
«Русь» без глушилок
Как-то на одной из выставок екатеринбургских деятелей современного искусства в качестве экспоната представили глушилку под названием «Антишансон». Вот представьте, едете вы в маршрутке с ребенком (а может и без), а везет вас не кто-нибудь, а ярый любитель

ЦДС, 19:00
Как-то на одной из выставок екатеринбургских деятелей современного искусства в качестве экспоната представили глушилку под названием «Антишансон». Вот представьте, едете вы в маршрутке с ребенком (а может и без), а везет вас не кто-нибудь, а ярый любитель радио «Шансон», по которому дяденька поет хриплым голосом про зону и братков. Разумно предположить, что не каждый захочет сам слушать такую музыку и посвящать в эти блатные темы детей. Потому глушилку и придумали. Настраиваешь на нужную частоту, включаешь и... наслаждаешься тишиной.
Конечно, всегда найдутся противники столь радикальных методов. Либо такие же ярые любители шансона, как и водитель маршрутки.
Конкретно я не собираюсь ни ругать, ни восхвалять эту музыку. Хотя не люблю ее ни в одном из вариантов. Про зону или про Русь-матушку там поют, хриплым или задушевным голосом – не важно. Все это, на мой взгляд, зачастую напичкано либо псевдодушевностью, либо душевностью, выраженной достаточно примитивно. Но в чем феномен музыки под общим определением «шансон», так это в том, что она редко оставляет кого-то равнодушным. Вызывая либо резкое «Фу!», либо восхищенное «А!», либо принятие, либо отторжение. Вот и личность сегодняшнего гастролера Стаса Михайлова, который на радио «Шансон» – свой человек, тоже наверняка вызовет противоречивые мнения. Но если кто-то с удовольствием придет на этот концерт – творчество певца имеет право на существование.
Песни Михайлова нравятся многим женщинам, вероятно, потому, что кажутся красивыми и лиричными. Тем более что большинство песен о любви (альбомы «Свеча», «Посвящение», «Позывные на любовь»). Но это не мешает некоторым возжелать разбить приемник, если в нем вдруг зазвучала песня Михайлова. По причине все той же «антишансонии». Но есть люди, знающие это самое творчество настолько, что могут называть его близким к православию. Или, по крайней мере, некоммерческим и неформатным. А ради того, чтобы оно могло существовать, певцу вроде как приходится создавать какой-то имидж и подстраиваться популярные форматы. Поэтому есть песни популярные, а есть такие, которые известны узкому кругу. Часть из последних, кажется, можно услышать на концерте. А кроме них еще и стихи, подобные этим:
«Я так устал геройствовать перед собой
И быть кумиром местного масштаба.
Лишь выходя из дома, становлюсь толпой
И забываю о душе до самого ухаба.
Все чаще, ненавидя ложь, я становлюсь лжецом
Перед собой, перед людьми, пред Богом.
Живу в грехе, оправдываюсь лишь тем,
Что значимость я сам ищу в себе убогом.
Но значимость моя пустее пустоты
И жизнь моя – лишь краткое мгновение.
Сей дар, который дан нам с высоты
Мы прожигаем с бреда упоеньем.
Когда-нибудь мы все, все уйдем на суд
И наш земной багаж, увы, окажется не нужен
Так дай нам, Господи, найти сей жизни суть,
И дай нам разума – стяжать смиреньем наши души…».
Есть еще песни, посвященные России. Их часто сравнивают с опусами группы «Любе» и Олега Газманова, называя более искренними, чем у этих исполнителей. Но, как говорится, на вкус цвет товарища нет. Вообще, думаю, важнее не форма выражения, а искренность и смысл.