2 апреля четверг
СЕЙЧАС +1°С

Может ли вуз гарантировать трудоустройство выпускникам: как помогают построить карьеру в Челябинске

Интервью с первым проректором Международного Института Дизайна и Сервиса Максимом Усыниным

8 356

Поделиться

первый проректор Международного Института Дизайна и Сервиса Максим Усынин

первый проректор Международного Института Дизайна и Сервиса Максим Усынин

Совсем скоро в вузах стартуют приёмные кампании. А родителей и абитуриентов беспокоит главный вопрос — может ли вуз гарантировать трудоустройство выпускника? Оказалось, что может, но для этого должны быть соблюдены несколько условий. Разбираемся во всех тонкостях современного образования вместе с первым проректором Международного Института Дизайна и Сервиса Максимом Усыниным.

Максим Валерьевич, так может ли вуз гарантировать трудоустройство выпускника?

— Вуз должен это делать. Иначе зачем тратить на обучение несколько лет и сотни тысяч рублей? Но я говорю не о том пресловутом распределении, которое существовало во времена СССР, а о новой модели высшего образования. Сегодня вуз должен создать все необходимые условия для того, чтобы гарантировать востребованность выпускника на рынке труда и помочь ему построить карьеру уже во время обучения, а не после его окончания.

Но те, кто учился в вузе, помнят, что огромное количество времени было потрачено на бесполезную зубрёжку дисциплин, которые не пригодились в карьере. Разве не так?

— К сожалению, всё это до сих пор существует во многих учебных заведениях. Модель осталась прежней: бесконечные лекции, длинные сессии, к которым студенты готовятся в последнюю ночь. У меня есть личный пример. В 2008 году я окончил магистратуру в одном из ведущих вузов. Но в системе образования ничего не поменялось. Это образование помогло мне лишь выстроить новые коммуникации, которые пригодились в дальнейшей работе, но не более.

Есть данные социологических исследований: через 5 лет после окончания вуза выпускники помнят не более 10% информации. Поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, когда огромное количество людей с дипломом о высшем образовании идут работать не по специальности.

Каким тогда должен быть выпускник вуза, чтобы быть востребованным работодателем и успешным в жизни?

— Сейчас работодатели требуют опыт работы не менее двух лет. Также выпускник должен обладать прокачанными Hard skills, то есть иметь конкретную прикладную профессию, чтобы приступить к работе без дополнительного обучения. Например, при подготовке IT-специалистов мы выстраиваем процесс так, что уже после первого курса студенты выходят на летнюю практику, чтобы создавать реальные продукты для заказчиков. Это позволяет студенту погрузиться в свою сферу и сразу увидеть, что там есть клиент, дедлайн, роли и функции команды, структура компании и многое другое.

Работодатели ценят сотрудников, которые умеют работать в команде. Поэтому ключевыми навыками для успешного трудоустройства выпускника также являются умение взаимодействия с коллегами, стрессоустойчивость, способность грамотно работать с конфликтами.

И самое главное — это портфолио выпускника, реально выполненные проекты, отзывы о практиках, стажировках —  всё, что продемонстрирует профессиональные навыки и успехи.

Максим Валерьевич, МИДиС всегда отличался инновационным подходом к образованию, где основной упор сделан на совместное построение карьеры вместе со студентом. Насколько известно, та модель обучения, которую вы реализуете в вузе, получила высокую оценку в образовательном и бизнес-сообществе. Вы рассказываете о ней в других регионах и недавно презентовали ее на генеральной ассамблее WorldSkills в Амстердаме. В чем ее особенность?

— Главная задача этой модели — совместное построение карьеры: студент, его наставник, вуз и бизнес. Я бы выделил пять необходимых условий для подготовки успешного выпускника.

Первое: современный вуз должен создать систему, в которой каждый студент может выстроить свою индивидуально-образовательную траекторию в той сфере, в которой он максимально хочет и может себя реализовать в соответствии с его личными качествами и интересами.

Но ведь есть федеральные образовательные стандарты. Разве они не ограничивают свободу выбора индивидуального пути?

— Нет, это миф. Современные образовательные стандарты предоставляют вузам огромные возможности для того, чтобы обеспечить студенту его индивидуально-образовательную траекторию. Конечно, это сложно. Но о невозможности сделать это говорят только те вузы, которые не хотят ничего делать. Многие продолжают работать по старой схеме, потому что это проще. Индивидуальная работа со студентом — это кропотливый и достаточно затратный труд. Но именно за ним будущее.

Второй очень важный аспект: помимо хорошей теоретической подготовки, студент должен владеть как минимум двумя прикладными профессиями в своей сфере. И получить он их должен за время обучения в вузе. Мы опираемся на стандарты WorldSkills: международные профессиональные стандарты.

Расскажите подробнее, как строится учебный процесс?

— Приведу пример студента-дизайнера. На первом курсе (независимо от того, какая специализация его интересует) он получает профессию графического дизайнера и сдает демоэкзамены по стандартам WorldSkills. Оценивает экспертное жюри из работодателей, которые уже присматривают студентов себе в компанию на летнюю практику, а многих — и на постоянную работу (и это после первого курса).

Вторую профессию студент на 2–3-м курсе выбирает сам. Это может быть, например, интернет-маркетинг, 3D-моделирование для компьютерных игр, дизайн интерфейса или дизайн интерьера, модной одежды и аксессуаров, web-дизайн. И именно на стыке двух и более профессий получается востребованный специалист.

Кроме того, у нас в вузе около 40 элективных курсов: от разработки бизнес-плана до психологии взаимоотношений с клиентами, от рекламы в социальных сетях до дизайна, от интернет-маркетинга до разработка бизнес-проекта. Каждый семестр студент может бесплатно выбрать один из таких курсов для построения своей карьеры.

Каково третье условие подготовки успешного выпускника?

— Это выполнение реальных проектов и практика в компаниях, начиная с первого курса. Основная задача — научить студента выстраивать свою карьеру во время обучения в тесной связи с бизнесом. Во время практики наши студенты могут взять реальный кейс и сделать его ядром своего обучения на протяжении всего учебного года.

Например, студенты, которые учатся на направлениях, связанных с гостиничной и ресторанной и туристической сферах, проходят (и это уже на протяжении многих лет) практику в отелях международных сетей Hyatt, Kempinski, Radisson и Marriott International в Сочи, Москве, Екатеринбурге. Студенты-дизайнеры в этом году разрабатывают обувь и аксессуары для компании «Юничел». Студенты-программисты вместе с дизайнерами разрабатывают игровые образовательные продукты по обучению школьников цифровой грамотности.

Кстати, оценки в дипломе сегодня мало о чем говорят работодателю. Ведущие мировые компании — Google, Microsoft, IBM — вообще отменили требование о наличии диплома о высшем образовании. Сдав профессиональные демоэкзамены в формате WorldSkills (а наши студенты за 4 года осваивают 2–3 профессии), студент получает еще и Skills Passport, который признан работодателями многих стран мира. Информация о его профессиональных успехах попадает в федеральную базу, доступную всем работодателям.

Также я убежден, что вуз — это среда, в которой растут и развиваются свободные люди. И именно свобода — четвертое условие для подготовки успешного выпускника

А что в вашем понимании «свобода» для студента?

— Прежде всего это выбор и ответственность за него. Не у всех получается нести за свой выбор ответственность —кто-то продолжает учиться из-под палки, потому что так проще. Но в жизни перед нами каждый день возникают новые задачи, каждый день приходится сталкиваться с неопределенностью. И к этому тоже должен готовить вуз.

С другой стороны, свобода для студента — это возможность для творчества, самовыражения и самореализации. От выбора индивидуально-образовательной траектории до выбора спортивных секций и творческих коллективов, которых у нас много. Это и свобода для работы над профессиональными проектами, когда можно творить и созидать за рамками учебного процесса, пользоваться мастерскими и лабораториями нашего института.

У нас осталось пятое условие. Предположу, что оно связано с выбором востребованной специальности?

— Конечно. Вуз должен понимать, как развивается та или иная сфера, какие специальности, направления, профессии будут востребованы через несколько лет, и в соответствии с этим ежегодно обновлять программы.

В этом году мы начинаем готовить специалистов в сфере урбанистики по управлению «умным городом». В связи с этим открываем новые специализации: «Дизайн городской среды и урбанистика», «Управление и интернет-маркетинг», «Искусственный интеллект и большие данные».

Огромные перспективы в индустрии разработки компьютерных игр, а это сфера для программистов, дизайнеров, маркетологов и аналитивов. «3D-моделирование компьютерных игр и анимация», «Разработка мобильных и web-приложений», «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений», «Управление интернет-проектами» и «Интернет-маркетинг» — специалистов по этим специализациям мы готовим совместно с лидерами регионального рынка информационных технологий — компаниями NapoleonIT, Antida software, X-page, «Ланит», «Синта», Intec.

С этого года мы меняем ракурс в подготовке лингвистов. Рынок переводчиков сегодня перегружен, поэтому мы сделали акцент на подготовке лингвистов со знанием интернет-маркетинга, аналитики и копирайтинга.

И, конечно, мы продолжаем развивать наши ведущие направления, в которых МИДиС стабильно готовит классных специалистов для ресторанного и гостиничного бизнеса, туризма, дизайна и IT.

Кстати, наши студенты уже завоевывают медали на чемпионатах WorldSkills по новым специализациям. На III Национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») золотые медали в компетенциях «Машинное обучение и большие данные», «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений», «Графический дизайн». На чемпионате мира WorldSkills Казань  2019 золото по компетенции «Визуальный мерчендайзинг» и бронза по «3D-моделированию для компьютерных игр».

Максим Валерьевич, что вы посоветуете абитуриентам и родителям при выборе вуза?

— Я советую провести реальный тест-драйв вуза по этим пяти условиям. И, конечно, нужно общаться со студентами, выпускниками, узнавать всю информацию изнутри — вам никто её не покажет в рекламных буклетах. Чтобы после окончания вуза получить гарантированное успешное трудоустройство, нужно уже сегодня ответственно подходить к своему выбору.

Познакомиться с нашим вузом, пообщаться с преподавателями и пройти мастер-классы вы можете 1 марта в 10:30 на дне открытых дверей.

Международный Институт Дизайна и Сервиса,
адрес: г. Челябинск, Ворошилова, 12;
тел.: 8 800-100-10-74; +7 (351) 216-10-10;
Мidis.info.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter