Развлечения Юлий Ким, поэт, композитор, драматург, сценарист, бард: «У меня корейские гены и славянский задор»

Юлий Ким, поэт, композитор, драматург, сценарист, бард: «У меня корейские гены и славянский задор»

Это человек с неиссякаемым багажом шуток и веселых историй. Он много сочиняет, гастролирует и ведет дневник, куда записывает все, чтобы ни в коем случае не повториться и быть для зрителя всегда новым и по-свежему интересным Юлием Кимом.

Основным делом своей жизни Юлий Черсанович считает работу над текстами песен и исполнение их под гитару. Он ведет интенсивную концертную деятельность в России, США, Германии, Франции, Израиле и Дании. Композитор Ким поет песни, сочиненные для собственного исполнения, и песни, созданные для театра, кино и телевидения, в том числе и на музыку других композиторов.

Его песни можно услышать не только со сцены, они прозвучали в пятидесяти фильмах и сразу стали любимы. Это «12 стульев», «Пять вечеров», «Собачье сердце» и «Сватовство гусара». Многие поколения выросли на его песнях: «Ходят кони...», «Белеет мой парус, такой одинокий...», «Купите билет на пароход...», «Журавль по небу летит...», «Нелепо, смешно, безрассудно, волшебно...», «А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк...».

Песни Юлия Кима исполняли Андрей Миронов и Валерий Золотухин, Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих, Олег Табаков и Ролан Быков, Анатолий Папанов и Евгений Леонов. Сегодня дискография Юлия Кима насчитывает более 20 пластинок, аудио- и видеокассет, и на этом рано ставить точку в творческой биографии поэта. Юлию Киму всегда есть, что сказать. Вдохновение именитого драматурга, сценариста, барда, композитора по-прежнему продолжает удивлять поклонников его таланта и яркой харизматичной натуры.

Юлий Черсанович Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в 1959 г. Преподаватель русского языка, литературы, истории и обществоведения после окончания института пять лет работал на Камчатке, затем в Москве в физико-математическом интернате.

В 1968 году оставил педагогическую деятельность и профессионально занялся сочинением пьес и песен для театра и кино. Играет на 7-струнной гитаре, которая давно превратилась в шестиструнную, но со строем таким же, как и у Окуджавы. Песни пишет с 1955–1956 г. на свои стихи. Часть песен написана совместно с композиторами Г. Гладковым, В. Дашкевичем и А. Рыбниковым.

Член Союза кинематографистов России.

Любимые авторы: Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, М. Щербаков, С. Никитин, В. Берковский.

Женат, есть дочь и три внука.

Юлий Черсанович, вы отлично выглядите. Каким образом поддерживаете тонус? Поделитесь секретами бодрости.

– Сказываются корейские гены и славянский задор! (Смеется, задумывается.) А на самом деле, понимаете, здесь никакого секрета нет. Я выгляжу, как выгляжу. Если приглядеться внимательно, то весь возраст у меня на лице написан. А что касается впечатления, что я такой молодой и веселый, так это следствие отличного контакта с залом. Когда зал тебя понимает, когда так рьяно открываешься навстречу, а он, в свою очередь, открывается тебе навстречу, то это очень помогает в общении и очень заряжает взаимной энергией. Я внимателен к залу, а зал внимателен ко мне. Лучше даже так сказать: энергия взаимопонимания возникает. Это очень согревает человека. И в этот момент все в зале тоже молодые и веселые. И у нас есть взаимопонимание. Такая сила настроения. (Улыбается.)

Физические упражнения по утрам делаете?

– Нет, я не занимаюсь спортом. Лишь иногда делаю самую простейшую гимнастику по утрам и стараюсь побольше ходить.

Вам приходится не только много ходить, но и ездить. Где вы любите бывать? В каких городах, странах, континентах?

– Дело в том, что меня приглашают люди, знающие мои песни. И приходят на мои концерты те, кто хочет меня слышать, и те, кто понимает, что он делает. И, как правило, у меня во всех городах абсолютный контакт. Поэтому я не могу выделить какого-то конкретного города.

Кто вас сопровождает?

– Никто, а зачем меня сопровождать? Мне вручают билет, я еду, меня встречают. Все четко. Меня всегда провожают и встречают – это безусловно.

Каким образом подбираете номера для выступления?

– Я стараюсь каждый раз привозить что-то новое. Меня часто приглашают, и я всегда записываю, где бываю и какую программу составляю. Это помогает формировать программу.

Бардовская песня – что это за жанр? На самом деле не существует определенной шифровки смысла этой песни до сих пор. Как вы для себя понимаете эту песню?

– Да, этот термин в высшей степени не определен. Как только мы начинаем говорить о барде как об авторе, как о человеке, который исполняет и пишет свои стихи на свою музыку, то в эту категорию попадает куча авторов, и хороших в том числе. Но это все-таки не из области эстрады массовой песни, хотя это тоже эстрада, но не та, совсем другая эстрада, которая не может описываться словом «попса» или «шоу-бизнес». Это совсем другая песня. Но определить ее я не в состоянии. Как когда-то кто-то говорил, что это фольклор образованного сословия.

Вы уже несколько десятков лет сочиняете. А помните свой первый литературный опыт? Может, дело было еще в школе, и вы были влюблены в какую-нибудь красивую девчонку, кто вас вдохновил на создание стиха?

– Нет, пожалуй, не вспомню первые стихи, даже пару строк... А что их вспоминать, не стоит?! (Смеется.) Рифмовать начал очень давно. Лет десять было. А вот тему стихотворения помню прекрасно: я описал ночной бой советских и фашистских захватчиков.

Кто первый оценил ваши стихи? Не скромничали показывать?

– Мама, конечно. Я у нее собезьянничал. (Улыбается.) Она в силу того, что была учительница русского языка и литературы, всё рифмовала для школьных стенгазет и школьных спектаклей. И я очень быстро оказался под ее влиянием. И начал писать сам.

То есть сыграли свою роль гены?

– Ну не могу сказать, что это дар. Но я набил руку у нее. Это да.

Как учились в школе? Какие предметы нравились?

– В школе я очень любил математику. И был одним из лучших математиков в старших классах. Я начинал учиться в неполной средней, проучился до седьмого класса. А серьезно начал заниматься математикой в другой школе. Первая школа была в Калужской области, а последние три класса я заканчивал в Туркмении в русской школе в городе Ташауз, там очень серьезно увлекся математикой. И потом очень колебался, куда мне идти: по гуманитарной части либо по математической.

И все же вы выбрали Московский государственный пединститут, факультет филологии, отправились оттачивать мастерство писателя?

– Мастерство сначала нужно было набрать. Но я уже в те годы писал. И стихи сочинял и так далее. И перевесило это желание.

Кто научил играть на гитаре?

– Тетка, родная тетка моя, Наталья Валентиновна Всесвятская. Показала мне несколько аккордов. И вот я главным образом ими и пользуюсь. Это уже было в институте.

Ночные серенады под гитару девушкам исполняли под окном?

– Нет, вы знаете, я в институте все же не очень много песен сочинил. А кому я их пел?.. Ну не девушкам. И сказать, что тем самым завоевывал сердца, как многие знакомые мне барды, не могу. Я если и завоевывал сердца, то не этим.

Обучаясь в вузе, приходилось участвовать в студенческих литературных конкурсах, побеждали?

– Да, время от времени участвовал. Но не так много. В школе – все время. А когда стал сам преподавать, то я только этим и занимался. Для постановок и школьных вечеров я сочинял кучу песен.

Не все могут писать на заказ. Всегда ли вас посещает вдохновение по требованию?

– Безусловно, нужно вдохновение. На заказ писали очень многие люди. Весь Моцарт написан на заказ. И ничего. Когда художественная задача становится понятной, она и вызывает вдохновение, но только в том случае, если она интересна тебе.

И не было такого заказа, который бы не вызвал вдохновение?

– У меня был заказ, который не был принят. Мне до сих пор нравятся многие тексты. Был такой новогодний фильм «Чародеи» по мотивам книжки «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, вот я туда написал 13 текстов, и ни один не был принят, но они мне все нравятся. Я половину из них опубликовал в одном своем сборничке.

Вы автор более 500 песен и для кино, и для спектаклей. Это всё – ваши дети. А любимчики есть?

– Да, конечно! Я люблю петь песни Остапа Бендера, песни из «Бумбараша». Список очень большой, есть штук 40 песен, которые я очень люблю петь.

У вас отличное чувство юмора. Даже как-то Владимир Путин это отметил в своей поздравительной открытке вам в честь 70-летия: «Вас по праву считают талантливым писателем, автором замечательных литературных произведений. Но настоящую известность принесли вам стихи и песни. Их знают и любят за искренность и глубину, тонкое чувство юмора и особую, доверительную, ироничную интонацию». В жизни вы, наверняка, тоже много шутите? Любите смеяться? Вас считают душой любой компании?

– Я не из тех, кто душа компании. Но с чувством юмора очень даже неплохо дела обстоят.

А над вами шутят?

– Конечно, конечно, шутят! Но, правда, зло надо мной не шутили никогда, а подшучивали, сколько угодно. И я не обижаюсь.

Вы – романтик?

– Скорей всего, да. По-моему, это вообще неотъемлемая часть любого поэта, а я как раз к этому сословию и принадлежу.

В 70-е годы вы писали под псевдонимом Ю. Михайлов. Почему был выбран именно такой псевдоним? Чем вам оказалась интересной эта фамилия, что в ней такого притягательного или запоминающегося?

– Почему Михайлов? Это была совершенная импровизация. Я тогда сочинял песни для «Недоросля», и мы с режиссером условились, что раз мне нельзя публиковаться под своим подлинным именем на афише, надо придумать псевдоним. Однажды он уезжал из Москвы, когда мы вспомнили об этом. Я его провожал, шел рядом с вагоном, который уже двинулся. И мы наскоро решали, какую взять фамилию. И пошел: Иванов, Петров, Сидоров. И через Семенова мы наткнулись на Михайлова. На нем и остановились, потому что все перечисленные имена уже были в литературе, а Михайлова мы не нашли.

Вам приходится много путешествовать. Путешествовать нравится?

– На самом деле я не так много путешествую, как кажется. Но иногда бывает. Например, в этом году импресарио мне устроил целую поездку по Америке с песнями. Я этим и занимаюсь: встречаюсь с почитателями, с любителями моих песен, слушателями, читателями. Это та же самая публика: все наши советские бывшие люди, которые эмигрировали.

Чем занимаетесь во время путешествия? Отдыхаете, наблюдаете за попутчиками или пишете стихи?

– Главным образом, если есть время, читаю. Читаю целую кучу книг. Иногда я что-то беру для развлечения, либо хорошие детективы, как правило иностранные детективы, или это бывает серьезная литература.

Сейчас вы больше живете в Израиле или в России?

– И там, и там живу. Но в России все же больше.

А где сейчас, на ваш взгляд, живется спокойнее? Где вам больше нравится?

– Везде по-разному. Если говорить о комфорте, о социальном, и продовольственном, то… хм, чуть не сказал, разумеется, в Израиле, но я такого не скажу. Я не испытываю дискомфорта такого же в Москве. Но как бы это выразиться?.. В Москве все время ходишь с чувством тревоги, а там этого чувства нет совершенно. И в Израиль я уезжаю совсем скоро на месяц.

Сколько языков знаете?

– Один, русский.

А заграницей тоже на русском? И даже когда переехали в Израиль, вам не пришлось дополнительно заниматься с репетитором?

– В Израиле так много наших людей! И среди них есть мои друзья, которые в очень редких случаях, когда мне приходится изъясняться с каким-нибудь чиновником или с кем-то еще, мне помогают. Но это бывает очень редко. Больше всего они мне помогли, когда я оформлялся. Вот там надо было ходить, заполнять анкеты. А что касается уплаты налогов, все это осуществляется автоматически. А к врачам я хожу к русскоязычным. С репетитором дополнительно не занимался, мне это не нужно было.

Где бываете в Израиле? Как там у вас складывается жизнь?

– Люблю бывать в Израиле, можете так и написать! (Смеется.) Очень люблю с приятелем ездить на Мертвое море. Там есть одно чудное место, куда мы любим ездить. Куда мы чаще всего и ездим. Люблю заезжать в Хайфу. Там тоже есть знакомые, друзья. Как-то не очень удалось побывать в Тель-Авиве. Но я завсегдатай театра тамошнего, которым командует один ученик Гончарова, московский режиссер.

Чем занимаетесь? Новые интересы появились?

– В Израиле я выступаю время от времени. И это больше всего домашние концерты, не в залах, в залах очень редко. Публика, конечно, там очень быстро исчерпывается. Там живет миллион наших граждан. Из них тысяч пять – любители бардовской песни. Но вот обслужить пять тысяч за 10 лет можно раз десять. (Смеется.) Сейчас я по большей части работаю в Москве и все время сочиняю песни для спектаклей и фильмов, какие попадаются.

И один из ваших заказов – это песни для мюзикла «Обыкновенное чудо»?

– Да, этот замысел принадлежит Алексею Иващенко, бывшему продюсеру и автору мюзикла «Норд-ост», трагическая судьба которого всем хорошо известна. Он два года назад занялся мюзиклом «Обыкновенно чудо». Он и попросил меня пополнить «песенную» шкатулку, что мы с Геннадием Гладковым и проделали. Когда-то я сочинил шесть песен для фильма. Сейчас еще 16. У нас распелся и Король, и Принцесса, и Медведь. Все запели. Но пока этот спектакль находится в финансовом болоте, и его судьба неизвестна.

Ну, быть может, с мюзиклом случится самое обыкновенное чудо, и все образуется?! Юлий Черсанович, у меня складывается впечатление, что вы оптимист. Ваше жизненное кредо?

– Не формулировал отдельно никакого кредо для себя, но в самом общем виде: делай свое дело и будь, что будет. Как кто-то уже сказал до меня.

Ваши интересы, пристрастия меняются с течением времени или постоянны и любимы на все времена и нравы?

– Я, как занимался сочинительством, так и продолжаю этим заниматься, совершенствоваться по мере вещей. Тут, как говорится, горизонты самые обширные. Что касается мыслей, то, конечно, мы меняемся. Появляются новые. Ведь время меняется. И оно становится одновременно и тревожным, и интересным, и опасным, и увлекательным в любом случае. И мы меняемся. Поэтому на те новости, которые возникают вокруг, ты реагируешь, и возникают самые разнообразные мысли по этому поводу и песни.

Праздники любите?

– Сейчас скажу. (Задумывается.) Я больше всего люблю лето. Куда-нибудь поехать. А еще Новый год люблю. Новый год я полюбил встречать с Губерманом, который изображает Деда Мороза, а я Снегурочку. И вот мы с ним веселимся на Новый год. Но это происходит нечасто…

А семейная традиция есть?

– Семейная традиция самая главная – это обсуждать, что будет завтра на завтрак! Я люблю глазунью с колбасой, а моя жена все время настаивает на манной каше.

И кто побеждает в итоге?

– Как правило, она – шесть дней в неделю, а на седьмой – все-таки я.

Часто видитесь с дочкой, с родственниками? Они же москвичи? Скучаете по ним?

– Стараюсь, как можно чаще видеться. Моей дочери тридцать восемь лет, и у нее трое детей. И как только удается поехать, я, конечно, еду к ним.

Ваши внуки не собираются пойти по вашим стопам?

– Старшая внучка учится на втором курсе Государственного гуманитарного университета на историко-филологическом факультете. Пока еще про «стопу» она не думает, но в школе она активно участвовала в школьном театре. И пела пенсии под гитару, и дедушкин репертуар знает очень хорошо. Что касается остальных, то средняя внучка учится во втором классе. А внук еще готовится в первый пойти. Но конечно, когда бардовские вечера с участием семей возникают, то все они что-нибудь исполняют. Конечно, песенки мои они знают и поют. Я думаю, у старшей внучки литературное будущее, конечно, будет.

А вы в детстве о чем мечтали?

– Я всю жизнь мечтал быть литератором. Я в седьмом классе баловался литературой и в это время уже выпускал рукописный журнал со своими иллюстрациями и своими стихами. В этом мне помогал мой приятель-ровесник. А в институте я планировал уже всю свою жизнь быть литератором-редактором хорошего литературного журнала или литератором-автором. И я думал, что из меня получится неплохой, серьезный поэт, стихотворец песен, ведь я тогда уже сочинял. А потом Камчатка и художественная самодеятельность все перебила, и я пошел в театр.

Счастливы в своей профессии?

– Я доволен. Слово «счастье» слишком сильное. Я доволен. У меня что-то да получилось.

Современная молодежь редко ходит на концерты бардов, у нее новые, другие интересы. Что вам в ней нравится, что – нет? Хотелось бы в зрительном зале видеть побольше молодых лиц?

– Сегодняшняя молодежь очень разная. Во многом она похожа и на нас. Но есть и нечто другое. Хотя те, с кем я знаком, очень напоминают нас. Только если мы интересовались бардовской песней, то они больше интересуются, допустим, роком, и у них есть пристрастия в этой области, где барды не занимают первое место. Хотя есть и такие, кто приходит и на наши концерты. Теперешняя молодежь очень разная, но в целом, я думаю, такая, как и мы.

Сегодня многие авторы работают с помощью компьютера, а вы по-прежнему набираете тексты на печатной машинке?

– Я, к сожалению, в дремучей деревне. Как-то так получилось, что у меня дома стоит пять машинок, все работают, и я никак не могу переключиться на компьютер. Тем более компьютером владеет моя дочь и моя жена, которые в случае чего садятся и быстро все это делают. Есть такая возможность. Так что мне неохотно учиться.

Когда молодые авторы говорят о тех мэтрах, чье влияние они испытали на себе, как правило, упоминаются многие известные имена, в том числе и ваше. А сами вы испытывали на себе чье-либо влияние?

– Да, конечно. На меня, главным образом, повлияла матушка моя. А затем мой институт, конечно. Там есть круг лиц, которые оказали на меня влияние. Это мои однокурсники, мои товарищи по институту – Юрий Визбор, Петр Фоменко. Это те имена, которые для меня дорогого стоят.

Кинопесня – одна из ваших стихий. Что вы думаете о современном российском кино? Поступают ли предложения о сотрудничестве? Участвуете ли в телепроектах, литературных вечерах?

–В кино я в последнее время совсем не работаю. Исключением является мультфильм Гарри Бардина «Гадкий утенок», куда я написал восемь текстов. И это пока все, что у меня в кино. В отличие от 70-80-х годов, когда я был довольно часто востребован. Сейчас нет. В телевизионных передачах я участвую время от времени, но далеко нечасто. Я не завсегдатай телевизионного или радиоэфира. Но появляюсь иногда. В телевизоре не было ни одного литературного вечера, в котором бы я участвовал, если не считать «Белого попугая», в котором все же несколько раз бывал.

Есть разница между бардом-шестидесятником Ю. Михайловым и сегодняшним профессионалом Юлием Кимом?

– Принципиальной – нет. Решаю те же художественные задачи, что возникали в 60-70-е годы, но умения все-таки стало побольше и мышления драматургического больше сейчас, чем было тогда.

Что вы считаете своим лучшим достижением?

– Свою работу с композиторами Дашкевичем и Гладковым. В фильмах «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «12 стульев» и «Дом, который построил Свифт». Вот те работы, которые я очень люблю. А что касается драматургии, то у меня есть две детские сказки, которые хорошо идут по театрам России. И я ими очень доволен. Одна называется «Иван Царевич» или «Три Ивана» – это второе его название. Другая – «Кто царевну поцелует, или Чудеса на змеином болоте». Там есть мысль, живое развитие действий, живые персонажи, нестандартные, то, что мне больше всего нравится в драматургии.

Чему учат ваши произведения?

– Как писал Некрасов: «Разумному, доброму, вечному…»... (Улыбается.)

Мария ЯГОДИНА
Фото: Фото с сайта Ogoniok.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления