Развлечения

«Чацкий» своими словами

В театре «Манекен» премьера. На сцене спектакль «Чацкий» по пьесе Анны Яблонской, погибшей в январе 2011 во время теракта в аэропорту Домодедово. Постановку осуществил художественный руководитель «Манекена», заслуженный артист России Юрий Бобков (версия «

В театре «Манекен» премьера. На сцене спектакль «Чацкий» по пьесе Анны Яблонской, погибшей в январе 2011 во время теракта в аэропорту Домодедово. Постановку осуществил художественный руководитель «Манекена», заслуженный артист России Юрий Бобков (версия «Манекена» носит название «Чацкий-Камчатский»). Пьеса Анны Яблонской в 2010 году участвовала в пятом международном конкурсе «Свободный театр» и вошла, по итогам и мнению жюри, в шорт-лист наиболее талантливых пьес.

Один в один

В спектакле занята в основном молодая часть труппы. В нем есть элементы мюзикла: герои танцуют и поют. Творение Александра Грибоедова предельно адаптировано к реалиям сегодняшнего дня и вкусам типичного современного зрителя. Пьеса обильно приправлена ненормативной лексикой и фактами из жизни современных сильных мира сего. Именно обсценная лексика в пьесе вызвала неоднозначную реакцию театральной общественности: о спектакле спорили еще задолго до его появления на сцене.

Посмотрев «Чацкого-Камчатского», лишний раз убеждаешься: Грибоедов – гений. Ситуация просто один в один! И охватывает священный ужас: в России ничего не изменилось за два века!

Молодой человек (роль Чацкого исполняет актер Алексей Бутин) жил и учился за счет папы-министра за границей. Набрался там разных вольностей, поменял в корне представления о жизни, проникся чужим менталитетом. И вот он возвращается в отечество. Что его здесь ждет? Да ничего хорошего. Тотальное вранье, безграничная жадность, особо циничный разврат, коррупция в неслыханных размерах… Он сталкивается с чиновниками, утверждающими, что строить карьеру следует не умом и трудолюбием, а лестью и связями. Вдобавок девушка, которую Чацкий в мыслях считал невестой (Софья – актриса Анастасия Сорокина), давно к нему охладела, влюбившись в Молчалина (Дмитрий Чуфистов), пресс-секретаря ее отца Фамусова. У Грибоедова последний, помнится, чуть ли не генерал-губернатор. У Яблонской «скромнее» – олигарх, собирающийся в депутаты.

Фамусов в классическом варианте – «верный сын» Английского клуба, здесь – член партии, преданный «поклонник» влиятельного полковника Сергея Сергеевича Скалозуба (Сергей Овинов). Ради сохранения собственного статуса и дальнейшего продвижения, а, проще говоря, ради «бабла» (как изъясняются в пьесе) Фамусов готов на любую нелепость и ложь. Например, он пафосно врет, что обожает животных и якобы содержит в целях благотворительности приют для бездомных собак, а на деле… к собакам он абсолютно равнодушен.

Какие там животные, забота о всеобщем благе... Все помыслы Фамусова только о себе любимом. Максимум – о своей семье в лице дочери Софьи. У дочери, кстати, потребности все возрастают. А как иначе, ведь она – на игле. Правда, отец узнает об этой беде последним и, удостоверившись, восклицает, указывая на Софью: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!» Но кто знает, забота ли о здоровье и жизни дочери движет им в этот момент или тревога о собственных рейтингах, которые, конечно, упадут, лишь только возносимый на словах и презираемый на деле электорат узнает о пристрастиях его дочери.

Попутно Фамусов азартно волочится за молоденькой служанкой Лизой (Ксения Соснина), считая такой стиль поведения некоей доблестью. Бодрящийся старичок, как видно, гордится своей прытью… Как это узнаваемо, сколь часто подобное явление встречается в жизни среди обладателей денежных средств, считающих себя хозяевами жизни и даже не сомневающихся, что теперь им можно купить все что угодно… Ну хоть ориентация у него стандартная. А вот Скалозуб пошел дальше: в силу новомодных веяний он придерживается нетрадиционной ориентации.

Однако оставим сексуальные предпочтения героев. Ближе к сути. Чацкий как инопланетянин среди этой публики, более ассоциирующейся со стадом (на дискотеке в доме Фамусова, по режиссерской задумке, фоном звучат звуки передвигающегося стада: хрюканье, мычание, блеяние). Окружающие воспринимают Чацкого как инородное тело. Он попадает в зоопарк и – ошеломлен. Как жить среди таких? Подстраиваться под них, перенимать их стиль поведения, манеры, опыт, опускаться до их уровня? Но это значит сделаться таким же, как они. А Чацкий не хочет быть сволочью! Это звучит в пьесе прямым текстом. Поэтому: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» и, в конечном итоге: «Вон из Москвы!»

Ради любви

Кстати, только благодаря трактовке Яблонской (и «Манекена» конечно же), я поняла, почему столь стремительно покидает Москву Чацкий. Раньше мне казалось, что он просто трус, не желающий потрудиться на благо России-матушки, дабы хоть что-то изменить в ней к лучшему, но считает ниже своего достоинства снизойти до ее сермяжной правды (а ведь мог бы: он получил образование очень высокого уровня, а значит у него большие возможности). Этакий эстет… А на самом-то деле, он просто «не хочет становиться сволочью», как все они.

Ему лучше бы, конечно, выждать время, сдержаться, денег заработать... Но соперник кажется Чацкому слишком жалким, окружение Фамусовых вызывает у него не просто сарказм и иронию, как у классика Грибоедова, а, в нашем случае, – откровенный ужас. Словно попал в серпентарий и один на один с ползающими гадами (кстати, костюмы у представителей фамусовского общества в спектакле из тканей, напоминающих змеиные шкуры). Однако умных и ироничных насмешников, не желающих ходить строем, не стремящихся петь в унисон, у нас выживают и не любят. Так что Чацкий поплатился сполна – невестой, репутацией (его в данном случае объявляют наркоманом), всеобщим презрением, полным одиночеством. Он даже чуть не попал в тюрьму! Но это так, для острастки.

Правда, в том и другом случае (и у Грибоедова, и у Яблонской), авторы несколько идеализируют степень просвещенности заграничной элиты. Там тоже хватает проблем. Только теперь, в сравнении с жизнью сегодняшней Москвы, я смогла представить, какое впечатление в свое время пьеса Грибоедова произвела на москвичей начала XIX века. И «Манекен» в этом контексте выглядит не менее героически, поскольку не отступил от своих намерений и осуществил постановку пьесы, несмотря ни на какие внешние обстоятельства (в виде политической конъюнктуры, к примеру).

В постановке использованы не только пьеса Яблонской и первоисточник («Горе от ума»), в ткань спектакля вплетены факты жизни Грибоедова: цитируются его письма к жене, некоторые факты биографии драматурга приписываются главному герою. Это не насмешка над великим автором, повергающая в шок (так казалось некоторым зрителям, которые в гневе и недоумении со спектакля уходили), а, напротив, глубокое понимание темы и проявление уважения к автору идеи.

Кстати, для «Манекена» пьесы, адаптированные к современности – не редкость. Например, «Коварство и любовь» Шиллера (в постановке Анатолия Морозова), полна намеков на Германию времен Третьего рейха.

«Аня сказала нам всем своей смертью: люди, перестаньте быть скотами и убивать друг друга. Жить надо ради любви!» – утверждают друзья Анны Яблонской. Вот только сможем ли мы следовать этим словам?

Фото: Фото предоставлено театром «Манекен»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления