—ергей “аскаев стал временно исполн€ющим об€занности ректора „ел€бинского госуниверситета
—ергей “аскаев стал временно исполн€ющим об€занности ректора „ел€бинского госуниверситета

ѕосле выборов нового ректора „ел€бинского госуниверситета прошло четыре мес€ца, но избранный коллективом —ергей “аскаев приступил к своим об€занност€м только 23 июл€. ”чредитель вуза — ћинистерство науки и высшего образовани€ –‘ — назначил его в статусе «временно исполн€ющий». “еперь ректора-гуманитари€ сменил ректор-физик. »з-за чего зат€нулс€ выход приказа о назначении, почему сам —ергей “аскаев не опасаетс€ проверки ‘—Ѕ после скандала с гостайной, какие перемены ждут вуз и как новый руководитель „ел√” воспитывает троих сыновей.

— —ергей ¬алерьевич, обычно после выборов министерство выпускает приказ о назначении победител€ ректором. ѕочему вас назначили пока временно исполн€ющим об€занности?

— Ёто относительно нова€ практика назначени€ на должность. —начала ставитс€ временно исполн€ющий об€занности, через некоторое врем€ выходит приказ о назначении ректором. ƒело в том, что процедура согласовани€ достаточно длительна€, провер€етс€ большое количество документов, отправл€ютс€ запросы в различные инстанции в случае, если каких-то бумаг не хватает. »менно поэтому ввели механизм назначени€ ректоров сначала исполн€ющими об€занности. “ак было и в р€де других вузов, где в это же врем€ проходила смена руководства. —обеседовани€ с кандидатами на пост ректора проводились в три волны. ¬ нашей было пор€дка 15 организаций, и часть ректоров получили приставку «врио».

  тому же сохран€лась преемственность.  онтракт с предыдущим ректором „ел√” заканчивалс€ 22 июл€, ей дали доработать до этого срока, а 23 июл€ € уже приступил к об€занност€м.

— Ћично у вас были опасени€, что утверждени€ в должности может не произойти?

— Ќет, € был уверен. ¬рио ректора назначаетс€ сроком на год, и многих это смутило. Ќа самом деле, это стандартный временной промежуток. ƒумаю, что в ближайшее врем€ состоитс€ уже окончательное утверждение в должности.

¬ первую очередь —ергей “аскаев запросил финансовые отчЄты 
¬ первую очередь —ергей “аскаев запросил финансовые отчЄты 

—  ак вы принимали дела? Ќе было ощущени€ давлени€ или сопротивлени€ от предыдущей команды?

— ѕередача дел идЄт в насто€щий момент. ¬никаю сейчас во все процессы. ” мен€ есть управленческий опыт, но работа декана факультета отличаетс€ по объЄму. ƒокументации стало гораздо больше, в том числе финансового, хоз€йственного плана.

—  акие отчЄты запросили первыми?

— ѕо финансовому состо€нию вуза и работе приЄмной комиссии. Ёто два важных направлени€.  огда € приступил к об€занност€м, приЄмна€ кампани€ была в разгаре. —ейчас мы уже зачислили «бюджетников», продолжаем приЄм на «контракт». ¬ажно, чтобы набор был не только количественным, но и качественным, и к нам шли абитуриенты с высокими баллами ≈√Ё. „ел√” может себе это позволить, это университет с громким именем, историей. ћожете это воспринимать как рекламную паузу (улыбаетс€), но € в этом убеждЄн.

— —реди основных опасений на выборах ректора указывалось на отсутствие команды в случае вашего избрани€.  акие кадровые решени€ вы уже сделали?

— ѕроректором по научной работе стал доктор физико-математических наук, профессор »горь ¬алерьевич Ѕычков, по учебной работе — доктор физико-математических наук ¬ладимир ≈вгеньевич ‘Єдоров. ѕроректор по административно-хоз€йственной работе — выпускник „ел√”, имеющий богатый опыт управлени€ частными образовательными организаци€ми —ергей јлександрович Ѕогословский. ¬ нашей команде нет ни одного человека, который бы не имел отношени€ к университету. Ёто принципиальна€ позици€.

—читаю важным отметить, что € не веду кадровую политику в стиле «сейчас всех поснимаем и новых людей назначим». ¬о главе факультетов сто€т руководители, которые были выбраны коллективом.

— Ќа какие качества людей, которые уже работают в вашей команде и будут работать в дальнейшем, вы смотрите?

— ¬ первую очередь профессионализм и работоспособность. Ёти люди должны представл€ть из себ€ величину в профессиональной области и иметь чЄткое представление о том, каким образом развивать порученное им направление. ѕроректоры, которые уже назначены, — это не только учЄные с мировым именем, подготовившие большое число кандидатов и докторов наук, но и администраторы с многолетним опытом руководства кафедрами и факультетами. ќни обладают аналитическим умом, умеют структурировать информацию, определ€ть цели и ставить задачи. ј это очень важно.

‘изик —ергей “аскаев сменил на посту ректора психолога ƒиану ÷иринг
‘изик —ергей “аскаев сменил на посту ректора психолога ƒиану ÷иринг

— ¬ы пытались участвовать в выборах ректора ещЄ в прошлый раз.  огда избрали ƒиану ÷иринг, встали в оппозицию... 

— ¬ оппозицию € не вставал. ¬о врем€ выборов даже агитировал за ƒиану јлександровну.  огда начались первые решени€, в том числе и кадровые, € не стесн€лс€ задавать вопросы, высказывать своЄ мнение. ќно отличалось от мнени€ избранного руководител€, что ей категорически не нравилось. Ќа мой взгл€д, университет — колыбель демократии, здесь любую вещь можно обсуждать смело, потому что правильное решение находитс€ в ходе дискуссии. ƒл€ того чтобы прийти к истине, нужно изучить все точки зрени€. Ќо у нас диалог не сложилс€, было недопонимание, потом оно переросло совсем в непонимание. ј когда в стенку стучишьс€ и реакции не получаешь, то приходитс€ просто отходить в сторону.

— ¬ы не бо€лись потер€ть своЄ место?

— я никогда не держалс€ за кресло декана, не собираюсь держатьс€ и за кресло ректора. ¬ажно, что останетс€ у руководител€, если он потер€ет свою должность. ѕрофессиональный управленец — это здорово, но он должен быть ещЄ и специалистом в своей области. ≈сли говорить об университете, то здесь руководитель должен быть профессионалом в какой-то научной сфере — физике, химии, биологии, филологии и так далее. ≈сли бы у мен€ забрали деканство, то € бы всЄ равно осталс€ специалистом. ј специалисты цен€тс€ абсолютно везде.

„естно скажу, став ректором, € тер€ю в зарплате, поэтому мо€ мотиваци€ возглавить вуз не материальна€. Ѕудучи учЄным с крупными проектами за плечами, € достойно зарабатывал, выигрыва€ конкурсы грантов и развива€ своЄ научное направление. —ейчас на науку времени будет гораздо меньше, к сожалению.

ќднако у мен€ есть некоторые амбиции, видение, как должен развиватьс€ университет, что он должен из себ€ представл€ть через п€ть лет. —ейчас € изучаю финансовую ситуацию, чтобы пон€ть, как реализовать задуманное.

— ¬ последнее врем€ „ел√” был в эпицентре зарплатного скандала. —отрудники жаловались на то, что их перевод€т на полставки.  ак вы будете выполн€ть указание президента по повышению оплаты труда преподавателей?

— Ёто остра€ проблема, разбираемс€. –ешение вопроса по заработным платам и ставкам было одним из наказов коллектива во врем€ выборной кампании. —ейчас € внимательно изучаю этот вопрос.

Ќовый ректор пообещал разобратьс€ с претензи€ми к оплате труда преподавателей
Ќовый ректор пообещал разобратьс€ с претензи€ми к оплате труда преподавателей

— Ќакануне вашего назначени€ прошла информаци€, что вас отстранили от должности декана физического факультета за нарушени€, св€занные с гостайной. ѕриказ был подписан бывшим ректором ƒианой ÷иринг. ¬ чЄм заключались замечани€?

— ” мен€ действительно есть допуск к гостайне — третьей формы. ќднако фактически с гостайной € ознакомлен не был. ѕоэтому моЄ отстранение — игра фактами. ѕока мне больше нечего добавить: сейчас сотрудниками ‘—Ѕ проводитс€ проверка.

— ¬ последнее врем€ в –оссии были задержаны несколько человек, в том числе учЄных, за нарушение гостайны.

— Ќет-нет, это не тенденци€. ¬ данном случае ситуаци€ была спровоцирована в отношении конкретного человека — мен€, причем сразу после победы на выборах. –анее в своей профессиональной де€тельности € никогда какого-то усиленного контрол€ за собой не чувствовал, моей научной де€тельности ничто не мешало.

— ¬ас легко обидеть?  ак вы реагируете, если понимаете, что ваши личные заслуги остаютс€ недооценЄнными или незамеченными?

— Ќе обращаю на это внимани€. я не тщеславный человек и в целом самодостаточный. ≈сли мне кажетс€, что € чего-то добилс€, то важнее моЄ внутреннее ощущение, а внешнее — это пустое. ќстаЄтс€ некий сухой остаток, если он чего-то стоит, значит, есть чувство удовлетворени€. я достаточно самокритичен, знаю свои отрицательные стороны, недостатки и пытаюсь с ними боротьс€.  онечно, если похвал€т, то хорошо, если нет — это не повод расстраиватьс€.

—ергей “аскаев — выпускник „ел√”
—ергей “аскаев — выпускник „ел√”

¬ы выпускник физического факультета „ел√”, но € знаю, что у вас была возможность поступить в ћосковский физико-технический институт. ѕочему решили остатьс€ в „ел€бинске?

— я училс€ в лицее № 11, нас часто отправл€ли на олимпиады. Ёто было своего рода зар€дкой дл€ ума.  ак-то наш любимый учитель по математике —ветлана ¬асильевна  ретова отправила нас на очередную олимпиаду, котора€, кстати, проходила в „ел√”, но проводили еЄ сотрудники ћ‘“». ѕозже пришло уведомление, что € набрал большое количество баллов и могу без экзаменов поступить в физтех. ћы с отцом поехали в ћоскву. Ќадо сказать, что столица в 90-е годы выгл€дела совсем не так, как сейчас. јтмосфера там была своеобразна€, всЄ напоминало один большой базар. “огда ещЄ была дика€ инфл€ци€. я же хорошо училс€, поэтому быстро посчитал, сколько денег нужно на проживание в ћоскве. ћои родители — преподаватели вузов, доход их был небольшим, они бы просто не пот€нули мою учЄбу в ћоскве, даже на бюджете.  огда € вернулс€ в „ел€бинск, неожиданно поступило предложение о поступлении в „ел√” без экзаменов. ¬уз был мне хорошо знаком, поэтому € без колебаний сдал документы. ¬сЄ лето отдыхал, а 1 сент€бр€ пришЄл на учЄбу.

— —тоимость обучени€ в вузах растЄт с каждым годом. Ќо, гл€д€ на наши университеты, возникает вопрос — куда уход€т деньги?

—  аждому вузу нужен грамотный менеджмент.  роме того, должна быть персональна€ ответственность каждого сотрудника. Ќикто не отмен€л правило: кадры решают всЄ, и их квалификаци€, их отношение к делу определ€ют успех проекта или компании.

ѕриведу пример: наверное, вы замечали на новых городских дорогах дыры, которые остаютс€, когда при приЄмке объекта образец асфальта вырезают на проверку? »ногда такие €мы не заделывают, постепенно они заполн€ютс€ водой, мусором, и дорога разрушаетс€. ¬ „ел√” вот-вот завершитс€ строительство лыжероллерной трассы, и посмотрите, как бережно и профессионально в университете относ€тс€ к своему имуществу: выпиленный кусок асфальта вставлен обратно и аккуратно залатан. Ёто очень показательно, на мой взгл€д.

ƒоктор физико-математических наук, вы часто бывали за рубежом. „ем запомнились иностранные вузы?

— ѕрежде всего, атмосферой. “ам созданы все услови€ дл€ комфортной работы и учЄбы. —тудент, заход€ в университет, не хочет его покидать. ѕо€вл€ютс€ сообщества по интересам, братства, и каждый студент, а затем и выпускник становитс€ их частью.

¬ √арварде мен€ очень впечатлила обстановка. Ќапример, в одном из холлов стоит первый в мире компьютер. Ёто така€ страшна€ машина с кнопками, как у печатной машинки, она занимает полкомнаты. –€дом установлена табличка с описанием, какие задачи решались с его помощью. Ёто была разработка дл€ военных, и на ней рассчитывались транспортные пути кораблей ¬ћ‘ —Ўј. ƒальше выставка уводит от этой машины к микрочипам — вот путь науки, который вдохновл€ет и мотивирует.

ѕо словам —ерге€ “аскаева, зарубежные вузы отличаютс€ особой атмосферой
ѕо словам —ерге€ “аскаева, зарубежные вузы отличаютс€ особой атмосферой

—  акие задачи вы поставили перед собой как ректором?

— ¬ первую очередь развивать науку. ¬о врем€ своей предвыборной кампании € рассказывал о том, что –оссийский фонд фундаментальных исследований готов выделить до 50 миллионов рублей дл€ финансировани€ научных проектов в „ел€бинской области. —оздание в регионе представительства –‘‘» позволит претендовать на гранты всем вузам региона.  онкурс будет уже не федеральный, а местный, что увеличит шансы на получение средств дл€ реализации научных проектов. ƒл€ этого требуетс€ согласие и поддержка на уровне правительства ёжного ”рала, так как проект предусматривает паритетное финансирование.

 огда-то така€ иде€ уже обсуждалась, но теперь она имеет конкретные формулировки и задачи. я общалс€ с директором –‘‘» ¬ладиславом яковлевичем ѕанченко, и по целому р€ду вопросов мы пришли к общему знаменателю. ¬ ближайшее врем€ подготовим коллективное обращение от ректоров вузов и выйдем на правительство „ел€бинской области с готовым решением. Ќадеюсь, что нас поддержат.

ѕараллельно планируем развивать имущественный комплекс университета, его инфраструктуру. Ќам катастрофически не хватает помещений — при том, что количество наших студентов растЄт. ѕоэтому будем прирастать новыми корпусами.

Ѕудем расшир€ть возможности досуга наших студентов и преподавателей. Ќапример, спортивного: в этом году мы введЄм в эксплуатацию лыжероллерную трассу, приступим к возведению физкультурно-оздоровительного корпуса. “ерритори€ позвол€ет нам сделать спортивные площадки, где могут заниматьс€ не только студенты „ел√”, но и жители —еверо-«апада.

Ќу и атмосфера — та, что € видел в университетах ≈вропы и —Ўј.  огда вуз — это центр прит€жени€, не просто место дл€ учебы, а место дл€ жизни: €ркой, комфортной, гармоничной, с возможност€ми саморазвити€.

— ќбыватели оценивают научные достижени€ по прикладным вещам. ‘ундаментальна€ наука — это теори€, которую сложно оценить.  ак сегодн€ она поддерживаетс€ и какие проекты в приоритете?

— ‘ундаментальные исследовани€ действительно нос€т отвлечЄнный характер, но они — основа дл€ прикладных разработок. ≈сли фундаментальна€ наука не будет развиватьс€, то не будет и будущего. ¬есь мир движетс€ в шестой технологический уклад, а мы топчемс€ в районе четвертого — чЄрна€ металлурги€, цветна€, атомна€ промышленность. Ўестой уклад предполагает развитие технологий на уровне наночастиц. Ќужно понимать, как ведЄт себ€ та или ина€ матери€ на наноуровне. ¬з€ть, к примеру, искусственный интеллект — это очень серьЄзна€ вещь, над изучением которой сейчас работают крупнейшие компании. ≈сли мы не будем заниматьс€ этими темами, то вылетим с траектории развити€ человечества, нам останетс€ довольствоватьс€ участью сырьевого придатка. ј что будет, если ресурсы закончатс€? ѕосмотрите на —ингапур. “ам нет богатых природных ресурсов, тем не менее это одно из наиболее развитых государств в мире. ¬сЄ потому, что Ћи  уан ё ввЄл правильный менеджмент и удел€л особое внимание новым разработкам.

ѕри этом в „ел√” много лет развиваетс€ целый р€д научных школ, направлений, которые сегодн€ наход€тс€ на передовой науки. Ёто, например, физика магнитных €влений, маломерна€ топологи€, медицинска€ физика — в том числе лазерна€ медицина, плазмоника, спинтроника, исследование медиакоммуникаций, дифференциальное исчисление, математическое моделирование — анализа мультисенсорных данных и даже финансовых рынков. ≈сть проекты в области искусственного интеллекта, промышленного интернета вещей, управлени€ ресурсами личности и многие другие. »сследовани€ провод€т наши ведущие учЄные, и их результаты — именно то, что определит в конечном итоге будущее нашей страны.

— ¬ы входите в состав международных научных групп. ¬ науке есть ощущение перет€гивани€ оде€ла на себ€, вли€ни€ политических процессов?

— ‘ундаментальна€ наука генерирует некое общее новое знание, которое возможно когда-то будет применено в прикладной науке.  ак пример — то, что ∆орес јлфЄров разрабатывал в 60–70-е годы, нашло своЄ применение только после 2000-х годов. ≈го исследовани€ не €вл€ютс€ секретными, а вот разработки, сделанные на их основе, уже €вл€ютс€ тайной.

—тоит ли ограждать себ€ от всего мира, чтобы заниматьс€ фундаментальными разработками? Ќет. Ѕолее того, нужно старатьс€ всеми способами интегрироватьс€ с зарубежными лаборатори€ми. Ќаука вообще достаточно космополитична. Ќедавно открыли гравитационные волны, за это дали Ќобелевскую премию. ¬ статье, представл€ющей результаты этого удивительного открыти€, больше ста соавторов, среди которых есть сотрудники физического факультета ћ√”. Ёто значит, что открытие принадлежит всем, кто принимал участие в исследовании. ћы обмениваемс€ методами, подходами, знани€ми, чтобы получить что-то новое. ƒальше подключаютс€ конструкторские бюро, предпри€ти€, инженеры, но это уже не функции учЄных.

— ¬ы работали параллельно в ёжно-”ральском госуниверситете и ћосковском государственном институте стали и сплавов. ѕочему?

— ‘изика как наука €вл€етс€ очень затратной областью, и научные исследовани€ — это дорогой продукт. “ого оборудовани€, которое есть в „ел√”, недостаточно дл€ проведени€ комплексных исследований, приходитс€ кооперироватьс€ в группы, чтобы расшир€ть возможности. —ейчас мы работаем над принципиально новым методом сжижени€ природного газа. ≈сли объ€сн€ть просто — есть такой «—еверный поток — 2», который тащит трубу, а есть такие способы доставки сжиженного природного газа, дл€ которых не нужно прокладывать трубопровод через другие государства. ќборудование дл€ его производства высокотехнологичное, очень дорогое и на территории –оссии не производитс€. ћы же работаем над альтернативным способом производства сжиженного природного газа без применени€ этого оборудовани€. »сследование ведЄтс€ совместно с двум€ научными организаци€ми из √ермании. ≈сли мы докажем, что альтернативный способ есть, то наша страна получит технологическое преимущество, а √ермани€ станет одним из самых серьЄзных игроков на рынке ≈вропы по углеводородам.  онечно, нужно понимать, что мы работаем лишь над способом производства сжиженного газа, а не над конкретной установкой.

≈сли говорить о вузовской кооперации, то учЄные, преподаватели объедин€ютс€, чтобы получить доступ к оборудованию.   примеру, устройство дл€ определени€ магнитных характеристик стоит 35 миллионов рублей. ё”р√” купил такую установку, в –оссии их единицы.

— ¬аше сотрудничество с другими вузами дало очередной повод говорить об объединении „ел√” с другими университетами. ѕеред вами стоит така€ задача?

— ¬о главу угла всегда нужно ставить целесообразность проекта. ≈сли задача объединени€ — уменьшение числа руковод€щих сотрудников, то, наверное, это не така€ больша€ экономи€ и цель не оправдывает средства. ћы потер€ем учебные заведени€ с их традици€ми. ƒругое дело, если вместе вузы смогут расширить образовательные возможности. „то касаетс€ „ел√”, то € убеждЄн, что он должен развиватьс€ как самосто€тельный университет.

—ергей “аскаев воспитывает троих сыновей
—ергей “аскаев воспитывает троих сыновей

—  ак прошЄл ваш первый рабочий день на посту ректора?

— ¬ заботах. я пришЄл в 8 утра и ушЄл в 10 вечера, хот€ считаю, что задерживатьс€ на работе — плоха€ практика. ’орошо, когда люди успевают сделать все дела в течение дн€ и не несут их домой. Ёто правильна€ организаци€ времени.  онечно, есть авралы, но это больше исключение.

— ” вас три сына. ќни интересуютс€ наукой?

— ƒа, три сына — 12 лет, 8 лет и 4 года. ƒети интересуютс€ всем, но этот интерес носит стихийный характер.  огда их направл€ешь, то они увлекаютс€ темой.  огда € был в јмерике, нашЄл зуб мегалодона — много лет назад вымерла така€ зверюга, она была метров 20 в длину и напоминала акулу. ќдин еЄ зуб размером с руку. я об этом рассказал старшему сыну, он заинтересовалс€, полез в интернет смотреть. ” него получилось пр€мо научное исследование. —редний другой темой увлЄкс€, ему нравитс€ собирать камни. ћы его постепенно знакомим с тем, что есть не просто синий, красный, чЄрный камни, а они имеют своЄ название, разное происхождение. ћладший пока наукой не интересуетс€, его больше волнует строительна€ техника (смеЄтс€). √лавное — расширить кругозор детей, а с интересами они потом определ€тс€ сами.

— ¬аша жена тоже работает в „ел√”?

— Ќет, она преподаЄт в ёжно-”ральском государственном институте искусств им. ѕ. ». „айковского. Ѕлагодар€ ей € познакомилс€ с интересными людьми — музыкантами. «дорово общатьс€ не только с коллегами по цеху, но и представител€ми других сфер. ќказалось, что благодар€ идеальному слуху музыкантов невозможно обмануть. ќни сразу определ€ют фальшь. ќчень полезное умение.