»ль€ ƒолгушин, ректор ёжно-”ральского государственного медицинского университета: «я принадлежу к партии своего университета, и ни к какой другой»

 иевска€ школа

»ль€ »льич, в этом году ёжно-”ральскому медицинскому университету исполнилось 70 лет?

– ћы скромно отметили эту дату, потому что 70 лет – это не юбилей. ёбилей – 25, 50, 75... ѕо сути мы последн€€ генераци€ вузов, которые возникли во врем€ войны. »х было немало, вли€ние оказала эвакуаци€ вузов из европейской части страны во врем€ ¬еликой ќтечественной войны.

¬ „ел€бинск был эвакуирован  иевский медицинский институт?

– ƒа, и мы гордимс€ тем, что сохранили традиции киевской медицинской школы. ¬едь своим рождением наш медицинский университет, действительно, об€зан  иевскому мединституту, который был в те годы одним из сильнейших медицинских вузов в ———–. ѕервый год – 1943 – он существовал здесь как  иевский медицинский институт, а с 1 июл€ 1944 года вуз стал называтьс€ „ел€бинским медицинским институтом.

ѕрофессура  иевского института осталась в „ел€бинске после войны?

– ћногие профессора и преподаватели после окончани€ войны вернулись в  иев, но 174 человека остались в „ел€бинске, в том числе и очень крупные ученые – заведующие кафедрами терапии, хирургии, дерматологии-венерологии, глазных болезней, Ћќ– болезней… “о есть ведущие клинические кафедры института возглавили эти ученые и сформировали ведущие научные школы. «атем на смену им пришли их ученики, поэтому сохранились традиции киевской школы.

»ль€ ƒолгушин, ректор ёжно-”ральского государственного медицинского университета: «я принадлежу к партии своего университета, и ни к какой другой»

Ќа ваш взгл€д, сегодн€ в стране достаточно вузов, которые готов€т врачей?

– ≈сли к выпускникам тех вузов, которые есть, относитьс€ бережно, то врачей выпускаетс€ достаточно.

Ќова€ страница

»ль€ »льич, вы ведь родились в  изильском районе?

– –аньше наше село относилось к  изильскому, а теперь к јгаповскому району. “ам € вырос, школу окончил.

—кажите, трудно было выпускнику сельской школы поступить в мединститут?

– я этого не почувствовал. Ўколу € окончил с медалью и даже не задумывалс€ – трудно, легко... «ахотел поступить в медицинский институт, приехал в „ел€бинск, сдал экзамены на две п€терки и одну четверку, и поступил.

 то-то из ваших родственников был врачом?

– —ейчас в числе моих родственников врачей много, а тогда никого не было, мама работала в школе учительницей.

» вы, наверн€ка, не предполагали, что учеба в медицинском институте – это сурова€ зубрежка?

– “олько первые два года надо зубрить, это точно. Ќо € всегда говорю студентам: нужно жить полноценной жизнью! ƒа, учеба в нашем университете очень трудна. Ќо если молодой человек не ограничивает свою жизнь только учебой, то и учитьс€ ему легче. Ќадо и спортом заниматьс€, и наукой... ¬се, что интересно тебе, что увлекает по насто€щему, развивает теб€ и помогает учитьс€. —о второго курса € начал заниматьс€ наукой на кафедре микробиологии. » до сих пор на этой кафедре работаю. ј параллельно в студенчестве занималс€ туризмом, куда мы только ни ходили с реб€тами – и по —ибири, и по ƒальнему ¬остоку, и ”ральские горы все облазили, в Ќорильске были… » это туристское братство сохранили по сей день, встречаемс€, чтобы посидеть, вспомнить...

—ейчас в походы ходите?

– —ейчас хожу только на работу. (—меетс€.)

»ль€ ƒолгушин, ректор ёжно-”ральского государственного медицинского университета: «я принадлежу к партии своего университета, и ни к какой другой»

Ќо и на посту ректора продолжаете заниматьс€ наукой?

– ѕерерыв в науке невозможен, если тебе это интересно, если работаешь над серьезной и актуальной проблемой.

¬ы защитили кандидатскую диссертацию в области иммунологии в 1973 году, окончив институт в 1970-ом. «начит ли это, что со студенческой скамьи был наработан некий материал дл€ будущей диссертации?

– ћентальна€ база, конечно же, была, потому что в студенческие годы € усиленно занималс€ в научном кружке. ќсновы научной школы в области иммунологии у нас были заложены Ћьвом яковлевичем Ёбертом, который приехал сюда в 1958 году из ѕетербурга. ќн был выпускником военно-медицинской академии, человеком неординарным. »менно Ћев яковлевич начал развивать в институте иммунологию и микробиологию. ” него огромное количество учеников, публикаций, монографий. » сегодн€ мы, по мере сил и возможностей, продолжаем его дело.  онечно, каждый занимаетс€ своим направлением в иммунологии.

¬ 1981 году вы защитили докторскую, к тому времени уже занимались клеточной иммунологией?

– Ёту страничку – клеточна€ иммунологи€, современные иммунологические технологии – в „ел€бинске открыли уже ученики Ћьва яковлевича.   моменту защиты докторской € занималс€ иммунологией травмы – ожоговой, механической, по сути, современной экспериментальной иммунологией. ѕолучилась хороша€ экспериментальна€ работа.

 ак далеко за эти годы шагнула наука в медицине?

– ¬ы же сами видите, что творитс€ в биологии: репаративна€ медицина, стволовые клетки... Ёто все произросло из генетики и иммунологии, потому что стволовые клетки были, по сути, открыты иммунологами-гематологами.  леточные технологии, которые лежали в основе современной иммунологии, пришли в генетику и дали вот такой стремительный рывок. ¬ообще, иммунологи€, клеточна€ биологи€, генетика, репаративна€ медицина – лидеры науки XXI века. ƒумаю, лет через 10-15 можно будет трансплантировать органы, выращенные из собственных стволовых клеток человека.

»ль€ ƒолгушин, ректор ёжно-”ральского государственного медицинского университета: «я принадлежу к партии своего университета, и ни к какой другой»

—ложно развивать науку в университете?

– ¬ этом плане сложно соперничать сегодн€ со странами «апада, где на развитие науки выдел€ютс€ немалые средства, где очень активно развиваютс€ технологии. Ќо российска€ наука как всегда берет не деньгами, а креативностью – новыми иде€ми. ѕон€тно, что вс€кое научное направление, прежде всего, – это хороша€ плодотворна€ иде€, котора€ развиваетс€, несмотр€ на отсутствие денег и современного оборудовани€. ћы много лет занимаемс€ нейтрофилами, считаю, что сегодн€ у нас сама€ сильна€ в –оссии школа по нейтрофилам.

—оперников много?

– » на «ападе, и в –оссии. Ќо € не назвал бы их соперниками, это наши друзь€, коллеги, потому что занимаемс€ мы одним делом. ѕросто кому-то повезет сформулировать новую идею, и он несколько опережает своих коллег.

 акое значение имеют ваши открыти€ дл€ обычного человека?

– ћы занимаемс€ изучением роли нейтрофилов в защите от микроорганизмов, то есть противоинфекционным иммунитетом человека и ролью нейтрофилов в этом деле. ¬ последнее врем€ очень серьезно занимаемс€ изучением совершенно нового свойства нейтрофилов – способностью образовывать так называемые внеклеточные ловушки. “ут мы впереди своих российских коллег. » статьи есть, и монографии, и диссертанты.

ѕро Ёболу скоро забудем

¬аши открыти€ помогут остановить такие эпидемии как Ёбола, о которой сегодн€ весь мир говорит?

– ƒумаю, что про Ёболу мы забудем через два года, потому что этот вирус не столь изменчив, как, скажем, вирус гриппа или вирус иммунодефицита. ѕочему мы еще очень долго не сможем справитьс€ с гриппом или ¬»„-инфекцией, потому что эти вирусы очень изменчивы. »ммунитет, созданный вакцинами, которые приготовлены из одного варианта вируса гриппа или ¬»„, уже не защит€т человека через несколько лет, потому что вирус изменилс€. ј вирус Ёбола пока стоек. Ќе поддаетс€ модификации. ѕо крайней мере, так считают на сегодн€шний день. ƒумаю, уже к концу следующего года будут созданы хорошие вакцины, с помощью которых удастс€ справитьс€ с эпидемией.

»ль€ ƒолгушин, ректор ёжно-”ральского государственного медицинского университета: «я принадлежу к партии своего университета, и ни к какой другой»

 ак вы понимаете, вопрос об эпидемии Ёбола возник не случайно, ведь несколько лет вы работали в √винее.

– ƒа, как раз там, где сейчас Ёбола процветает. ћне предложили туда поехать после защиты докторской диссертации. ¬ то врем€, когда в –оссии еще не говорили о ¬»„-инфекции, € там ее наблюдал. ƒело в том, что в этой стране даже не средневековый уровень жизни, а первозданный. Ћюди живут так, как жили много тыс€ч лет назад. Ќикакой санитарии, культура населени€ очень низка€. ѕосле пребывани€ там французов началось какое-то приближение к цивилизации, но затем произошел переворот и сегодн€ положение в стране очень сложное.

“ам вы тоже работали над проблемами иммунологии?

– я преподавал иммунологию и микробиологию в университете, а мо€ жена преподавала акушерство и гинекологию и работала врачом. –аботать было очень сложно.

¬ чем заключалась сложность?

– “рудно описать, надо пожить там недельку. ¬о-первых, очень жарко – ощущение посто€нно прилипшей к телу рубашки. ¬о-вторых, высока€ опасность инфекции. » это все врем€ сидит в голове, все врем€ нужно думать о профилактике.   тому же, мы с женой были там, а дети остались здесь. “€жело было. ћы поработали два года и вернулись. Ѕыл в „ел€бинске преподаватель ¬ладимир „ирков, который там работал почти 20 лет. ќн преподавал физиологию. ƒело в том, что наш вуз много лет был базой дл€ подготовки преподавателей дл€ университета в  онакри. јкадемик ёрий ћихайлович «ахаров тоже там работал, —ергей »ванович ћарычев, ¬италий Ќиколаевич ѕожар, потом €. ћного лет мы как бы эстафету держали на кафедре микробиологии в этом университете – один приезжал в √винею, другой возвращалс€ домой...

ѕолучаетс€, что у вас там есть ученики?

– ≈сть, первое врем€ мы поддерживали св€зь с ними. Ќо когда в √винее после переворота сменилс€ президент, отношени€ между нашими странами испортились и все св€зи прервались.

Ќаучную пользу из этой поездки вы дл€ себ€ извлекли?

– —корее всего, жизненный опыт.  роме того, € – турист со стажем, дл€ мен€ это был экстремальный поход.

„ем вы объ€сн€ете тот факт, что о ¬»„-инфекции сегодн€ в –оссии говор€т гораздо меньше, чем в прежние годы? —оздаетс€ впечатление, что проблема благополучно решаетс€.

– Ќет, проблема не решена и в ближайшей перспективе, думаю, решена не будет. ќчень хитрый вирус. «аболеваемость высока€, лечение очень дорогое. ¬акцины нет, и вр€д ли она скоро по€витс€. Ќо социальные, гигиенические пути профилактики этого заболевани€ известны, поэтому те, кто заботитс€ о собственном здоровье, ¬»„-инфекцией не заболеют. ѕочему об этом стали меньше говорить? ¬еро€тно, наступила кака€-то усталость. Ќо проблема в –оссии стоит остро, поэтому надо продолжать воспитывать население.

¬озврата к госраспределению не будет

ћожно ли проблемы иммунодефицита человека, которыми вы также занимаетесь, св€зывать с экологическими услови€ми?

–  онечно, экологи€ накладывает определенный отпечаток, но не лежит в основе заболевани€. »ммунодефицит, особенно врожденный, – это генетический дефект, который передаетс€ от родителей ребенку. ¬ современном мире нет естественного отбора в человеческом обществе, который был когда-то, что преп€тствовало распространению патологии. —овременна€ медицина спасает слабых детей, потом у них по€вл€ютс€ свои дети, внуки… ¬озникает цепочка. » самый т€желый иммунодефицит именно врожденный. „то касаетс€ приобретенного иммунодефицита, он все-таки поддаетс€ лечению. Ќапример, аллерги€ – предрасположенность генетическа€ совершенно четка€, тем не менее, есть способы ее лечени€, способы предупреждени€ аллергических приступов.

Ќа ваш взгл€д, практическа€ медицина сегодн€ отстает от того, что происходит в науке?

– ¬ –оссии – да.

Ёто обидно дл€ ученого?

–  онечно, обидно, мы могли бы полноценно конкурировать с «ападом. ћозгов у нас дл€ этого достаточно.

„то бы вы изменили в современном российском здравоохранении?

– я на эту тему не хочу говорить, скажу только одно: совершенно конкретное в медицине направление – подготовка кадров – у нас на хорошем уровне. ¬от здесь € могу рассуждать предметно, какое бы направление в подготовке кадров мы ни вз€ли.

 уда ваши хорошо подготовленные кадры уход€т, если в медицине сегодн€ недостаточно специалистов?

– Ѕольша€ часть все-таки в медицину. ћы тер€ем, по нашим подсчетам, процентов 30. Ќо точной статистики нет. Ёти данные должно анализировать другое ведомство – минздрав, потому что со всеми выпускниками заключаютс€ договоры на трудоустройство. Ёто происходит на 6 курсе университета, перед тем, как реб€та поступ€т в интернатуру. «аключение таких договоров предусмотрено в новом законе об образовании. –ечь идет о целевом договоре, который заключаетс€ между студентом и работодателем, то есть лечебным учреждением.

»ль€ ƒолгушин, ректор ёжно-”ральского государственного медицинского университета: «я принадлежу к партии своего университета, и ни к какой другой»

„то должен сделать дл€ специалиста работодатель, заключив такой договор?

– ѕредоставить определенные социальные услови€ дл€ того, чтобы выпускник поехал работать в то или иное учреждение здравоохранени€. Ёто может быть дополнительна€ стипенди€, это об€зательный соцпакет после окончани€ вуза. „ем больше работодатель вложит в студента, тем веро€тнее приезд специалиста в это лечебное учреждение. ќтветственность за «доезд» специалиста к месту работы лежит на работодателе и органах власти. ј на нас – ответственность за качество подготовки. “ак распор€дилс€ закон об образовании. » € считаю, что это правильно.

“о есть разговоров об об€зательной отработке после окончани€ вуза в принципе не должно быть, закон этот все ставит на свои места?

– ƒумаю, возврата в госраспределению уже не будет, но целевой договор – альтернатива государственному распределению. “олько заинтересовать надо молодого специалиста. ¬ законе пр€мо написано: если работодатель не вкладывает ничего в будущего специалиста, он не может заставить его работать в данном лечебном учреждении. ј вот если участвовал материально, то может заставить вернуть деньги, если специалист нарушил услови€ договора. —ейчас умные работодатели так и делают – отслеживают толковых реб€т чуть ли не с первого курса. ќни у них проход€т практику. » если работодатель гарантирует хорошее место, выстраивает карьерную траекторию, то он получит этого специалиста.

¬се логично, казалось бы.

– Ћогично, но мы пока гору с места сдвинуть не можем. Ќадеюсь, скоро начнет что-то мен€тьс€. —ейчас министром здравоохранени€ области стал наш выпускник —ергей Ћеонидович  ремлев – толковый руководитель, он эти проблемы хорошо понимает. Ќо пока мы буквально воюем с муниципалитетами и с лечебными учреждени€ми – приглашаем приехать главных врачей и руководителей муниципалитетов в наш университет дл€ заключени€ договоров. Ќе приезжают! ¬еро€тно, не могут ничего обещать выпускникам, потому что деньги на это надо закладывать в бюджет.

≈сли такие проблемы с трудоустройством, зарплаты тоже невысокие в медицине, почему сохран€етс€ большой конкурс в медицинские вузы?

– я порой шучу: число сумасшедших не уменьшаетс€. ј если серьезно, талантливую молодежь прит€гивает, скорее всего, возможность очень интересной работы, в том числе, и в науке. —ейчас начала решатьс€ проблема зарплат в медицине, думаю, все выправитс€ со временем. ƒа, конкурс у нас по-прежнему высокий, самые серьезные проходные баллы в медицинских вузах, поэтому можно говорить о том, что к нам поступает элита – очень талантливые реб€та, работоспособные.

≈сть така€ парти€

ƒл€ того чтобы заниматьс€ наукой в университете, необходимо создать современную научную базу. Ёто возможно?

– ѕрактически невозможно. Ѕюджет дает нам около миллиарда рублей в год, из них на науку — всего восемь миллионов. “о есть деньги дают медицинским вузам только на зарплату, наука в вузах практически не финансируетс€. “ем не менее, наш университет – один из 50 медицинских вузов –оссии, которому удалось попасть в приказ минздрава о создании центров коллективного пользовани€.

„ем будут заниматьс€ эти центры?

– ¬опросами регенеративной персонифицированной медицины. “акие центры – это современные биотехнологические институты по работе со стволовыми клетками. —тоимость одного такого центра – полтора миллиарда рублей. ¬ –оссии планируетс€ построить 10 центров. ћы должны были начать строительство еще в прошлом году, уже строительный план составлен. Ќо денег не дали и в этом году...

“о есть все, что делаетс€ дл€ науки в университете – внутренний бюджет?

– ƒа, собственные средства. ћне в свое врем€ через минздрав удалось пробить создание на базе университета института иммунологии, нам выделили 25 ставок, и он сейчас работает.

 аким видите будущее российского медицинского образовани€?

– ¬ вузы надо вкладывать деньги. ѕотому что кадры нужно хорошо готовить. Ѕазовое образование в принципе у нас неплохое, а вот инфраструктура – современное учебное оборудование, клинические базы – требует вложений. Ёто позволит учить студентов на передовых образцах. Ќе будем вкладывать в инфраструктуру – отстанем. —в€зи с научным миром сегодн€ есть, и мы видим, насколько мы бедны.

—о студенческих лет вы св€заны с „ел€бинским медицинским институтом (ныне университетом), никогда не хотелось уехать?

– (”лыбаетс€.) ћожет быть, бегать и веселее, но это не дл€ мен€.

ƒважды коллектив голосовал за вашу кандидатуру на пост ректора.  акое качество характера позвол€ет вам побеждать?

– „естно говор€, не думал об этом. Ќаверное, важно быть справедливым ко всем. » оставатьс€ патриотом своего вуза. я всегда говорю, что принадлежу к партии ёжно-”ральского медицинского университета, и ни к какой другой.

»ль€ »льич ƒолгушин с отличием окончил „ел€бинский медицинский институт в 1970 году. ¬ 1973 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора Ћ.я. Ёберта, в 1981 году – докторскую диссертацию. — 1981 по 1983 год заведовал кафедрой микробиологии и иммунологии в ”ниверситете  онакри (√вине€). ¬ 1985 году ».». ƒолгушин избран профессором, а с 1987 года заведует кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии „ел√ћј. –аботал также деканом лечебного факультета „ел√ћј, проректором по учебной работе. 30 июн€ 2005 года избран ректором „ел€бинской государственной медицинской академии. ќсновные научные работы ».». ƒолгушина посв€щены вопросам экспериментальной и клинической иммунологии, микробиологии. Ўирокое признание в современном медицинском сообществе получили его разработки по исследованию биологически активных продуктов нейтрофилов, процессов кооперации нейтрофилов с другими клетками крови. ¬ 1998 году ученый организовал группу экспериментальной иммунологии проблемной лаборатории «Ёкспериментальна€ и экологическа€ физиологи€ системы крови, иммунологии и цитогенетики» ёжно-”ральского научного центра –јћЌ, а в 2001 году создал и возглавил научно-исследовательский институт иммунологии в „ел√ћј.