Мегаполис 11:20, 16:30, 21:30 (Зал VIP)
Знамя 12:10, 18:50
К/т им. Пушкина 16:15
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Сергей Гармаш, Никита Михалков, Михаил Ефремов и другие
«Посидели, потрындели и разошлись. И все так. Все так…». Все так же, как было. Было, есть и будет. Эта фраза уже в конце сказана, как раз к слову о решении 12-ти присяжных. Но за то время, пока герои «трындели», многое удалось увидеть не только героям, но и зрителям. В себе и в окружающей «галиматне». Вот-вот… Именно о ней, этой самой, что ни на есть русской «галиматне» (слово исковеркано присяжным – лицом кавказской национальности) повествует новый фильм Никиты Михалкова «12».
В октябре ожидается выход фильма на DVD. Картина, как известно, уже получила «специального» «Золотого Льва» в Венеции, а теперь еще и номинирована от России на «Оскар». Ко всем регалиям остается добавить огромное количество зрительских отзывов. Самое интересное – абсолютное большинство авторов этих отзывов говорят о том, что фильм очень даже хорош. Хотя это обобщающее определение не раскрывает всей глубины палитры. Ведь при том, что все отзываются о фильме хорошо, обсуждение не прекращается. Значит, зацепило.
Режиссерская манера Михалкова угадывается сразу. Собственно, трудно обнаружить какую-то разницу с другими его фильмами. Если только сказать, что качества Никиты Сергеевича-режиссера здесь представлены в самом лучшем виде. Главным и объединяющим все остальное становится потрясающее, на мой взгляд, чувство меры. Выраженное буквально в каждой детали и в каждом аспекте фильма. Отточенное до блеска. «И это у школьницы! Такие… Питание хорошее…», – удивляется один из присяжных, обнаружив в раздевалке спортзала женский бюстгальтер. Действительно, «питание хорошее», поржали, что называется. И тут же момент со шприцом, моментально возвращающий в реальность как зрителей, так и героев. В меру юмора и иронии, в меру ужасающих видов войны, в меру философии. Блестяще сыгранные роли. Кажется, малейший шаг в сторону и их трогательные по содержанию монологи и рассуждения о жизни могут скатиться до мелодраматической фальши. Но этого, конечно, не случается.
Одно только сомнение вызывает Михалков-актер. Очень сложно судить о его игре, но такое впечатление, что его персонаж, по сравнению с остальными, слишком «плоский». Эдакий герой, русский офицер (тема для Михалкова значимая), который способен на поступки «до конца». То есть, способен довести до конца начатое благородное дело спасения невинного чеченского мальчика.
Остальные присяжные – «товарищи, тьфу, господа» – весьма неоднозначные личности. Демонстрирующие жизнь. Не в черно-белом цвете, а во множестве разных оттенков. Как сказал сам Михалков, «у каждого из 12-ти моих героев своя правда. Я с каждым из них согласен. Почему я, врач, должен отменять операцию, заниматься этой ерундой, когда у меня есть дела, работа, семья? Я свое дело сделал. Но это по закону». Что делать, когда милосердие оказывается выше закона? Тем более, что русский человек по закону жить не может. По закону ему скучно, в законе личностного отношения нет. «А без личностного отношения русский человек – пустоцвет».
И с этим сложно не согласиться. Так же, как и с тем, что фильм (в основе которого хрестоматийный сюжет) повествует также и о русской душе. Глядя на это словосочетание, вспоминается куча ярлыков и стереотипов. Но тут как раз иная ситуация. Все донельзя правдиво и четко. Так, как есть, без схем и без стереотипов. Зато есть благодатная почва для размышлений на самые разные темы – той же русской души, гражданской ответственности, националистических настроениях, художественной символики фильма. Размышлять и говорить об этом можно долго. А посмотреть «12» действительно очень даже стоит.