей приходитс€ больше внимани€ удел€ть родител€м школьников и начальству.

ѕоделитьс€ своим мнением о закулисье работы учитель согласилась только анонимно
ѕоделитьс€ своим мнением о закулисье работы учитель согласилась только анонимно

«¬опросы присылают даже ночью»

— ” мен€ была замечательна€ перва€ учительница. ћне очень нравилось, как она с нами общаетс€, ведЄт уроки, поэтому проблем с выбором профессии не было, — говорит ≈лена Ќиколаевна. — я очень люблю свою работу, она интересна€, разнопланова€, но есть вещи, которые порой вывод€т из себ€, и к педагогике они не имеют никакого отношени€.

” нас есть группа, где родители могут задать вопросы, прочитать срочное объ€вление. Ќо сообщений приходит столько, что хочетс€ выбросить телефон. ќн пиликает утром, днЄм, вечером и даже ночью. ¬ 12 часов ночи могут прийти сообщени€: «≈лена Ќиколаевна, подскажите, как оформить решение задачи — кратко или развЄрнуто». Ќекоторые родители не понимают, что у учител€ тоже должно быть личное врем€, что у нас тоже есть семьи и домашние дела.

»ногда хочу отключить звук, но всЄ-таки не делаю этого, потому что могут действительно важные и срочные вопросы прийти. „асто пишут во врем€ уроков, а потом высказывают претензии, почему € не отвечаю сразу. “ак, дорогие родители, мне что делать в первую очередь — детей учить или на сообщени€ отвечать?

ќсобенно раздражают вопросы: что принести на технологию или изо. ќни звучат каждую неделю на прот€жении года, хот€ всем выдавалась информаци€, что должно быть в папке. я уже знаю, если завтра технологи€ или изо, то об€зательно будут спрашивать: какую цветную бумагу принести — одностороннюю или двустороннюю, а краски — гуашь или акварель, а достаточно ли будет цветных карандашей шести цветов. ”чеников предупреждаю, если в дневнике ничего не записано, то несЄм стандартный набор, но не помогает — родител€м об€зательно нужно что-то уточнить.

 азалось бы, с развитием информационных технологий учителю и родител€м должно быть легче. Ќа сайте школы выкладываетс€ образовательна€ программа, и с ней при желании можно ознакомитьс€. ≈сть сетевой дневник с актуальным расписанием уроков, оценками, датами контрольных, домашними задани€ми. Ќо оказалось, что всЄ это помогает мало.

–одители дел€тс€ на категории. ѕерва€ категори€ — мамы, которым нечего делать, и они загл€дывают в сетевой дневник каждую секунду. Ѕывает так, что € не успеваю до конца рабочего дн€ выставить оценки и прописать домашнее здание, ведь ещЄ же уроки нужно вести, на перемене дет€м внимание уделить. ќб€зательно найдЄтс€ мамочка, котора€ сразу всЄ заметит и выложит в чат скрин с пустыми строчками — вот, мол, посмотрите, что у нас на завтра. Ѕыло такое, что € в это врем€ как раз вносила данные. Ѕуквально через п€ть минут друга€ мама скинула скрин с уже заполненным электронным дневником.

≈сть родители, которые вообще в него не загл€дывают. ¬ начале года в течение первых мес€цев € только и делаю, что восстанавливаю пароли, которые родители забыли.  то-то вообще не умеет пользоватьс€ интернетом, поэтому «—етевой город» остаЄтс€ дл€ них загадочным словосочетанием.

Ѕольше всего мен€ бес€т вопросы в чате: «ј что задали?» Ќу, правда, достали. «агл€ните вы в электронный дневник или в простой. »ногда этот вопрос звучит два-три раза за час. –одители, вы же взрослые люди, умеете пользоватьс€ телефоном — пролистайте пару сообщений назад, посмотрите.

«аписать домашнее задание — это пр€ма€ об€занность ученика. ≈сть дети, которые могут смотреть, как € записываю домашнее здание на доске, и прийти домой с пустым дневником. ѕотом родители звон€т и говор€т: «ј почему вы не проверили, что мой ребЄнок не записал домашнее задание?» ѕослушайте, у мен€ 30 учеников в классе, это же не детский сад. 

я стараюсь приучать детей заполн€ть дневники с первого класса, сначала печатными буквами, потом прописными, но самосто€тельно. » до сих пор вижу, что за некоторых учеников к концу начальной школы дневник заполн€ют родители. „то же вы тогда удивл€етесь, что ребЄнок не записал домашнее задание. ” него нет такого навыка и чувства ответственности, проще маму вынудить написать сообщение в чате.

«ћама напишет за€вление, и теб€ посад€т»

ƒети сейчас изменились. ќни стали более активные, разговорчивые и более подкованные в плане знани€ своих прав. ”ченики понимают, что учитель не должен кричать, что он не может ударить ребЄнка или заставить что-то делать. ” мен€ был случай, когда € повысила голос, обраща€сь к ребЄнку, потому что пыталась перекричать толпу орущих детей, а в ответ услышала: «ј ты мне ничего не можешь сделать, ты не имеешь права». ƒа-да, пр€мо на «ты» обращаютс€.

 оллега рассказывала, что у неЄ в классе был очень неусидчивый мальчик, мог во врем€ урока по кабинету гул€ть, в коридор выйти. ќна брала его за руку и возвращала на место. ќднажды он ей за€вил: «“ы не имеешь права мен€ трогать, € сейчас возьму линейку, стукну сам себ€ по голове и скажу, что это ты мен€ ударила. ћама напишет за€вление, и теб€ посад€т».

ƒети говор€т словами взрослых, поэтому мы прекрасно знаем, что о нас думают родители — никаких чатов дл€ этого не надо. ” нас одна девочка отказалась от участи€ в конкурсе и награду, естественно, не получила. ѕриходила мама, за€вл€ла, что награда должна быть обща€ дл€ всего класса, € ей всЄ подробно объ€снила. Ќа следующий день слышу, как девочка своим подружкам рассказывает, как € несправедливо поступила.

≈сли дома ребЄнок слышит, как мама говорит, что «училка» така€-с€ка€, сошла с ума, оп€ть столько задала, то с таким настроем он и придЄт в школу.  акое уж тут уважение к учителю?! —егодн€ оно зарабатываетс€ очень непросто. Ќо € на дет€х не срываюсь, понимаю, что всЄ зависит от взрослых.

«Ќас заставл€ют просить деньги»

 онечно, есть и при€тна€ сторона медали в общении с родител€ми.   счастью, встречаютс€ те, кто всегда готов помочь, будь то организаци€ праздника или уборка в кабинете, кто адекватно реагирует на замечани€, сделанные ребЄнку, или конфликтную ситуацию.

“ема подарков учител€м — очень щепетильна€. Ќам говор€т, что это расцениваетс€ как вз€тка и презенты принимать запрещено. Ќо при€тно, когда тебе дар€т букет цветов или коробку конфет. Ўикарных подарков, честно скажу, не получала, мне не дарили дорогие часы или сертификаты в спа-салоны, но букет на праздник — всегда. Ѕывает, что дети дар€т подарок от семьи — цветочек или шоколадку. 

я работаю уже много лет, но каждое родительское собрание дл€ мен€ стресс и не потому, что придЄтс€ краснеть за плохие результаты работы, а потому, что придЄтс€ говорить о деньгах. ѕомню, как в первые дни работы € никак не могла собратьс€ с силами и попросить сдать сумму в фонд школы. —ейчас, конечно, € знаю, как преподнести информацию.

¬ нашей школе ежегодный сбор — тыс€ча рублей. ¬ других собирают и по 2,5 тыс€чи. ” нас нет большой давки на родителей, но директор школы всегда просит обеспечить стопроцентную собираемость добровольных взносов. „естно говор€, € боюсь наседать на родителей, потому что все подкованные — сразу пишут в прокуратуру или привлекают журналистов. —тараюсь объ€снить, что деньги нужны на ремонт холла, фасада, коммуникации, чтобы нашим же дет€м было комфортно.

” мен€ ребЄнок училс€ в другой школе. ѕомню, как мен€ доставали звонками из родительского комитета, заставл€€ сдать две тыс€чи рублей. Ќо €-то знаю, что это добровольный взнос. ¬ результате ничего не платила, ребЄнок спокойно училс€ дальше, никто на нЄм не отыгрывалс€.

” мен€ в классе 30 учеников. ѕолучаетс€, что лично каждому € могу уделить только полторы минуты времени! ¬сЄ остальное врем€ уходит на текучку, бумажную работу. Ќужно заполнить тот же сетевой дневник, проверить домашнее задание, написать отчЄты. ¬ конце каждой четверти и учебного года на каждого ребЄнка заполн€етс€ портфолио, или личное дело, а это по п€ть-шесть страниц на ученика — от уровн€ воспитанности до роста успеваемости.

—ейчас учител€ приравн€ли к человеку, который оказывает образовательную услугу, то есть € должна выдать положенный материал и всЄ.  онечно, когда € поступала в педагогический, то думала, что общени€ с детьми будет больше. Ќесмотр€ на все трудности, € не хочу уходить в другую сферу, потому что люблю свою работу и детей. ќни не злопам€тные, даже если € прикрикнула, поставила плохую оценку, они всЄ равно относ€тс€ ко мне с теплом. —ейчас у мен€ детки постарше, они стесн€ютс€ подходить, поэтому на переменке подкладывают записочки. ѕриходишь на урок, а там листочек «≈лена Ќиколаевна, мы вас любим». Ёто об€зывает сильнее вс€кого трудового договора.

≈щЄ немного честных историй

Ќа услови€х анонимности люди часто рассказывают вещи, о которых бо€тс€ говорить открыто. ” нас есть несколько таких историй. 

Ќапример, воспитатель чел€бинского детсада, согласивша€с€ дать 74.ru анонимное интервью, не стала лукавить и признала, что в случае с неуправл€емыми детьми очень сложно себ€ сдержать.

ј чел€бинец —ергей (им€ изменено. — ѕрим. ред.) не первый год работает фельдшером на скорой. ¬ интервью 74.ru он рассказал, как медики не сп€т сутками, сами отмывают машину от крови и зачем иногда используют google-переводчик.