Через два часа, проведенных за ресторанным столиком, невольно начинаешь терять ориентацию (в хорошем, конечно, смысле!). На выходе меня чуть-чуть заносит налево, и я оказываюсь перед дверью с надписью «Гардероб». Захожу. Опа! Здесь явно что-то не то... Куда меня занесло?
Оказалось, что «Гардероб» – это не место для хранения одежды, а выставка какого-то художника. Интересно, кто это решил «нарисоваться» в заведении, куда приходят отнюдь не в поисках духовной пищи?
А вот и наш герой. Художник с испачканными краской руками, в кепочке а-ля Бендер – личность весьма экзотическая. Он выставил в ресторане несколько десятков весьма странных работ, которые скромно подписал неким загадочным словом – BERNINI.
Впрочем, все просто. BERNINI – это Берсенев Игорь Николаевич, внук известного златоустовского художника-гравера Геннадия Михайловича Берсенева. Художник расписывал золотом шашки и сабли, которые дарили на юбилеи советским партийным вождям и полководцам. Приходилось Берсеневу-деду гравировать и меч министру обороны СССР маршалу Антону Андреевичу Гречко, и саблю для генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Так что известен был златоустовский гравер на всю необъятную страну. А вот внук по его стопам не пошел. Почему?
«А терпения не хватает!» – честно отвечает Игорь. – «Я, если не закончу работу за 20 минут, интерес у меня к ней затухает. Не просто откладываю «картинку», а выбрасываю ее напрочь...» Муки творчества Берсеневу не свойственны: «Я не мучаюсь. Я – наслаждаюсь!»
Некоторые говорят, что художник начинает заниматься какими-то творческими изысками, если «нормальную» картину изобразить не может. (Об этом еще в одном из своих рассказов классик российской литературы Александр Иванович Куприн писал). Рисовал в свое время Берсенев маслом и портреты, и пейзажи, и часовню на Саяно-Шушенской ГЭС расписывал. А потом его понесло...
Сейчас рисует Берсенев масляной краской на керамике и бумаге. Черным – по белому. Впервые под псевдонимом BERNINI дебютировал в 2008-м году с монохромной выставкой «Вторжение». Что отмечали критики? «Это пища для интеллектуалов, получающих наслаждение от расшифровки знаков и явлений, помещенных в каждую картину». Не каждому, мол, дано постичь творческий замысел художника. Возможно, что так оно и есть...
Не знаю, то ли от лени, чтобы рамки не делать, то ли по другой причине, стал Берсенев делать свои рисунки на тарелках. Есть на такой тарелке, мне думается, не очень приятно (кажется, что металлом пахнет), а вот разместить в современном интерьере можно. Как говорит современная молодежь, прикольно!
В социальных сетях BERNINI так определил свой статус – «Конструктор размышлений». Перед каждой выставленной работой Игорь Николаевич ставит тяжелый стул. Ибо зритель, впервые увидевшие его работы, наверняка подумает, что художник с дуба рухнул. Работы Берсенева – это некий упорядоченный хаос. Словно побывал человек на свалке или в каком-нибудь цехе по обработке металла, собрал стружки и обрезки металла и перемешал их. Смотришь – голова кружится, так что стул как раз кстати!
Пришел я после этого головокружения на выставку BERNINI второй раз. А со мной, скажем так, весьма состоятельный человек, который решил приобщиться к высокому искусству, и, возможно, прикупить кое-что для интерьера. С собой он, кроме меня, взял члена Союза художников России, который должен был вынести вердикт, стоящие ли это вещи или фигня полная? Походили они по выставке, посидели на стульях перед работами Берсенева, и «олигарх» бросил на консультанта вопросительный взгляд: «Можно брать?». Художник о художнике хорошее слово скажет редко. Консультант и не сказал. Он кивнул: «Можно». И далее, чтобы показать свою компетентность, дал какое-что сложное и не понятное для моего ума определение жанру, в котором работает BERNINI.
Действительно, как назвать этот художественный жанр? Да какая разница! Мой знакомый фотограф придумал для коллег забавную классификацию. В ней есть три разряда: первый – те, кто фоткает, второй – те, кто снимает, третий – те, кто фотографирует. У Берсенева по этому поводу тоже есть свои мысли: «Кто-то рисует, кто-то пишет. А я – изображаю!»
Посмотришь на то, что изобразил BERNINI, и мозги плавятся. Что, впрочем, иногда и полезно...