Восстановленные балеты «Русских сезонов»
Актеры-участники: народный артист России Николай Цискаридзе, народная артистка России Илзе Лиепа и балетная труппа театра «Кремлевский балет»
Театр оперы и балета 19:00С апрельской погодкой не повезло: снег, ветер, распутица. Но это не помешало визиту великих артистов русского балета. Андрис и Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе, Андрей Петров приехали в Челябинск из Новосибирска в рамках гастрольного тура дягилевских «Русских сезонов». Если в начале прошлого века эти представления гремели во славу русского искусства в европейских столицах, а не в России, то сейчас отечественный зритель первым увидит новую страницу в летописи мировой культуры.
Безмолвные журналисты
Радио «Олимп» устроило в день приезда артистов пресс-конференцию для челябинских СМИ. Надо сказать, журналисты пришли профессионально вялыми: друг друга не перебивали, да и вопросы придумывали с трудом. Спрашивали, в основном, у Андриса о «Русских сезонах» и, в основном, то, что написано в Интернете. Тем временем Андрей молчал, Илзе смотрела вдаль, поверх журналистских голов, Николай сложив руки на груди, рассматривал интерьер или собственные пальцы. Периодически зависала пауза. Полина, представительница «Олимпа», даже обратилась с вопросом к писательско-говорящей братии:
– Неужели у вас нет вопросов к исполнителям главных партий в балете?
– Есть, – ответили из зала.
– Да ладно, мы так замечательно здесь молчим, – пошутил Цискаридзе.
И после этого пошло-поехало.
Что было, что есть, что будет
Николай рассказал, что главным достижением в жизни для него является возможность выспаться, когда засыпаешь с чистой совестью. Балет, по его словам, – работа с самого начала ненормальная, с позиции рук, ног: «Над нами издеваются с самого детства». Но от своей работы получает истинное удовольствие, ведь если актеру не нравится быть на сцене, пусть он сидит дома и пьет чай. В нашем городе Цискаридзе был семь лет назад, до ремонта театра оперы и балета. Выразил надежду, что сейчас сцена будет лучше.
Кстати, танцовщики отметили, что самая хорошая сцена для их ног – из корабельной сосны, она амортизирует. Но в последнее время немногие театры могут себе позволить это дорогое удовольствие, а потому находят альтернативу – профессиональный пол. Из чего он делается, не имею представления, но представления Кремлевского балета проходят на нем без травм.
Илзе Лиепа, к моему удивлению, оказалась эмоциональной, непосредственной в общении и очень обаятельной. Сказала, что ездить по просторам России – не подвиг, но что-то героическое в этом все же есть, тем более что публика принимает, приходит в театр. Обратила внимание на мистическое сплетение судеб: первые па Илзе, Андрис и Николай сделали именно в хореографии Андрея Петрова. На вопрос о роли в кино, балерина рассказала историю о 125-серийном сериале «Танго втроем», в котором ей предложили роль, но она отказалась: не к душе, потому что съемки должны были проходить в Аргентине и длиться полгода.
Андрис Лиепа в этом году планирует поставить балетный концерт в Риге к 70-летию со дня рождения отца – Мариса Лиепы, который был одним из легендарных танцовщиков Большого театра и оказал огромное влияние на историю мужского танца.
«Синий бог» и «Жар-птица»
На челябинской сцене звезды Кремлевского балета дадут «Жар-птицу» и премьерного «Синего бога». Прошло почти сто лет со времени успеха этих спектаклей в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Сейчас они возрождаются. Восстановлением шедевра балетного искусства занимается балетмейстер и продюсер Андрис Лиепа. Художественным руководителем проекта стал Народный артист России Андрей Петров, который, кстати, уже знаком с Челябинском: когда-то он создал балет «Двенадцать стульев» на музыку Г.Гладкова специально для нашего оперного театра. С тех пор этот балет не повторялся ни в одном городе.
Балет «Синий бог» называют изюминкой «Русских сезонов ХХI века». Первоначальная хореография спектакля не сохранилась, поэтому движения собирали по эскизам, рисункам, запискам. «Жар-птица» уже 14 лет с огромным успехом идет на сцене Мариинского театра. Сам факт воссоздания знаменитых балетов, по словам Андриса Лиепы, имеет право на жизнь, что будет потом – зависит от зрителя.