Развлечения Станислав Бережнов, джазмен: «Моя жизнь – сплошной джаз…»

Станислав Бережнов, джазмен: «Моя жизнь – сплошной джаз…»

" src=

Джаз... сколько скрыто в этом слове. Джаз – не просто музыка, а стиль жизни. Это музыка Нового Орлеана и Америки времен Аль Капоне. Когда слушаешь джаз, будто окунаешься в тот мир... и вот в прокуреном сигарами казино ты сидишь, потягивая виски со льдом, а перед тобой поет Фрэнк Синатра... красота, одним словом. Мне кажется, что джаз невозможно не любить, это музыка души, музыка романтики. Когда слышишь ее, сердце переполняется эмоциями.

Лучше других об этом знает Станислав Бережнов – заслуженный артист России, руководитель Челябинского муниципального биг-бэнда «Джаз-Академия», заведующий отделением «Музыкальное искусство эстрады» в институте музыки имени Чайковского. Музыкой он увлекся с 14 лет и творит по сей день.

В жизни творческих людей редко находится свободная минутка, но Станислав Васильевич нашел время и поделился историей своей жизни и планами на будущее. Вот что получилось узнать у мэтра челябинского и российского джаза.

Станислав Васильевич, когда вы впервые поняли, что музыка – это ваше?

– В возрасте двенадцати лет впервые попробовал на слух подобрать на аккордеоне отчима, тайком от него, песню «Плещут холодные волны». Через час получилось двумя руками. После этого инструмент перешел в мою собственность на законных основаниях, и я без нот достаточно легко мог подбирать мелодии, которые нас окружали.

В 14 лет я по коротким волнам радиоприемника услышал с другого конца планеты доселе неизвестную мне музыку, которая буквально поразила и заразила меня. Это была композиция гения мирового джаза Дюка Эллингтона «В сочных тонах» в исполнении большого джаз-оркестра (биг-бэнда) под управлением другого джазового титана – Каунта Бэйси. С тех пор я с джазом не расставался.

Из истории знаю, что в советские времена так называемую «западщину», мягко говоря, не поощряли, но это не помешало по-настоящему великим творцам стать теми, кем они стали. Станислав Васильевич, что вы можете рассказать про этот период застоя и запрета в нашей стране, и как можно было научиться джазу?

– В 50-е годы джазу в СССР не только не учили, но и запрещали его. Вспомним крылатые выражения чиновников от искусства начала 50-х годов – «от саксофона до ножа один шаг» или «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Вопрос только – кто ее захочет купить? Чиновники в своем рвении всегда были изобретательными.

Отношение к джазу изменилось в позитивную сторону во времена хрущевской оттепели второй половины 50-х годов. Случилось это благодаря состоявшемуся в Москве в 1957 году Всемирному фестивалю молодежи и студентов, в числе делегатов из ряда стран были и джазовые музыканты. Они были без ножей и без намерения купить наш СССР.

Конечно, в музыкальных учебных заведениях того времени никто никого джазу не учил. Все молодые музыканты, увлекшиеся этим удивительным жанром, были самоучками. Их единственными учителями были передачи Voice of America (Голос Америки) «Час джаза с Уиллисом Конновером» и джазовые пластинки, которые начали появляться в СССР в конце 50-х годов.

Сейчас вы являетесь руководителем биг-бэнда «Джаз-Академия», известного не только в нашем регионе. Что дало начало вашей музыкальной карьере?

– Поступив в наше музыкальное училище после школы в 1959 году на дирижерско-хоровое отделение, я стал изучать музыкальную грамоту, сольфеджио и другие предметы. Начал потихоньку писать аранжировки, поначалу по слуху, расшифровывая их с пластинок. Чуть позже, поступив аккордеонистом на работу в джаз-оркестр кинотеатра «Кировец» под руководством Михаила Владимировича Папашики, я принес для биг-бэнда на пробу первую серьезную работу – расшифровку пьесы одного польского джаз-оркестра. Это был блюз. Гармонические и ритмические ошибки, присущие молодым джазменам того времени, приходилось исправлять по ходу, услышав их в звучании оркестра Папашики.

" src=

В итоге это была моя первая, по-настоящему серьезная проба пера, исполненная профессиональным биг-бэндом того времени, чему я был очень рад и горд.

Затем была работа на танцплощадках, в ресторанах и кафе, руководство джазовой десяткой в Кировской филармонии в 1964-1965 годах, работа пианистом, аранжировщиком и музыкальным руководителем в джаз-оркестре Тульской филармонии под управлением нашего знаменитого нынче земляка Анатолия Кролла.

Перейдем к самому интересному и желаемому, на мой взгляд, вашему детищу биг-бэнду «Джаз-Академия». Какая у него история? Как все начиналось?

– Бэнд – это достижение долгих и упорных лет работы. Челябинский муниципальный биг-бэнд «Джаз-Академия» официально приступил к работе как профессиональный коллектив 5 мая 2004 года. Его участники – как опытнейшие музыканты (Владимир Лысенко, Виктор Риккер и другие), так и молодые таланты (Дмитрий Коба, Дмитрий Грисяк и другие). Одним словом, сплав молодости и опыта.

За прошедшее время оркестр – постоянный лауреат международных фестивалей в Челябинске, свое мастерство показывал на престижных форумах джаза в Екатеринбурге, Оренбурге, Тольятти. Особый и заслуженный успех «Джаз-Академии» получил на пятом, юбилейном Московском международном фестивале биг-бэндов «Российские звезды мирового джаза – лучшие оркестры России».

Проводился этот фестиваль под патронажем народного артиста РФ Анатолия Кролла, где мы были удостоены чести закрывать этот трехдневный праздник биг-бэндов.

В числе выступающих были коллективы под управлением Игоря Бутмана, Георгия Гараняна, Олега Лундстрема, Анатолия Кролла. Наш биг-бэнд получил самую высокую оценку джазовых критиков и бэнд-лидеров России.

Здесь с вами не поспоришь. В Москве, к сожалению, я не был, но на нескольких международных фестивалях в Челябинске побывал. Удовольствие получил огромное и заряд энергии на долгое время. Ваш бэнд «зажигал» просто отлично, я думаю, вы сами могли все видеть по реакции зала. А чем сегодня живет «Джаз-Академия»?

– Спасибо, очень приятно слышать теплые слова, значит, не зря работаем и творим, если людям нравится. Биг-бэнд «Джаз- Академия» сегодня – это 24 музыканта, входящие в состав оркестра.

В репертуаре около семидесяти аранжировок Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Дана Себески, Сэма Нистико, Роба МакКонелла, Гордона Гудвина и других бэнд-лидеров и композиторов прошлого и настоящего. Это истинно творческая лаборатория и джазовая академия, это школа оркестровой игры и прекрасная возможность каждого выразить себя в музыке.

Это состоявшаяся команда единомышленников, дышащих и заряженных оркестровым драйвом и энергетикой. Одним словом, это напор и сила, мощь и многообразие ритмов, мелодий, гармоний, не оставляющих равнодушными никого из слушателей.

Это коллектив, входящий в шестерку лучших профессиональных биг-бэндов России, имеющий своего преданного и благодарного слушателя и зрителя. В конце концов, это истинное джазовое лицо нашего города и области.

Какие перспективы ждут «Джаз-Академию»?

– В биографии бэнда особую строчку занимает творческое сотрудничество с яркими зарубежными исполнителями. Это Джон Даунс (вокал) – Манчестер, Великобритания, Бобби Уотсон (альт-саксофон) – Канзас, США, Игорь Широков (флюгель-горн) – Марбург, Германия. Эту, одну из самых интересных и эффективных форм работы биг-бэнд намерен продолжать и дальше. Все наши зарубежные партнеры получили большое творческое наслаждение от сотрудничества.

В данный момент мы занимаемся поисками иностранных джазменов, чье искусство созвучно стилистике и направленности нашего оркестра. Планируем подготовить совместную с камерным оркестром «Классика» (руководитель – заслуженный артист РФ Адик Абдрухманов). Сольный концерт одного из ярчайших российских гитаристов, солиста нашего биг-бэнда Константина Корчагина. Будем продолжать творческие контакты с Анатолием Кроллом. Планируем выезды на фестивали в Самару и Тольятти.

Станислав Васильевич, у нас сейчас столько музыкантов и псевдомузыкантов на арене шоу-бизнеса. Какое у вас отношение к современной музыке?

– Мое отношение к так называемой современной музыке в целом созвучно отношению к ней известного альт-саксофониста, лидера ансамбля «Арсенал» Алексея Козлова. В свое время Алексей образно назвал попсу, заполонившую донельзя эфир, музыкальной жвачкой: пожевал и выплюнул.

" src=

Хорошо, тогда спрошу по-другому: что вам нравится и не нравится на нашей сцене?

– Стараюсь не слушать Катю Лель с ее безобразными и безмозглыми в творческом списке «Джагами-Джагами» и «Мусями-Пусями». Ничего глупее в нашей российской попсе я не слышал. Выключаю звук, когда поет Киркоров, Басков и прочие «попсари». Но весьма уважительно отношусь к творчеству Леонида Агутина и Владимира Преснякова-младшего. Там много содержательного, честного, интересная музыка, достаточно яркая, не примитивная и не пошлая. Также с большим уважением отношусь к творчеству Юрия Шевчука, считаю его молодцом.

Мое глубокое убеждение: современная музыка – это не попсовые тусовки с песнями-однодневками, а та, что заставляет тебя сопереживать и мыслить, музыка яркая и образная. Из исполнителей более старой и традиционной волны уважаю Александра Серова – серьезный и глубокий исполнитель, лишенный дешевезны в выборе репертуара, недаром он еще и отличный музкант-исполнитель на саксофоне. Его творчество отличает высокий художественный вкус и мелодизм.

А творчеством Челябинских музыкантов интересуетесь?

– Поскольку я занимаюсь исключительно джазом, ярких челябинских рок- и поп-исполнителей в деле по-настоящему не вижу. Некогда, да и своей полувековой приверженностью и преданности джазу моей душе это не представляется чем-то интересным. Думаю, молодые музыканты рок- и поп-направлений в Челябинске не будут на меня в обиде. Я свою позицию высказал честно, а это главное.

Кто является вашим кумиром, кто оказал на вас и ваше творчество ощутимое влияние?

– С легкостью отвечу на поставленный вопрос. В молодости моими джазовыми кумирами были многие музыканты, даже советские.

Сейчас могу назвать несколько имен, к сожалению, ушедших из жизни корифеев мирового джаза: Дюк Эллингтон, Джон Колтрейн, Майлз Дэвис, Билл Эванс, Гил Эванс. Из ныне здравствующих очень интересный оркестр Дэйва Холланда, его бэнд-лидер еще и первоклассный контрабасист и аранжировщик. Еще мне как бэндовому дирижеру близки оркестры Роба МакКоннелла и в последние два-три года Гордона Гудвина, где простота прекрасно гармонирует с изобретательностью в аранжировках и наполненностью свежими идеями. Все перечисленные имена – джазмены из США, это и понятно, ибо американский джаз был, есть и будет законодателем мод в мире (если здесь уместно слово «мода»).

В советском и постсоветском пространстве были и есть яркие фигуры в джазе, но сравнивать их творчество с творчеством музыкантов «Нового Света», то есть Северной Аемерики, считаю несколько некорректным, уж слишком ощутима разница в уровне европейских и американских джазменов.

– Какие рекомендации можете дать начинающим музыкантам?

– Второй год я возглавляю отделение «Музыкальное искусство эстрады» в колледже при институте музыки имени Чайковского, хотя эстрадой я со студентами практически не занимаюсь, только джазом.

Рецепт начинающим музыкантам стар как мир: если хочешь стать профессиональным музыкантом, работай над собой по несколько часов в день, отдавай себя музыке без остатка, тогда придет успех. Без воли, упорного труда и преданности музыке ничего не получится. Утверждение банальное, но другого рецепта не бывает. Я до сих пор учусь, посвящаю джазу основную массу своего времени и держу руку на пульсе. Надо просто очень и очень любить музыку, и она ответит тебе тем же.

Спасибо вам за полные ответы, встретимся на концертах. Удачи вам и творческих успехов!

– Спасибо, до свидания, любите джаз…

Константин СОЛНЕЧНЫЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления