21 сентября суббота
СЕЙЧАС +4°С

В ЧелГУ прокачали математиков: как высшее образование подстраивается под запросы бизнеса

На какую специальность пойти учиться, чтобы диплом не стал украшением интерьера

Поделиться

9 145
На какую специальность пойти учиться, чтобы диплом не стал украшением интерьера

На какую специальность пойти учиться, чтобы диплом не стал украшением интерьера

Кто такой проектировщик нейроинтерфейсов? А кибертехник умных сред? Куратор информационной безопасности — тоже звучит абстрактно и малопонятно. Между прочим, эта тройка специальностей IT-профиля названа самой популярной «Атласом профессий». Устроиться на работу по «модному» направлению с уклоном на автоматизацию и глобализацию не составит труда выпускнику математического факультета Челябинского госуниверситета. Студентов матфака учат «говорить» на языке Java, расшифровывать засекреченные шпионские сообщения в запароленном ноутбуке, искать драгдилеров в Telegram, разрабатывать мобильные приложения и компьютерные игры. Как готовят IT-элиту и почему информатика стала спутницей математики, рассказывает декан математического факультета Челябинского государственного университета Елена Сбродова.

Елена Сбродова, декан математического факультета Челябинского государственного университета

Елена Сбродова, декан математического факультета Челябинского государственного университета

Чему учат на математическом факультете ЧелГУ

— Елена Александровна, вечный вопрос абитуриента — на кого пойти учиться, чтобы диплом не стал бесполезным украшением интерьера, годами собирающим пыль в книжном шкафу. Сегодня котируются IT-специалисты: разработчики, программисты, тестировщики, проект-менеджеры. А многие компании начинают вербовать кадры со школьной олимпиады по математике. Отвечает ли выпускник матфака требованиям времени?

— С развитием технологий математика вышла на новый виток развития. Наш факультет существует с момента основания вуза, ему более 40 лет, и образовательный процесс постоянно совершенствуется, чтобы наши выпускники были востребованы и могли построить успешную карьеру. Сегодня козырь матфака — это сочетание фундаментальной математики с компьютерными науками. Факультет ориентирован на подготовку специалистов в области IT. Все направления бакалавриата, магистратуры и аспирантуры так или иначе связаны с информационными технологиями. Получается отличный дисциплинарный тандем.

— В каких направлениях сегодня можно получить специальность на математическом факультете ЧелГУ?

— Математика и компьютерные науки, фундаментальная информатика и информационные технологии, прикладная математика и информатика. Кроме того, есть специальность — «компьютерная безопасность», где обучение длится пять с половиной лет, поскольку за более короткий период качественно подготовить специалиста просто нереально. Абсолютно все направления в большей или меньшей степени связаны с IT-сферой. Где-то дополнительный упор делается на углубленную экономику или физику, чтобы впоследствии выпускник вуза имел возможность найти себе применение на предприятиях оборонного комплекса страны. Многие наши ребята участвуют в разработках по заказу ГРЦ Макеева.

— Есть ли абсолютно новые направления в обучении?

В прошлом году открылся набор на магистерскую программу «робототехника». Сейчас завершается первый год обучения, ребята очень вдохновлены и занимаются с интересом. Понимаете, если математика — это база, основа всего, то IT-направление постоянно движется вперед, дополняется, подстраивается под реалии времени, бизнеса, современной экономики. Учебные планы пересматриваются таким образом, что классическая математическая составляющая остается неизменной, а элективные дисциплины могут меняться с ориентиром на мировые образовательные тенденции и ситуацию на рынке труда. Допустим, сейчас востребован язык Java, нашим студентам был предложен профильный курс. Аналогично с веб-программированием: когда возник такой запрос, мы на него откликнулись.

В прошлом году в ЧелГУ открылся набор на магистерскую программу «робототехника»

В прошлом году в ЧелГУ открылся набор на магистерскую программу «робототехника»

В обучении принимают участие работодатели

— Эти запросы формируют сами студенты?

— Скорее, диктует работодатель, всё зависит от его потребностей в специалистах определенного профиля с актуальными навыками. К примеру, сейчас наблюдается тенденция на разработку мобильных приложений. Мы подхватили этот тренд — ввели курс в программу и обучаем.

— Существует ли на математическом факультете целевое обучение? И какие работодатели «заказывают» у вас студентов?

— Бесплатное высшее математическое образование для студентов существует не только в виде бюджетной формы. Возможность учиться по направлению от предприятия, да еще и с гарантией дальнейшего трудоустройства, дает целевое обучение. Это одно из направлений нашей работы. В текущем году мы выпускаем специалистов, которых готовили для вычислительного центра РЖД. Четыре года назад компания сделала заявку на IT-кадры, было набрано необходимое количество студентов, сегодня они уже побывали на практике и полностью погружены в тонкости работы на данном предприятии. Большой плюс в том, что по факту РЖД получает специалиста, заточенного под его профиль. Выгода выпускника ЧелГУ в том, что он со студенческой скамьи знает своего работодателя в лицо. Также у матфака был опыт целевого обучения совместно с ГРЦ Макеева по программе бакалавриата. Абитуриенты знают об этом преимуществе и с начала июня звонят и узнают, с какими предприятиями можно заключить договор, чтобы поступить на целевое обучение.

— Предприятия хотят получить хороших специалистов. Какие еще образовательные инициативы они проявляют? Как вербуют потенциальных сотрудников?

— Представители продвинутых компаний участвуют в разработке учебных планов, проводят занятия, дают мастер-классы, попутно приглашая на стажировки и объясняя специфику своей работы. Только так на выходе можно получить востребованного, нужного специалиста. Зачастую работодатели приходят к нам с желанием прочитать бесплатный курс, провести семинар. Например, в нашей образовательной программе нет языка «1С», но по инициативе работодателя мы организуем такой факультативный курс. Студенты, желающие себя интеллектуально «прокачать», могут получить актуальные знания и соответствующий сертификат.

Каждый год подобные факультативные курсы, которыми ребята могут пользоваться абсолютно бесплатно, предлагает разработчик «Тридиви» (3DiVi), «Наполеон IT» и другие корпорации. Наши студенты могут пройти сертифицированный курс от компании Cisco. Это повышение квалификации в области информационных технологий для работы с продукцией Cisco Systems, которая считается одной из самых престижных в области IT.

— Выходит, слова «престиж» и «мода» не чужды математическому факультету? Вы готовите специалистов по запросу бизнеса, а диплом матфака ЧелГУ открывает двери во все компании, где есть компьютеры?

— Учитывая тот факт, что количество бюджетных мест у нас с каждым годом только растет, наши выпускники действительно востребованы. И не только выпускники. Очень часто работодатель обращается к нам с просьбой «выдать» студента для решения своих задач с целью включить его в рабочие процессы здесь и сейчас. Практически все ребята, начиная с третьего курса, имеют возможность пройти стажировку на предприятии и начать работать. И дело не только в качественном IT-образовании, но и в сильной математической базе.

Невозможно быть профессионалом в области компьютерной графики без знаний в области геометрии или специализироваться на криптографии и шифровании, не зная алгебры, теории вероятностей и математической статистики. Существует огромная разница между программистом, который может написать программу под решение конкретной задачи в конкретных условиях, и разработчиком, способным создавать гибкое и масштабируемое решение, готовое к изменениям.

Статистика утверждает, что каждый пятый мечтает работать в сфере IT. Современные абитуриенты хотят получить профессию, в которой они: смогут себя реализовать, хорошо заработать в качестве наемного работника или открыть собственный бизнес. Здравомыслящая молодежь отдает себе отчет — если у тебя нет крепкого, устойчивого классического образования, то специалист из тебя выйдет, но у тебя будет определенный потолок, выше которого ты не прыгнешь.

Приобщать к математической науке в ЧелГУ начинают с раннего возраста

Приобщать к математической науке в ЧелГУ начинают с раннего возраста

Разработки студентов используются во всех сферах жизни региона

— Какие лабораторные площадки математического факультета позволяют нарабатывать практические навыки, и какие проекты на них реализуются?

— Нам есть чем гордиться. Академии Cisco и Oracle, Академия инициатив IBM, учебно-научные лаборатории, учебно-вычислительная лаборатория, класс параллельных вычислений NVIDIA. В этом году запущена лаборатория нейронных технологий и искусственного интеллекта, где проводятся исследования в области обработки данных, в том числе — больших данных.

— За какими реальными проектами ваших студентов будущее, до которого можно дотронуться уже сейчас?

— На данный момент наша выпускница Елена Фельдман открыла фирму F-Lab, которая занимается интернетом вещей. Совместно со студентами-пятикурсниками математического факультета ЧелГУ ее компания разрабатывает проекты в направлении компьютерной безопасности и умного дома. Есть проекты по геолокации и удаленному контролю над местом нахождения ребенка через мобильное приложение. Для создания дипломной работы по этой теме студенты обращались к сотовым операторам, собирали данные о расположении вышек сотовой связи.

Математики ЧелГУ разрабатывают игры. В прошлом году наш студент написал программу на аэрокосмическую тему для 3D-очков. Другой воссоздал полёт самолета, которым управляет геймер. Он проработал физику полета воздушного судна, автоматическую генерацию ландшафта и предусмотрел считывание движений с кинекта (бесконтактного сенсорного игрового контроллера). Классно, что на крыле самолёта красуется эмблема матфака ЧелГУ.

По инициативе компании «Интерсвязь» на базе лаборатории нейронных технологий и искусственного интеллекта реализуется проектная работа, цель которой — распознавание личности человека по голосу и видеопотоку. Чтобы было понятно, объясню — видеодомофон сможет узнавать хозяина квартиры по лицу или голосу и впускать его домой без ключа.

— Какими еще проектами можете гордиться? И насколько они приближены к реальности? 

Есть проект по определению эмоционального состояния человека, он позволяет идентифицировать степень его алкогольного опьянения. Когда работа будет завершена, наш опыт сможет пригодиться в медицине и полиции.

Для компании PressFoto наши студенты создали ажиотажное мобильное приложение, которое позволяет определить, какой ты фотограф. Можно загрузить в телефон свой снимок, и программа поставит тебе оценку по 10-балльной шкале. Она учитывает параметры яркости, контрастности, фокуса, кадрирования. Это приложение для развлечения.

Еще один курсовой проект связан с «отмыванием денег» в интернете. Система мониторинга эпизодов мошенничества через электронные кошельки поможет противостоять коррупции.

Есть направление, в котором заинтересовано управление по контролю за оборотом наркотиков. Наши ребята пытаются разработать такую программу, которая позволит вести поиск наркоторговцев. Сейчас не секрет, что дилеры отправляют сообщения о закладках через Viber и Telegram. А деньги за дозу получают от клиента через платежный сервис Qiwi. Отследить местонахождение преступника практически нереально. Студенты трудятся над проектами в этой связи.

Многие работают в сфере предоставления экспертиз для отдела «К» в ГУВД Челябинской области: могут по запросу следствия решать задачи по дешифровке компьютерных данных. Наши выпускники умело ориентируются в программном обеспечении. Они могут устроиться на работу в любую фирму и гарантировать кибербезопасность. Эти направления курирует кафедра компьютерной безопасности и прикладной алгебры, которой заведует Алексей Ручай. Векторы развития настолько разноплановы, что заинтересованные абитуриенты обязательно найдут применение своим способностям. Для получения качественного образования созданы все условия. Попытать свое счастье на факультете математики имеет смысл. Тем более что хороший айтишник сейчас — на вес золота.

Математический факультет
Челябинского государственного университета:
тел.: (351) 799-71-18, 8-922-726-87-72;
Viber 89227268772;
Math.csu.ru;
«ВКонтакте».

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter