26 мая вторник
СЕЙЧАС +22°С

На кого теперь учиться: как высшее образование отреагирует на новые вызовы

Интервью с первым проректором Международного Института Дизайна и Сервиса Максимом Усыниным

9 897

Поделиться

Выпускникам школ скоро предстоит поступление в вуз<br>

Выпускникам школ скоро предстоит поступление в вуз

Сегодня мир стремительно меняется, и то, что было незыблемо ещё вчера, требует новых подходов. Не стала исключением и область образования: студенты и школьники вынужденно ушли на каникулы именно в тот момент, когда нужно готовиться к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. Для многих родителей вопрос о будущем профессиональном образовании их детей стал особенно острым: какую профессию теперь выбрать, чтобы в подобных ситуациях не остаться без работы? На самом деле, не нужно отказываться от своей мечты. О главных «антикризисных» компетенциях, которые позволят удержаться на плаву в любой ситуации, рассказал первый проректор Международного Института Дизайна и Сервиса Максим Усынин.

— Максим Валерьевич, какую профессию выбрать абитуриенту в этих быстро меняющихся условиях? Что станет востребованным в ближайшем будущем?

— Выбирать нужно ту профессию, к которой у тебя есть страсть. Если хочется освоить профессию врача, нужно идти на врача. Мечтаешь разрабатывать мобильные приложения — поступай на программирование. В быстро меняющемся мире вопрос «какую профессию выбрать?» не совсем корректен. Всегда нужно следовать за своей мечтой, но сейчас важно понимать, как будет трансформироваться эта профессия и какие навыки необходимы для того, чтобы быть готовым к подобным ситуациям и легко к ним адаптироваться.

Я вижу три вызова, к которым вуз обязан подготовить студента:

  • быстро осваивать новые навыки (и даже новые профессии) в сжатые сроки;
  • быть «цифровым»;
  • и… практика, практика и еще раз практика.

— Пожалуйста, подробнее.

— Первый вызов — это способность быть гибким и быстро осваивать новые навыки в сжатые сроки. Мы уверены, что только специалист, владеющий двумя и более профессиями, сегодня востребован.

Например, мы готовим будущих управленцев. С дополнительной профессией интернет-маркетолога и по желанию — программиста. Кроме того, студент бесплатно может взять элективные курсы, а их более двадцати, на свой выбор: по веб-дизайну, основам психологии или большим данным. В нынешних условиях такой управленец должен сам, без привлечения дорогостоящих специалистов, продвигать в интернете свои товары и услуги, привлекать и удерживать клиентов, создавать контент в социальных сетях. Именно на таких мультизадачных специалистов спрос будет расти.

— Но чтобы подготовить такого профессионала, вуз должен перестроить учебный процесс. Как вы это реализуете?

— Новые образовательные стандарты дают университетам большие возможности. Каждый современный вуз должен перестроить свой учебный процесс с одной главной целью — успешное трудоустройство выпускника.

Наш студент на первом курсе должен обязательно получить прикладную профессию. Студенты-дизайнеры (независимо от того, какая специализация их интересует) получают профессию графического дизайнера. Менеджеры, экономисты, управленцы осваивают интернет-маркетинг. Студенты направлений «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика» — разработку компьютерных игр и мультимедийных приложений.

По окончании курса студенты сдают демоэкзамены по стандартам WorldSkills. Это полностью моделирует выполнение задач на рабочем месте.

К примеру, дизайнер должен разработать за 8 часов готовый рекламный набор для компании: логотип, прототип сайта, дизайн групп в социальных сетях, полиграфию. Программисты должны за это же время сделать работающий программный продукт, менеджеры разработать план продвижения компании в интернете.

Оценивают их навыки руководители компаний, которые уже присматривают студентов на стажировки и... работу.

Таким образом, студент строит свою карьеру уже с первого курса.

Со второго курса студент осваивает еще одну-две дополнительные профессии и кстати, получает соответствующие свидетельства о дополнительном профессиональном образовании.

А параллельно на элективных курсах может приобрести и дополнительные компетенции: от эффективных коммуникаций с клиентом до основ программирования, от бизнес-планирования до копирайтинга в зависимости от видения своей индивидуальной траектории.

Вот пример. Наш выпускник Влад Зелинский учился на графическом дизайне, был членом Национальной сборной Worldskills и выиграл серебряную медаль чемпионата Европы по предпринимательству, получив вторую профессию. Плюс к этому на элективных курсах он освоил UX-дизайн, создание пользовательских интерфейсов. Сейчас Влад является арт-директором крупнейшей мировой компании по организации удаленной работы IT-команд, капитализация которой во время кризиса стремительно вознеслась вверх.

— Но разве возможно, освоив смежные профессии, быть уверенным, что именно они попадут в цель?

— Когда я говорю о получении нескольких профессий, я имею в виду не рыбу, а удочку. Вуз обязан не просто вооружить студента набором стандартных решений, а сформировать способность, как можно быстро освоить любую новую компетенцию. И не за годы, а за считаные месяцы и даже… дни. Мир меняется, скорости растут. Это новая реальность.

Посмотрите сейчас на ситуацию с бизнесом: руководителям приходится на ходу осваивать технологии удаленной работы, менять процессы в компании, переобучать сотрудников, становиться «цифровыми».

— Это второй вызов — стать цифровым? Что вы имеете в виду?

— Возьмем как пример сферу ресторанного бизнеса. Выживет ли заведение в нынешних условиях, во многом зависит от использования цифровых инструментов: переориентация на онлайн-доставку, удаленный контроль сотрудников, построение коммуникаций в социальных сетях.

Не исключено, что такие ситуации в мире будут повторяться, и наша задача — подготовить всех студентов — от дизайнера до программиста, от лингвиста до управленца — к работе в этих быстро меняющихся условиях. Чтобы быть эффективным, каждый студент должен уметь работать в удаленных командах, создавать и использовать новые средства коммуникаций и цифровой контент, знать основы продвижения в Ссети и инструменты цифровой аналитики.

И, конечно, не останутся без работы айтишники, программисты, дизайнеры, особенно, если они имеют компетенции и в других отраслях.

— А какие из цифровых специальностей будут наиболее востребованы?

— Я бы сказал иначе: будут востребованы все специальности с приставкой «цифровой» — цифровой доктор, цифровой художник, цифровой менеджер. Сегодня необходимо создать целую систему дополнительного образования, и именно вузы должны взять на себя важную роль массовой переподготовки людей и обучению их основам цифровых технологий.

— У вас есть в этом опыт?

— Конечно. Совместно с нашими бизнес-партнерами — компаниями Napoleon IT, Antida software, Digital agency Xpage, «Цифровой Элемент» — мы регулярно организуем курсы, где отрабатываем новые образовательные технологии, позволяющие сократить срок подготовки от нескольких лет до нескольких месяцев. Это большая возможность для всей системы высшего образования. Ведь сейчас она должна готовить не только своих студентов, но и госслужащих, и бизнес. Готовить быстро и массово.

— Можно ли сказать, что именно практика сегодня должна лежать в основе обучения?

— Да, сегодня никому не интересен просто диплом. Работодателям нужен специалист с реальным опытом, поэтому будут востребованы только те, кто может сразу приступить к выполнению своих обязанностей.

Практика — это и есть третий ключевой момент. В нашем вузе организована подготовка по системе WorldSkills, а также проектная работа в реальных командах, в том числе удаленных. Обучаясь по нашей модели, студент уже на первом курсе приобретает прикладную профессию и имеет возможность участвовать в решении задач для реального бизнеса.

— Речь идет только о частном бизнесе?

— Нет, сегодня государство также является крупным заказчиком. Сейчас мы решаем задачу для системы здравоохранения по профилактике заболеваний в Челябинской области. В проекте участвуют и студенты-дизайнеры, которые разрабатывают рекламную продукцию для этой программы, и менеджеры, которые проводят маркетинговые и социологические исследования. Также мы ожидаем огромное количество задач по решениям для «умного города» — экология, транспорт, архитектура. Выполняя такие общественно значимые задачи, студенты оттачивают навыки, формируют новые компетенции в реальной деятельности и смогут в будущем применить их на своем рабочем месте.

— Какие форматы практики способны максимально вовлечь студента в процесс работы?

— Практика с первого курса — это раз. И два — участие в реальных проектах. Мы используем формат проектных недель. Например, наши лингвисты, программисты и дизайнеры делали проект по разработке веб-сайтов и буклетов на разных языках для сети отелей. При этом они жили в этих отелях, понимали, что происходит изнутри. Это отличный пример, когда студент учится работать в команде и отвечать за результат. Всё это формируется в процессе обучения, а не после окончания вуза. Нашим студентам не надо объяснять, что такое дедлайн, паспорт проекта, воронка продаж, лиды и конверсия — они знают терминологию современного бизнеса.

Если смотреть правде в глаза, сегодня многие преподаватели в нашей стране, к сожалению, по-прежнему на первое место ставят лекции. Безусловно, теория — это база. Мы мыслим иными категориями: компетенции, навыки, опыт.

— Максим Валерьевич, подводя итог, что бы вы посоветовали абитуриентам и их родителям при выборе вуза и специальности?

— Не отказывайтесь от профессии своей мечты, знакомьтесь с вузами, общайтесь со студентами, которые там учатся, через социальные сети. Не нужно ориентироваться на пустые обещания и рекламные буклеты — лучше свяжитесь с выпускниками и студентами. Задавайте им вопросы: как вы осваиваете профессии, как у вас организована практика, какие бизнес-проекты есть в вашем портфолио, как ваш вуз делает вас цифровыми?

Постоянно следите за новостями на сайтах вузов. Например, совсем скоро у нас пройдут вебинары, где студенты расскажут, как они выбирали вуз и профессию.

Выпускникам школ скоро предстоит поступление вуз. Мало подготовиться и сдать ЕГЭ. Есть много вопросов, на которые вам ответят только в приемной комиссии. И уже на следующей неделе вы можете прослушать вебинар, на котором получите информацию о том, что надо сделать до того, как вы придете в приемную комиссию вуза подавать документы.

— А когда в МИДИСе будет день открытых дверей?

— Мы планировали провести его 19 апреля в офлайн-формате, но если не удастся, проведем в режиме онлайн. Вся актуальная информация будет размещена на нашем сайте.

Международный Институт Дизайна и Сервиса,
адрес: г. Челябинск, Ворошилова, 12;
тел.: 8 (800) 100-10-74; +7 (351) 216-10-10;
Мidis.info.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter