Образование «Трудоустройство — 100%»: директор института, выпускник и работодатель обсудили IT-образование в Челябинске

«Трудоустройство — 100%»: директор института, выпускник и работодатель обсудили IT-образование в Челябинске

Куда поступить, на кого учиться и сколько зарабатывать с дипломом айтишника

В Институте ИТ студенты создают роботов, учатся 3D-проектированию, конструируют квадрокоптеры — и это самое простое, что они умеют делать

Распечатать медицинскую маску на 3D-принтере для этих ребят — слишком банально. Так же просто, как написать чат-бота с искусственным интеллектом, поддерживающим беседу в чате во время игры. Они знают от трёх до шести языков программирования. Моделирование бизнес-процессов и систем защиты информации, интеллектуальный анализ данных — вот лишь малая часть навыков, которыми владеют студенты Института информационных технологий ЧелГУ. Выпускники престижного вуза с дипломом айтишника устраивают собственный «конкурс работодателей» Челябинска и других городов страны. Молодые специалисты сами выбирают компанию, где хотят трудиться, решать интересные задачи и достойно зарабатывать. Уже более десяти лет институт информационных технологий готовит уникальные кадры по направлениям «Программная инженерия», «Бизнес-информатика», «Прикладная информатика (в экономике)» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии».

Что изучают студенты в Институте информационных технологий

— На очном отделении института готовят бакалавров по направлению «бизнес-информатика». По окончании вуза выпускники могут работать бизнес-аналитиками с таким функционалом, как управление и оптимизация бизнес-процессов, знание информационных систем, — рассказывает директор Института информационных технологий ЧелГУ Юлия Петриченко. — Это востребованные сегодня специалисты. Наш бизнес-аналитик анализирует данные о компании и рынке, структурирует бизнес-процессы, находит узкие места в деятельности компании и точки роста, может рассчитать экономику проекта или стартапа, а также визуализировать данные для топ-менеджмента при принятии управленческих решений.

Еще одно перспективное направление — это интернет-маркетинг. Оно популярно в последнее десятилетие, а в условиях пандемии стало еще более актуальным.

Юлия Петриченко, директор Института информационных технологий ЧелГУ
1 из 2
Юлия Петриченко, директор Института информационных технологий ЧелГУ

— Востребованность интернет-маркетологов взлетела, — продолжает Юлия Владимировна. — Это только со стороны кажется, что в сфере интернет-рекламы всё очень легко. На самом деле каждый клик — это деньги, и любой рекламодатель хочет тратить как можно меньше. Как настроить систему? Как продвигать сайт? Как выйти именно на своего клиента? Студенты проходят большой годовой курс по данному профилю. Некоторые попутно сертифицируются в «Яндекс.Директе» и Google AdWords, двигаются дальше.

В вузе готовят и программистов 1С. Институт информационных технологий ЧелГУ является партнером этой компании, поэтому еще в процессе обучения студенты проходят первую сертификацию и получают базовый сертификат, что дает им возможность дальше развиваться в этой сфере.

— Программист в 1С очень востребован на современном рынке труда, — говорит Юлия Владимировна. — Наши студенты начинают работать на четвертом курсе и имеют достойный для Челябинска доход. Они понимают экономику и бизнес-процессы, им легко дается программирование.

По направлению бакалавриата «программная инженерия» институт готовит программистов. К моменту окончания вуза выпускники знают минимум три актуальных языка программирования.

— Когда студенты изучили три языка, то четвертый, пятый и шестой осваивают незаметно для себя, — комментирует Юлия Петриченко. — Сфера ИТ развивается стремительно. Те языки, которые пять лет назад были не востребованы или только-только начинали появляться, сейчас и через пару лет будут на пике популярности. Мы регулярно устраиваем встречи с нашими работодателями и советуемся с ними: чему важно научить наших студентов, какими компетенциями они должны обладать? Каждый год мы корректируем учебный план внутри существующей структуры, адаптируясь под реалии времени. У нас в институте много дисциплин преподают работодатели. Они дают знания не опосредованно, а напрямую — учат тому, что действительно требуется. Параллельно студенты могут проходить открытые курсы. Они учатся не по принципу «ты должен». Обучение строится через внутреннюю мотивацию — «если ты хочешь, ты можешь». Я всегда говорю, что олимпийское золото достаётся через труд. Если ты выпускник ИИТ ЧелГУ — обладатель нашего брендового значка, — то ты прошел через всё и действительно достоин этого звания. Таким специалистам знают цену и в регионе, и за его пределами.

«Мы постоянно общаемся с нашими работодателями, чтобы понимать, выпускники с какими компетенциями им потребуются»

Работодатель затачивает таланты под себя


Учебные планы составляются совместно с работодателями, что позволяет преподавать актуальные языки программирования, а последовательность выдачи материала гарантирует максимальную эффективность обучения будущих сотрудников ИТ-компаний. Профильные предметы ведут владельцы реальных бизнесов или специалисты известных фирм, которые готовят выпускника под себя, под существующий рынок. В числе партнёров ИИТ — не только частные компании, но и крупные предприятия: «Интерсвязь», Napoleon IT, Xpage, «1°С-Рарус», ЧКПЗ, ЧТПЗ и «Мечел».

Преимуществом учёбы в ИИТ ЧелГУ является проектная работа: студенты разных курсов и направлений собираются в команды и создают продукты, которые в дальнейшем реализуют, выводя их на рынок и на самоокупаемость. Большинство запросов на такие проекты, а также на выпускные квалификационные работы, поступают от частных предприятий.

— Внутри компании Napoleon IT есть структура под названием «Талант-Сервис», — рассказывает основатель и CEO Napoleon IT Павел Подкорытов. — В рамках этого проекта мы предоставляем разные сервисы, например, подготовку человека — таланта — способного прийти на свою первую работу, получив квалифицированную профессию.

Павел Подкорытов, основатель Napoleon IT

— Мы уже несколько лет сотрудничаем в этом направлении совместно с Институтом информационных технологий. От такой синергии мы получаем большой положительный эффект, — продолжает Павел. — Образовательные курсы строятся на реализации практических проектов, часто коммерческих, за которые ребята могут получить гонорар. Допустим, сеть ресторанов заказывает разработку системы прогнозирования продаж пиццерии или инцидентов и увольнений. Вместе со студентами в проектных группах мы работаем над подобными задачами. С ними взаимодействуют наши практики: разработчики, проектные менеджеры, дизайнеры, архитекторы, аналитики. В ЧелГУ в рамках образовательной инициативы мы планируем запустить лабораторию искусственного интеллекта. Ребята осмысленно идут учиться в эту отрасль, их много, и большая часть студентов нацелена на то, чтобы получить не просто диплом, но и навык в этой сфере за время обучения. Для нас это приятно.

— Мой курс — это разработка веб-приложений, — говорит начальник отдела разработки программного обеспечения компании «Техноком» Денис Балашов. — Он поделен на две части, построенных на использовании двух платформ. Есть и теория, и практика. Обычно даётся какой-либо долгоиграющий проект, который состоит из нескольких частей. Один из последних реализованных студентами проектов — таймхак для формирования расписания занятий, готовое приложение для применения в вузе. У тех, кто здесь учится, горят глаза. Такого, чтобы человек по-тихому отсиживал пару, не припомню.

— Я внедрял гибкие технологии в банковских структурах, — объясняет IT-архитектор компании Software Architect Александр Бындю, который также преподает в ИИТ. — Сила занятий с практиками, по отзывам самих студентов, в том, что ребята получают глубокий ответ на любой вопрос и видят картину реального положения вещей — не теоретического, а такого, как есть на самом деле.

Александр Бындю, IT-архитектор компании Software Architect

— Если преподаватель не работает в этой сфере и не может копнуть дальше теории, это непродуктивно, — говорит Александр. — Допустим, хочешь ты научиться кататься на сноуборде, ты можешь бесконечно долго читать про это книги. Но любой сноубордист, у которого три дня опыта, будет круче тебя. В ИИТ ЧелГУ есть такой опыт: старшекурсники ведут курсы, а младшекурсники программируют проекты. Я преподаю на старших курсах управление продуктами и командой: объясняю, как мотивировать молодежь, чтобы она не разбежалась по лесу на гитаре играть, а продолжила программировать свой проект. Студенты очень живые, клевые, выжмут из тебя максимум, вытрясут всё, что могут.

«Мы не работаем по принципу "прочитайте такую-то главу в учебнике и станете гениями". В сфере ИТ эти знания передаются от человека к человеку»

— Наша выгода от выбранной стратегии в обучении — это 100-процентное трудоустройство выпускников, — рассказывает Юлия Владимировна. — Ребята поработали на третьем курсе над проектами, показали себя работодателю и посмотрели на него сами: поняли, хотят они работать с этой командой, в этом направлении, или нет. Студенты делают выводы в пользу того или иного профиля, основываясь на собственном опыте. Вовлеченность работодателя дает возможность попробовать себя и в интеллектуальном анализе данных, и в машинном зрении, а в итоге найти свою нишу.

Возможности студента в ходе обучения

Студенты ИИТ регулярно участвуют в стартап-конкурсах, где создают собственные проекты и выигрывают на них гранты. В этом помогают не только педагоги, но и развитая инфраструктура института. Лаборатория нового формата iLab, где установлено специализированное программное обеспечение, позволяет студентам разрабатывать новые продукты, моделировать бизнес-процессы и системы защиты информации от различного рода атак.

Лаборатория робототехники помогает в освоении новых интеллектуальных технологий. Здесь студенты создают своих роботов, учатся 3D-проектированию, конструируют квадрокоптеры.

Лаборатория машинного обучения и интеллектуального анализа данных реализует проекты по фундаментальным научным исследованиям в области анализа текстов на естественном языке с помощью глубоких нейронных сетей и прикладным аспектам поддержки принятия решений на основе анализа образовательного контента, социальных сетей и изучения трендов рынка труда. Лаборатория уже три года подряд реализует крупные образовательные проекты — Уральская школа машинного обучения, курсы по нейронным сетям и анализу данных, которые прошли более 200 слушателей из числа студентов, магистрантов и аспирантов разных университетов региона.

Будущее человечества и отрасли информационных технологий зависит от притока новых кадров и идей в индустрию. Во-первых, поддержка будущих специалистов — это решение кадрового вопроса, во-вторых, это помощь в реализации наших проектов. В рамках сотрудничества ЧелГУ и «Интерсвязи» запущена и успешно работает лаборатория машинного обучения и интеллектуального анализа данных, где студенты получают знания и решают реальные производственные задачи, получая опыт. Многие популярные услуги («умные» парковки, транспортная карта «Интерсвязь», «умные» домофоны и др), которыми пользуются южноуральцы, были созданы вместе со студентами ИИТ, которые впоследствии превратились в профессионалов и сейчас работают в компании.

Зачем учиться в магистратуре

Продолжить учёбу в магистратуре возможно по направлениям «бизнес-информатика», «фундаментальная информатика и информационные технологии» и «информатика и вычислительная техника». Это уникальный шанс разработать и внедрить в жизнь проекты, взаимодействуя с преподавателями-практиками, экспертами сферы IT в удобное для занятых людей время. Также институт предлагает возможность 100-процентного дистанционного обучения по любому из направлений.

— У нас нестандартный подход к обучению в магистратуре, — говорит Юлия Петриченко. — Мы только приветствуем, если ребята где-то работают, продолжая обучаться. Занятия проходят по вечерам и легко стыкуются по времени. Интересно, что студенты берут свой реальный рабочий проект и апгрейдят, используя все институтские дисциплины и знания педагогов. Получаются интересные проекты, большие задачи, которые выполнялись полтора-два года и были вынесены на защиту диссертации.

«Каждый раз наши студенты возвращаются с форума "Территория смыслов" и говорят, что это было классно, но мы всё это знаем»

— Магистратура дает тебе не общие теоретические знания, а конкретные практические навыки и связи, — отмечает выпускник бакалавриата и магистратуры ИИТ ЧелГУ Дмитрий Сичинский. — Это возможность улучшить качество образования и повысить перспективы трудоустройства по профессии на новую высокооплачиваемую работу после получения диплома магистра. Преподавать в магистратуру приходят специалисты из различных компаний и просто хантят студентов. По факту, после магистратуры все мои однокурсники устроились на ту или иную работу, связанную с местом работы наших приглашенных преподавателей. Каждый мог вытащить свой счастливый билет в плане трудоустройства. Я не стал исключением. Меня пригласил основатель нашего института Андрей Витальевич Мельников. Он возглавил НИИ в Ханты-Мансийске и завербовал меня. Он понимал высокую квалификацию специалистов, которых готовят в ИИТ ЧелГУ, и набирал себе команду из наших ребят. В масштабах страны эта магистратура — один из самых достойных вариантов. В Ханты-Мансийске я стал начальником отдела по проектам, а буквально три месяца назад переехал в Калининград. Мне сделали еще более крутое предложение. Конкретно сейчас занимаюсь платформами для бизнеса в сфере страхования.

— В ИТ никогда невозможно расслабиться и успокоиться, — добавляет директор ИИТ ЧелГУ Юлия Петриченко. — Я выучил что-либо, и всё знаю — так не бывает. Я всегда говорю студентам: «Мы вас учим учиться». Даже если вы сейчас что-то знаете в совершенстве, не факт, что вы сможете на этом зарабатывать через 5 лет. Надо постоянно самообразовываться. Скорость и прогрессия внедрения ИТ-решений в деятельность компаний невероятная. Когда мы только начинали работать, на Южном Урале никто не понимал, кто такой бизнес-аналитик и зачем он нужен. Сейчас этих специалистов работодатели готовы оторвать с руками.

Выпускник ИИТ — лучшая добыча для хедхантера

Выпускники ИИТ ЧелГУ занимаются разработкой и использованием информационных технологий в бизнесе, применяя полученные навыки в сфере информатики, экономики и управления. Трудятся системными архитекторами, системными интеграторами, бизнес-аналитиками, специалистами по управлению качеством ПО, ИТ-менеджерами, ИТ-консультантами, руководителями ИТ-проектов, SEO и SMM-специалистами, специалистами по ИТ-сервисам, развитию бизнеса, web-дизайнерами, аналитиками, программистами, разработчиками мобильных приложений, интернет-маркетологами, проектировщиками компьютерных сетей. Их ждут в вычислительных и научно-исследовательских центрах, исследовательских подразделениях и отделах разработки программного обеспечения ИТ-компаний, промышленных предприятий, финансовых учреждений, образовательных организаций и органов государственной власти.

— Мы видим, что из ИИТ ЧелГУ выпускаются хорошие специалисты, — отзывается руководитель специальных проектов Digital agency Xpage Антон Стариков. — Мы всегда рады студентам-стажерам и с удовольствием берем их на работу, если им понравилось у нас. Вопрос дохода — один из часто задаваемых. Всегда отвечаю, что у нас можно получать, как в Москве, и даже больше. Удивительно, что больше половины ребят гонятся не столько за заработком, сколько за интересными проектами. Им нужны сложные задачи, чтобы самореализоваться. Они рассматривают Челябинск как старт для дальнейшей успешной карьеры.

— Мы не оперируем таким термином, как «лучший студент», — говорит основатель Napoleon IT Павел Подкорытов. — Мы оцениваем студента с позиции, как он может усилить наш коллектив. Мы это называем «софт скиллс» или «культурный майндсет». Мы поощряем мышление роста и оперируем терминами команды. Кто хочет быть в ней, тот будет. И это вовсе не обязательно тот, кто учится лучше всех.

— Непосредственно после окончания университета большинство ребят остается в Челябинске, но это всегда только начало. Я стараюсь держать связь со студентами, — говорит Юлия Владимировна. — И, например, на 10-летие института многие не смогли приехать, потому что работают за рубежом. Передавали видеоприветы педагогам и сокурсникам. Для многих Москва и Питер — промежуточный этап. Сейчас более десятка наших ребят работают за пределами РФ. Очень часто родители опасаются отпускать своего ребенка после школы куда-то далеко в 17–18 лет и отправлять в самостоятельную жизнь. Особенно если ребенок к этому не очень готов. Я всегда говорю родителям: «Попробуйте для своего ребенка наш бакалавриат. Поучится здесь, а потом перед ним откроется весь мир: магистратуры не только Москвы и Питера, но и Европы, Америки, Китая». Сейчас наш выпускник поступает в Гарвардский университет. Диплом ЧелГУ имеет европейский стандарт. Еще одна выпускница учится в магистратуре в Китае. У нас очень достойное качество обучения. Это подтверждается не оценками, они вторичны. Это подтверждается заработной платой, которую наши выпускники получают, и положительными отзывами работодателей.

Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129,
тел.: 8 (351) 799-72-88, 8 (900) 026-34-56,
8 900 026-34-56 (Viber, WhatsApp, Telegram);
сайт: Iit.csu.ru;
инстаграм: @iit.csu;
«ВКонтакте»;
телеграм-канал;
электронная почта: ab@iit.csu.ru.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления