RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 66%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Образование репортаж «Была на больничном, но не помню, в каком году»: каково быть 83-летним учителем в школе поколения Zoom

«Была на больничном, но не помню, в каком году»: каково быть 83-летним учителем в школе поколения Zoom

Репортаж с урока биологии, которую педагог больше полувека преподаёт в одной и той же школе

Нина Николаевна работает учителем 60 лет, из них в чебаркульской школе № 2 — 52 года

В холодном классе настенные часы мерно отсчитывают минуты. За щербатыми партами — ученики 8 «Б». 15-летние подростки, обычно подвижные и шумные, на этот раз молчат и, кажется, даже не следят за временем в ожидании, когда закончится урок. Все замерли в тягучей тишине и смотрят только на учителя. С указкой в руке между рядами медленно и немного ссутулившись передвигается преподаватель биологии — 83-летняя Нина Николаевна Калманкина.

Чтобы усмирить учеников, учителю достаточно строго посмотреть поверх очков. Тишина до конца урока обеспечена

На последнем уроке в этот день она расскажет о строении организма, заполнит с детьми таблицу и отпустит школьников после звонка на следующие занятия.

А дальше — дальше не совсем привычная, но обязательная работа, которой пожилой учитель занимается только три последних года из своих 60 лет преподавания. Работа, связанная с новыми технологиями в школе, компьютером и дистантом, который вот-вот обещает вернуться.

Пожилой педагог говорит, что ей не просто нравится работать в «Сетевом городе», это ещё и интересно

Дом и Zoom


Класс опустел, Нина Николаевна укутывается в тёплый платок и включает компьютер.

— Надо заполнить журнал и дневники в «Сетевом городе», — объясняет она.

Учитель освоила это приложение три года назад, когда ей исполнилось 80. И, как рассказывают, сделала это успешнее даже, чем молодые коллеги.

В школе, в которой трудится Нина Николаевна, 9 учителей старше 65 лет. По русскому языку почти всем педагогам 70–73 года

Компьютер стоит в кабинете Нины Николаевны, и до коронавируса выставлением оценок она занималась в паузах между уроками. Сейчас же, когда дети сидят только в своих классах и учителя-предметники сами ходят к ним, заполнение «Сетевого города» перенеслось на конец рабочего дня.

Сегодня — исключение. Биология прошла в родном кабинете, так как Нина Николаевна — классный руководитель 8 «Б», её дети занимаются здесь постоянно.

— Уроки провёл — надо выставить оценки, отметить пропуски. Когда интернет нормально работает — не много времени занимает. Когда тупит (иногда) — долго ждёшь, — с улыбкой отвечает она, используя молодёжный жаргон. — Эта работа занимает минут 20, а если только оценки выставить — и того меньше. Если с чем-то не могу разобраться, спрошу, мне сразу кто-нибудь помогает — либо учитель информатики, либо дети, они же хорошо все в компьютерах разбираются.

Дома у Нины Николаевны тоже есть компьютер. Когда выставить оценки в школе она не успевает, заполнение «Сетевого города» перерастает в домашнюю работу. Ну а в конце прошлого года, когда все были на дистанте, пользоваться компьютером, установленным в квартире, приходилось и вовсе каждый день.

— Это было в конце марта, я пришла в школу, мне показали, как будем работать. И я пошла домой, делать, — вспоминает она.

Нине Николаевне приходится не только учить, но и учиться — особенно тому, что касается работы за компьютером

Как человек, привыкший работать в системе, да ещё и с советских времён, Нина Николаевна принимает все новые требования беспрекословно и ни на что не жалуется. Чтобы вспомнить, что ей не понравилось на дистанте, учителю понадобилось немного времени и усилий:

— Трудно было только, когда некоторые дети присылали свои контрольные работы с очень неразборчивым почерком.

Вот и все претензии.

— А были такие переживания, что не получится подключиться к Zoom, например, и из-за этого урок будет сорван?

— И что? — недоумённо смотрит Нина Николаевна. Педагог, несмотря на свой возраст, считается среди коллег передовым. Признаться, что у неё есть пробелы в знаниях школьной жизни, учитель не может.

— А вы знаете, что такое Zoom?

— Не знаю, — наконец ответила она и слегка смутилась. — Такой программой мы не пользовались. Мы просто проверяли работы, которые дети нам присылали, и выставляли оценки. Мы детей не видели. Никак уроки не объясняли. Давали задание, дети их выполняли, учителя проверяли.

Если школьников снова отправят на карантин, чебаркульская школа № 2 будет работать по прежней схеме. Новых вводных учителям ещё не дали.

Там, где можно обойтись простым наглядным материалом, используют плакаты. Для объяснения тем посложнее включают проектор

— А Viber вам знаком? Им часто пользуются родители и учителя в обычной жизни.

— Я знаю, Viber — это там, где общаются, — оживилась Нина Николаевна. — Но я им не пользуюсь, потому что у меня телефон простой, без интернета. Если мне нужно передать какую-то информацию, я прошу коллег. А если сами родители хотят мне что-то сообщить или спросить — они просто мне звонят. И только днём, по ночам никто не тревожит.

Митоз, мейоз и… терроризм


В кабинете биологии перед доской висит проектор. Нина Николаевна говорит, что часто им пользуется, а сегодня не стала — тема неподходящая.

— Раньше были только учебники и плакаты. А сейчас мы можем сделать по любой теме презентацию, показать её. Ребята и я с удовольствием готовим презентации. Я научилась этому в 7-й школе, на курсах. Это было лет пять назад или даже больше, — рассказывает учитель. — Современные дети сообразительные, раскрепощённые. Они знают очень много, но не по программе. И чтобы донести информацию в удобной и привычной для них форме, мы используем видео. Например, биосинтез белка. Это очень трудная тема. Очень. Митоз, мейоз… Когда просто рассказываешь об этом, ученики начинают такие глаза строить: откуда что взялось? Но мы же не залезем в клетку животных или человека. Конечно, лучше показать, как происходит деление ядра, как хромосома раскручивается, да цветная, да нарядная, как сближается, как растягивается — в общем, интересно. На видео это всё наглядно, и внимание детей не отвлекается. Они и слышат, и видят, дисциплина появляется. А когда монотонная речь, они устают.

Отвечать на уроке Нины Николаевны можно, только подняв руку. Выкрики с места она не приветствует

А ещё часто проектор задействуют на классных часах. Темы для презентаций могут быть разные — от безопасности на каникулах до коронавируса и терроризма.

— Самыми первыми в сентябре проходят «беслановские уроки». Мы говорим про нападения на школы, — рассказывает Нина Николаевна. — Магнитогорск — обязательно. В прошлом году мальчик из нашей школы делал по теме Магнитогорска проектную работу. Он решил стать спасателем МЧС и рассказывал, зачем нужна эта профессия, упомянул, что в Челябинской области был такой случай, как работали спасатели и их потом награждали.

Что ещё можно обсудить с детьми? Да что угодно. Учитель смотрит телевизор и в курсе всех новостей, правда, только тех, что показывают на телеканале «Россия».

Нина Николаевна смотрит местные и федеральные выпуски новостей, а если вечером время позволяет, то ещё и «60 минут» с Ольгой Скабеевой.

И даже несмотря на то, что телевизионное меню у пожилого учителя весьма скромное, Нина Николаевна знает, кто такой Алексей Навальный.

— Недавно про него говорили, это блогер, — говорит она.

Блогерами хотят стать и её ученики, поэтому педагог старается быть, что называется, в теме.

Правильный и строгий учитель после уроков превращается в добрую бабушку, которая может и пошутить, и сказать что-нибудь по-молодёжному

Сад из прошлого и свобода-2020


Нина Николаевна работает учителем с 1960 года, а в чебаркульской школе № 2 — с 1968-го. Все эти годы она ходит на уроки пешком каждый день (даже когда выходной) и всегда по одному и тому же маршруту, который составляет чуть больше километра.

Полтора километра до школы Нина Николаевна всегда проходит пешком. Ей кажется, что так быстрее, чем на транспорте

52 года она работает в одном и том же здании, на одном и том же этаже и в том же кабинете. Удивительно, но ничего из этого ей так и не приелось. Учитель не хочет ничего менять и готова и дальше ходить по своей проторенной когда-то дорожке.

Сложился определённый порядок. Я флегматик, и эта стабильность для меня, наоборот, это хорошо, — объясняет она.

— Вы хоть раз за 60 лет сталкивались с профессиональным выгоранием?

— Я не знаю, у меня, по-моему, такого не было, — растерялась педагог. — Мне очень нравится моя работа. Мне очень нравятся дети. Мне так хорошо в школе!

— А утром вы с какими мыслями просыпаетесь?

— Строю планы на день, у меня с утра всегда свежая голова.

Много Нина Николаевна думает о своих детях, внуках, правнуках:

— Детей у меня двое, внуков — трое. Все они учились в моей школе.

— А много у вас правнуков?

— Трое или четверо (смеётся). В 10-м и 9-м классе [учатся]. И двое маленьких ещё, в садик ходят.

В школе № 2 города Чебаркуля учились сначала дети и внуки Нины Николаевны, а теперь и правнуки

Как к внукам относится учитель и к своим ученикам. Мысли о них тоже крепко сидят в её голове.

— Максим сегодня сидел, ничего не делал. Значит, проблемы в семье, — рассуждает Нина Николаевна в нашей беседе после уроков. — Я чувствую настроение детей, и мне очень важно знать, что с ними происходит за пределами школы. У меня в классе трое учеников седьмого вида (с задержкой психического развития. — Прим. ред.), они из таких семей, где ласки нет. Они рассчитывают от меня её получить. Они запущенные и требуют много внимания.

52 года Нина Николаевна не только ведёт биологию в чебаркульской школе, но и занимается садом — под окнами своего кабинета.

Бархатцы, календула, душистый табак, амаранта, настурция, львиный зев, астры и георгины...

Там она не только работает с детьми, которые ходят в кружок цветоводства, но и наблюдает с учениками за влиянием подкормки, пасынкования, за межвидовой борьбой растений, когда они проходят это в учебнике.

— Это ваша идея была разбить такой сад? Или вам кто-то предложил?

— Это вроде по программе положено, — учитель недоумённо посмотрела на нас.

Нина Николаевна такая современная и активная, но её возраст моментами всё-таки себя выдаёт.

— В школах положены овощные огороды, но в черте города это неприемлемо. А цветы можно выращивать. У нас всегда такой сад при школе был, — рассказывает она. — Мы тут опыты проводим, приучаем ухаживать за растениями, а то некоторые даже вскапывать-то не умеют.

...чего только нет на садовом участке, которым Нина Николаевна занимается уже больше полувека 

— А вы можете с лопатой поработать на участке?

— А почему нет?!

Уходить из школы или нет — учитель даже не гадает

Может педагог действительно многое, не может только одного — оставить свою школу. Причин этому несколько, главные из них — любовь к преподаванию и ответственность.

— Когда пришло время уходить на пенсию, я даже не раздумывала, — признаётся Нина Николаевна. — Как работала, так и продолжила работать. Я чувствую силы и справляюсь со всеми заданиями. Мне дома скучно, а в школе хорошо. Если сравнивать разные периоды моей работы, сейчас мне нравится больше всего. Свободнее как-то стало — в творческом плане. У нас появилось больше возможностей ученикам материал передавать и пользоваться приборами разными, компьютерами.

Биологию в этом учебном заведении ведут только два учителя — Нина Николаевна и педагог помоложе — Ирина Викторовна. Часы между ними расписаны поровну. И не дай бог заболеть и не прийти на работу.

В самой школе цветы тоже собраны Ниной Николаевной, их тут больше сотни разных видов

— Дети раньше постоянно говорили: «Мама, хватит уж. Ну сядь ты дома». Каждый год — последний год у меня, я им так обещаю, — смеётся учитель. — Теперь уже перестали верить, даже и не спрашивают, когда уйду из школы. Поднимали этот вопрос снова, только когда коронавирус появился. Заботились обо мне, на дом продукты приносили.

Сама же Нина Николаевна коронавируса не боится. Педагог надеется, что всё обойдётся, ведь, по её мнению, в Чебаркуле обстановка лучше, чем в других городах. Никто из знакомых учителя COVID-19 не болел.

У Нины Николаевны феноменальная память — она помнит всех своих учеников. Если коллегам нужно кого-то найти, они всегда обращаются к ней

В тот день, когда мы общались с Ниной Николаевной, у неё был охрипший голос.

Своё 83-летие Нина Николаевна отметила 1 октября

— Простыла. На балкон вышла на минутку. Продуло. У меня температуры нет. Я не болею, просто охрипла, нормально всё, — заверила она. — Я вообще не хожу на больничный. Только раз у меня поднялось давление, и врач отправила домой лечиться. На следующий день я пришла в школу. Помню, что этот больничный длился только один день, но не помню, в каком году.

Хотите поделиться интересной историей? Пишите нам на почту 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления