Развлечения Александр Самойленко, музыкант: «"Томас" – это моя рок-н-ролльная дорога в жизни. Я иду по ней и не дергаюсь!»

Александр Самойленко, музыкант: «"Томас" – это моя рок-н-ролльная дорога в жизни. Я иду по ней и не дергаюсь!»

" src=

Гамлет мучился вопросом, «Быть или не быть?», Чернышевский пытался понять, «Что делать?», Герцен – «Кто виноват?», а челябинские музыканты вот уже второе десятилетие мучаются вопросом – почему в соседнем Екатеринбурге рок-звезды зажигаются регулярно, а в Челябинске – шиш. По сравнению с гамлетовским, вопрос этот не столь глобален, но оттого не менее мучителен. Ну почему у них и «Нау», и «Чайф», и «Агата Кристи», и еще добрый десяток известных на всю Россию талантов. А у Челябинска? В первую очередь на ум приходит гремевший в 70-х годах прошлого века «Ариэль». В нынешнем же столетии из челябинских музыкантов наибольшего успеха добилась, пожалуй, группа «Томас». Большой тур по России вместе с «Би-2» и «Сплин», раскрутка на MTV и радиостанциях, удачные продажи альбомов.

Чем сейчас живет «Томас»? Что думает о своем сегодняшнем положении в музыкальном мире лидер группы Александр Самойленко? Судя по тому, что практически одновременно челябинские музыканты запустили в продажу новый альбом и МР-3-сборник всех своих песен, группа не стоит на месте.

Саша, практически одновременно в магазинах появился новый альбом «Томаса» «Трип» и был презентован ваш первый MP-3-сборник. Давай все-таки начнем с рассказа о «Трипе». Он был записан еще в прошлом году, а купить его стало возможно только сейчас. Почему?

– Ну да, «Трип» мы записали еще год назад – в 2007-м. Почему так затянулся выход? Дело в том, что после выхода альбома «Ягнята молчат», в 2005 году, в группе начался такой не совсем легкий в личном плане период. Я на время отошел от полного участия в музыкальных делах, мне пришлось заниматься какими-то собственными насущными бытовыми проблемами. И работа над альбомом «Трип» происходила на этом нервном фоне. Более того, кроме записи собственных песен мы помогали еще одному южноуральскому музыканту – автору и исполнителю Юрию Богатенкову. Записывали ему альбом, пропуская его работу через себя. То есть фактически тянули две телеги. Это продолжалось в 2005 году, в 2006, в 2007... Самое интересное, что на фоне работы над этими альбомами у участников группы родились дети: родился у меня сын, родился сын у нашего бас-гитариста Влада Чернухи и плюс еще сын у нашего текстовика, рэппера Джампа. И не могу сказать, что все это было легко и беззаботно, вот в чем дело.

Что ж – вполне понятные причины…

– Еще одна из причин долгого невыхода альбома – мы хотели включить в него песню на стихи Ильи Кормильцева «Твоя тень». Но столкнулись с непреодолимыми препятствиями по авторским правам, потому что Ильи не стало, а кому принадлежат права на его тексты – не разберешь. Поэтому мы немножко обломались и выпустили эту песню просто в Сеть как интернет-сингл, и любой посетитель Мировой паутины может ее скачать.

На самом деле нас никто не подгонял. И если смотреть историю группы «Томас», то мы вообще никогда не торопились. У нас нет такого принципа – допустим, каждый год по альбому. Зато альбомы выходят регулярно, промежутки составляют два, а то и три года.

Саша, а зачем вам еще и MР-3 понадобилось выпускать?

– Просто у группы уже есть масса песен, и, дабы не перебирать все эти компакт-диски, решили все это объединить на одном носителе, чтобы было удобно. Ну и плюс – нужно было зафиксировать дань моде, новым технологиям, ведь сейчас MP-3 наступает на горло традиционным CD, идет глобальная и непрекращающаяся смена форматов. На самом деле, это очень плохо. Раньше сам факт выхода альбома на компакт-диске – это уже было здорово. Но сейчас новый альбом ничего уже не дает, потому что этого чувства новизны и чувства праздника от того, что вышел диск, уже нет.

А что делать, если CD – это технология вчерашнего дня...

– Да, сейчас просто все выкладывают в Интернет. Появился альбом или песня – они тут же становятся достоянием большого количества людей. Но, тем не менее, физический носитель – CD или МР-3 – в этом есть что-то, это символично, это важно и для артиста, и для слушателя – держать в руках фирменный компакт-диск с оформлением.

«Трип» издала очень серьезная фирма – «Мистерия звука». Это была ваша инициатива, или рекорд-компания вас нашла сама?

– Мы ходили по разным лейблам, как это всегда происходит, и разносили свои работы. Ты знаешь, на самом деле, с «Мистерией звука» – это удивительный случай. То есть мы только принесли к ним альбом, поехали дальше куда-то по делам. Прошло каких-то там сорок минут, и, уже выйдя из метро на улицу, я смотрю – на мобильнике пропущенный звонок. Алена, наш менеджер, говорит: «Слушай, это с «Мистерии» звонили». Мы тут же набираем и получаем моментальный ответ: «Ребята, мы послушали ваше демо. Нам интересно. Давайте заключать договор». Все получилось на вполне выгодных для нас условиях – мы сработали как независимая компания, то есть записали, создали продукт, сделали оформление и продали все рекорд-компании. Все просто – мы даем им лицензию, чтобы компания распространяла наш альбом на территории Российской Федерации. И при этом все права остаются за нами.

А деньги?

– Был выплачен некоторый гонорар, который нас устроил. Более того, он оказался даже больше, чем за предыдущий альбом. Большего желать в данной ситуации в принципе было бы неправильно. Все права остались за группой, альбом поступил в продажу. Хочешь именно компакт-диск, на физическом носителе, – покупай в магазинах. Если не хочешь, можешь скачать альбом с Интернета. Мы разместили запись «Трипа» на мощном интернет-портале по продаже легального цифрового контента, есть такой сайт, он называется саундкей совместно со звуками ру, то есть они организовали мощный портал, где можно купить за деньги, там все лейблы все. И мы туда подписались, создали свое собственное окошечко, там наши песни, которые мы выложили легально. Вот можно купить в Интернете, можно купить в магазине.

Кроме рождения детей и решения бытовых проблем, чем вы занимались последние два-три года именно как популярная группа?

– Мы играли на фестивалях, ездили везде, у нас появилось множество знакомых людей. Мы ведь группа не массового слушателя. Но есть в разных уголках страны люди, которым действительно нравится наше творчество. Они что-то в альбомах «Томаса» находят для себя и слушают нас. Так и живем: катаемся, играем концерты. Все это происходит постоянно. Могут быть какие-то затишья, допустим, на месяц, на два, но потом опять что-то происходит. В этом году мы играли хэдлайнерами на фестивале «Рок-лайн», это легендарный фестиваль в Перми. Сейчас мы едем в Воткинск, там будет юбилей города – 250 лет, нас пригласили выступить. Потом у нас в Москве концерты. Мы в сентябре, вместо того чтобы играть на дне города в Челябинске, уже три года подряд отправляемся в столицу. Есть у нас там один поклонник, такой уже достаточно взрослый и богатый человек. И вот он каждый раз на свой день рождения приглашает нас. Я ответил на вопрос? То есть была обычная жизнь группы: выпуск альбома, гастрольная деятельность.

У вас есть очень интересные видеоклипы, тот же «Джин-джак» или «Командор», сделанные по всем видеостандартам. А потом у вас пошли анимационные компьютерные клипы – «Серебряный клоун», «Лола». Как они появились?

" src=

– Ездишь по России с концертами, и встречаются люди, которые неожиданно становятся твоими соратниками, друзьями. И вот мы приехали в город Снежинск в первый раз, познакомились с местными ребятами из совета молодых специалистов. Был среди них физик-ядерщик Денис Касьяненко. Человек послушал альбом «Томаса», его очень сильно тронуло, какие-то струны в его душе от нашей музыки зазвенели. И он загорелся идеей сделать на одну из песен клип. У него сразу родился сценарий, потом он вышел на снежинскую художественную студию для детей с ограниченными возможностями. В этой студии занимается Татьяна Плеханова, она взрослый человек уже, ей около 25 лет. Денис и Татьяна образовали творческий тандем, он – режиссер-постановщик, сценарист, и она – художник-аниматор. Вот они вместе сидели, рисовали этот клип. Татьяна прикована к инвалидному креслу, она сидела в домашних условиях и рисовала все это на компьютере около трех месяцев. Флеш-анимация – это очень трудоемкий процесс, но и Таня, и Денис трудились над клипом «Серебряный клоун» фактически безвозмездно. В начале 2006 года мы презентовали этот клип. На «Рамблере» есть конкурс видеомузыки, там эту работу высоко оценили, она получила призы. А вот уже следующая работа Татьяны Плехановой, «Лола», появилась по инициативе другого нашего поклонника, Рафаэля Сайфумулюкова. Это достаточно известный в Магнитогорске бизнесмен, и он просто сказал: «Санька, вот тебе деньги, сделай клип». Я все эти деньги передал в Снежинск, и Татьяна сделала «Лолу». Клип мы презентовали на 74.ru, его крутили на «Кислороде», на А2-ТВ. На MTV был репортаж в рубрике «Хочу все снять», они показали клип и рассказали про снежинских умельцев, которые у себя в уральской глубинке делают клипы мирового стандарта. Вот эти флеш-анимационные работы – это индепендент, это независимые клипы, без каких-то глобальных вложений. Было просто у людей желание творить. Не зарабатывать, а именно творить. И мне очень нравится, когда мое творчество, мои песни дают кому-то некий толчок, и в результате рождается еще что-то. Появляется слово, потом появляется песня, потом появляется идея, видеоклип, то есть все это обрастает, обрастает, обрастает. Значит, ты находишься в общем потоке и ты правильно движешься, потому что встречаются люди, которые подхватывают то, что ты несешь, и дальше распространяют.

Ты как художник получаешь удовлетворение?

– Я вижу еще других художников, которые вместе со мной тоже эту идею расширяют, воплощают свои какие-то идеи, из одного этого зерна. Вот это просто супер!

Какие-то песни из «Трипа» попали в радиоротацию?

– Что касается московских радиостанций, то с ними ситуация достаточно сложная. Если раньше у нас были отношения с «Нашим радио», радио «Максимум», то сейчас отдать песню на эти станции достаточно проблематично. Тем не менее кроме москвичей у нас в стране вещают в эфир музыку около 2000 радиостанций. Для них в Интернете существуют два профессиональных портала, куда лейблы или исполнители выкладывают свои песни, треки, и любая желающая станция просто их скачивает. Записав «Ягнят», мы разместили на них песню на стихи Ильи Кормильцева «Твоя тень», и ее скачала 21 радиостанция. Не знаю, насколько песня пошла дальше, как часто ее транслировали в эфире, но «Твоя тень» живет своей жизнью. Из «Трипа» мы выложили композицию «Маркетолог». Мы посчитали, что это понятная нормальная вещь. Она у нас на концертах всегда хорошо идет. «Маркетолога» скачало 59 станций, песня находилась в радийном хит-параде топ-40 одиннадцать недель. То есть где-то бомбила, была актуальной, я считаю, что это очень хороший показатель.

А челябинские радиостанции «Томас» поддерживают? Та же самая «Интерволна» или «Абсолютное радио», есть же у тебя местные друзья, патриоты челябинской рок-музыки.

– У нас хорошие отношения с радио «Студия 1». От остальных станций я какой-то особой поддержки не ощущаю. Понимаешь, надо сильно ударить за горой, чтобы люди здесь проснулись. Вот мы в 2002 году в Москве бабахнули и после этого стали известнее в Челябинске, хотя работаем в этом городе с 80-х годов.

В 2002 году… Это когда у вас вышел альбом «Командор»?

– Да, после «Командора» у нас были клипы на MTV, «Наше радио» постоянно наши песни транслировало. А до этого еще год назад был «Феллини-тур», когда мы вместе с «Би-2» и «Сплином» проехались по всей России. Не только для «Томаса», тот мощный гастрольный тур был вершиной и для «Сплин», и для «Би-2». После него чего-то более существенного у них тоже не произошло.

Нет ностальгии по тому времени?

– Да, это было здорово, это было супер, великолепно. И самое классное, что мы это все зафиксировали на видео, то есть существует очень профессионально сделанная работа «Феллини-тур», концерт в ДК «Горбунова», где у нас семь песен снимал профессиональный режиссер Файтман. Но ностальгии нет. Все равно уже новое поколение людей пришло, и очень многое с тех пор изменилось, очень многое.

В вас тогда «Сони Мьюзик» немаленькие деньги вкладывал. Почему у вас контракт был прерван?

– Дело в том, что просто сама компания «Сони мьюзик» прекратила свое существование. В результате того, что рынок аудионосителей стал стремительно падать вниз, компании начали искать возможности выхода. Им же надо постоянно зарабатывать деньги. Вот и произошло объединение двух компаний. Была компания BMG, отдельно, сама по себе, и «Сони мьюзик». Где-то наверху решили, что надо соединить эти две компании, в результате как бы они соединились, но весь менеджмент «Сони Мьюзик» был уволен, все там поменялось. Тогда лейбл расстался с нами, с «Би-2», «Сплином», «Виа гра», еще была одна исполнительница. Все после этого все разошлись по другим компаниям.

Прослушав «Трип», я вдруг обнаружил в одной из песен отзвуки такого жанра, как шансон. Я прав?

– Абсолютно. Больше скажу, отзвуки такого жанра, как шансон, можно было услышать и в предыдущем нашем альбоме «Ягнята молчат», песня «Глупости». С чего вдруг «Томас» решил поиграть шансон? Просто захотелось! Стало интересно. Вот то, что интересно играть, то, что тебе сейчас хочется, мы это и делаем. Мы же не ставим для себя рамок. Если появилась, родилась такая песня – что я могу с собой поделать? Это был поток сознания, для «Трипа» где-то за два дня у меня пять песен выскочило, вот в том числе и шансонная «Капля». Я не поп-артист, и мне абсолютно плевать на мнения – формат это или не формат. Знаешь, есть некоторые как бы артисты, им говорят, вот эта песня неформат, ты ее отложи в сторону или дай кому-нибудь исполнить. Если ты ее исполнишь, ты поломаешь о себе мнение. А мне эти фразы никто не говорит…

И еще одна неформатная песня была записана и сыграна вами в жанре панк-рока. В чистом виде Sex Pistols, на мой взгляд. То есть тебя еще и в панк кидает? Как у тебя, Саша, умещается такое – то шансон, то рок-н-ролл, то панк, то волна…

– Я сам не знаю. Наверное, дело в том, что я слушаю разную музыку. С одной стороны, может быть, это и плохо, да, то есть должна быть какая-то такая своя колея. Но если удается исполнять панковские песни, кричать, благо глотка позволяет поорать, похрипеть, посипеть, то почему я должен это себе запрещать?

А твои старые увлечения диско и сольный проект «Девочка нанайка»? Забыты?

– А это детство было просто. Когда записывал сольник в стиле диско, мне вообще было 20 с небольшим лет. Действительно, захотелось вот такую вот музыку исполнить. Я про этот сольник никому не говорю, люди вообще тогда меня не поймут и скажут: «Ну, диско – это вообще ни в какие рамки не лезет». Людям же не расскажешь подоплеку, для чего и как это все было сделано. Тогда вообще было множество групп, записывающихся только на секвенсорах и прочих пикульках. Вот и мы с нашим клавишником Лехой Баукиным загорелись идеей, решили, давай попробуем, благо оборудование позволяло, были хорошие клавиши. И мы оформили вот этот попсовый альбом, но в самом альбоме же говорится, что это сольный проект Александра Самойленко. Мне просто интересно работать в таком жанре, в другом, в третьем, понимаешь. Повторяться можно всю жизнь, а вот попытаться какой-то другой тропиночкой пройти, на какую-то другую вершину залезть и попробовать, получится у тебя или нет – сложнее. Но это здорово и это нужно делать.

Саша, тебя не пугает перспектива пойти по пути «Ариэля»? Легендарный ансамбль, талантливые заслуженные музыканты, но играют либо на праздниках, либо на корпоративных вечеринках.

– Дело в том, что нам не уйти от такой стези. К сожалению, приходится признавать факт, что собирать большие залы и существовать на заработанные от продажи билетов гонорары мало кто способен. Это не только Челябинска касается или России, во всем мире это фактически единицам дано. А основная масса и рок-групп, и ретро-звезд существует только за счет вот этого – корпоративов, праздников и прочего. Другое дело, что и в этой ситуации нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед, писать новые песни. Мне в этом отношении проще, потому что сам процесс исполнения музыки, сами живые концерты для меня менее интересней, чем запись новых песен. Мне больше нравится писать песни, работать над ними в студии, слушать, смотреть, как они рождаются в группе. Это мне больше нравится, чем выходить на сцену и просто играть. Да, тебе надо что-то кушать, а зарабатываем мы только с концертов. И проходится играть эти концерты.

Есть вариант сесть в каком-то одном клубе и кормиться концертами только там. Как «Братья Енотовы» в ресторане «Лас Маргаритас». Ведь «Томас» уже однажды пробовал такое, когда вы осели при «Уральских пельменях».

– В том-то и дело, что вариант осесть при кабаке мы уже проходили. В этом случае можно, не гоняя по корпоративам, играть музыку, получать удовольствие и зарабатывать деньги. Но невозможно заниматься творчеством и позиционировать себя именно как творческую единицу. Что играют те же The Wheels в «Такси-блюзе»? В основном не свои песни. Да, рок-н-ролльные, да, знаменитые, да, публика здорово принимает. Но это – ЧУЖИЕ песни, не ты их сочинил. Это закон кабака – публике нужны только кавера. Мы играли в «Уральских пельменях» в 93-м году, у меня тогда стоял выбор – или на цинковый завод устроиться, или музыкой деньги зарабатывать. Я выбрал второе, прошел карьеру участника кавер-бэнда и повторять ее не хочу. Я хочу играть в группе «Томас», и я хочу петь свои собственные песни. У нас был в «Уральских пельменях» случай, когда к нам приходили и говорили: «Вот вы – лабухи ресторанные, а вот была в Челябинске когда-то группа "Томас Гавк", вот мужики рубились. А теперь сыграйте нам "Дип Перпл"». И мы играли «Дип Перпл».

Кто основной творческий мотор в группе «Томас»?

" src=

– Я и плюс еще наш гитарист Михаил Адимов. Появляется песня, я приношу ее на репетицию, у меня уже примерно все готово, выстроена ритмика. И вот краски в аранжировку, музыкальные нюансы, гитарные изыски, все это добавляет уже гитарист Михаил Адимов. Он очень талантливый, я бы даже назвал Мишу этаким продюсером, он во многом строит саунд «Томаса». Я не считаю себя музыкантом, я считаю себя автором-исполнителем. А вот наш барабанщик Владимир Николаенко – он великолепный музыкант, здорово играет на барабанах, свою профессию он от и до знает. А Адимов – и музыкант, и продюсер, он может построить звук, какие-то переливы, аранжировки. Но, тем не менее, все это происходит под моим, так сказать, наблюдением, и основное решающее слово остается за мной.

А тексты?

– «Томас» работает в основном с текстами, которые пишут наши авторы – Максим Глуздань, Володя Шилин, у нас есть песни на стихи Ильи Кормильцева, Михаила Козырева. Я сам тоже тексты пишу, но очень редко.

Ты когда пишешь песню, можешь почувствовать сразу, что это будет хит?

– Нет, я не могу почувствовать. Ты знаешь, когда она рождается, она соответственно тебе нравится в этот момент. Должно пройти какое-то время определенное, прежде чем ты для себя зафиксируешь: да, вот это хорошая песня. Но это тоже ничего не дает, потому что со стороны должен слушать человек, который определит: вот это песня – клевая. Я не знаю, почему одна песня нравится и становится хитом, а другая не нравится. Вот мне нравится, допустим, наша песня «Восемь». Но я знаю, что это не хит, и все. Хит – это доступность, должен быть припев такой, который ложится, западает в голову тебе. У нас еще в начале 90-х на первом альбоме уже были хиты: «Возвращение», «Ночные собаки», «Слезы дьявола». Когда мы писали эти вещи, мне было всего 20 лет. И мы до сих пор их поем. Прошло уже 20 лет, но, раз я могу сейчас их исполнять, раз их просит публика, значит, песни хорошие. Они живут своей собственной жизнью и еще дольше будут жить. После них появились более поздние хиты, мне уже было за 30, у «Томаса» появлялись уже «Командор», «Волна», другие какие-то хиты. «Командору», в частности, помог клип. Жаль, что многие люди только его и видели и кроме «Командора» других наших песен и не знают.

Тем не менее, ты продолжаешь сочинять?

– Что есть, что дается, то и делается. Честно, я пытался не заниматься музыкой, но у меня не получилось. Так вот складывались обстоятельства. Я двигаюсь, «Томас» – это моя дорога, и я по ней иду, не дергаюсь. А получаю я лавры или не получаю, любят мои песни или ненавидят – это абсолютно неважно. Ведь самое главное, чтоб тебя внутри не ломало от того, что ты делаешь

Когда челябинцы могут увидеть выступления группы «Томас»?

– Абсолютно неизвестная ситуация, когда… Вот у нас в этом году было всего два выступления в Челябинске. Часто выступать в родном городе – это не совсем правильно, праздники не могут быть частыми. Может быть, в следующем году сделаем концерты, если какой-то клуб решит пригласить нас. Мы же сами не организовываем выступлений, у нас нет времени организовывать самим. Если поступает какое-то предложение из клуба, тип, ребят, давайте сделаем концерт – мы рассматриваем и, если все нас устраивает, даем добро и играем. Вот в последнее время у нас с «Мистером Икс» нормальные отношения, и они довольны, и мы довольны. Нормальный зал на 250 человек, уютный, и хорошая аппаратура, нас это полностью устраивает. Если будут какие-то предложения интересные, безусловно, будем рады выступить хоть где.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления