Сергей Бабкин не в первый раз приезжает в наш город с концертом, но в этом году Челябинск стал одним из принимающих городов особого, юбилейного турне. В честь своего десятилетия полный состав группы гастролирует по 14 городам России. За день до концерта музыканты собрались в «Манекене» на специальной пресс-конференции.
– У вас остались какие-то впечатления от города, успели что-то посмотреть или только с поезда сошли?
Ефим Чупахин: Мы приехали вчера, сегодня успели его немного посмотреть. Ещё и завтра посмотрим – мы целых три дня будем в Челябинске. Пока нам всё нравится, особенно парк Гагарина. Сейчас он особенно красив – весь рыжий, осенний.
Станислав Кононов: Прошлись по ночному Челябинску − живые, всё в порядке. А то ходит слава, будто город у вас «суровый».
Сергей Бабкин: Хорошо в Челябинске.
– В таких долгих путешествиях по городам что на вас больше всего производит впечатление?
Снежана Бабкина: Откуда берутся силы играть столько концертов. (Улыбается.)
Ефим Чупахин: Но они берутся! Ночные переезды по пятьсот километров в автобусе. Один раз спали всего четыре часа, приехали и сыграли классный концерт. Люди, города и атмосфера места заряжают... Бывает, приезжаешь на гастроли и думаешь, что все «сурово», но с Челябинском все не так. Сейчас здесь тепло. А ведь тур начинался с настоящей холодной осени. Поэтому наш барабанщик Константин всегда на готове – видите, в свитере с капюшончиком. (Улыбается.)
Станислав Кононов: Впечатления? Вот я, например, встретился со старым другом, с которым не виделся восемь лет. Отличное впечатление. А концерты бывают хорошими, бывают плохими.
– А в чём для вас отличие между хорошим концертом и плохим?
Станислав Кононов: После плохого – плохо, а после хорошего – хорошо
– Как сделать, чтобы концерт стал хорошим?
Сергей Бабкин: Стараться, стараться и ещё раз стараться. Играть хорошо. Делать все, что зависит от тебя.
Станислав Кононов: Но зависит все не только от тебя, еще от аппаратчика, от того, какой звук.
Сергей Бабкин: Всё равно от тебя всё зависит. Хоть глухой аппарат, хоть зритель в плохом настроении – твоя задача сделать так, чтобы все было хорошо.
– Во время тура вы сочиняете новую музыку? Появляются в поездках песни для нового альбома?
Сергей Бабкин: Конечно, просто придумывается что-то, не обязательно целый альбом. Просто музыка, просто слова. Сел с гитарой, подумал, поиграл. Может быть, через пять лет ты возьмёшь текст и скажешь: «О, классная штука», либо вовсе сотрешь его и забудешь.
– Рок-группы – это sex, drugs & rock'n'roll. Как у вас с этим обстоят дела?
Сергей Бабкин: Ну, секс у нас с супругой есть! («А у нас нет», – пошутила вся остальная команда.) «Драгса» нет, а рок-н-ролл есть. Всё отлично. И без «драгса» живем.
Ефим Чупахин: Мы недавно в автобусе шутили: едем на очередной концерт, по карманам «Арбидол», сиропчики разные распиханы... (Все смеются.) Приболели мы просто!
– Когда приезжаете в разные города, то на что интересно обращать внимание? Какие есть отличия, какие схожие моменты?
Сергей Бабкин: Схожие − вокзал, гостиница, микроавтобус, площадка.
Снежана Бабкина: В каждом городе ходим в музыкальные магазины.
Станислав Кононов: Недавно купил таким образом себе новую гитару. Приметил в интернет-магазине Telecaster, но не стал покупать сразу. Хотел послушать, посмотреть. И вот представился случай сделать это через некоторое время. Тогда у нас был концерт в Киеве, зашел в какой-то музыкальный магазин, но денег на инструмент не было. Попросил ребят скинуться – они отдали почти все деньги, и на вокзал мы в итоге шли пешком – на такси уже ничего не осталось. Зато гитара была у меня. Я ее очень люблю.
Сергей Бабкин: Я играю на гитаре, которую один человек нашёл в Америке. Она просто стояла на улице. Недолго думая, он взял ее и привез в Харьков. Отдал своему другу, у которого она без дела пылилась в квартире. Мои друзья знали об этом, решили скинуться и купить ее для меня. Сделали отличный подарок на день рождения.
– При записи песен у вас есть ощущение, что вот эта станет хитом, а эта – нет?
Сергей Бабкин: Зачастую – да. С другой стороны, если бы мы больше слушались сердца – было бы больше точечных попаданий. Думаем, конечно, выделяем песни из общего числа, которые могут стать хитами. Но это совсем не означает, что мы выкидываем из этого ряда другие.
– Поэтому сложно, наверное, отбирать список песен для концерта? По какому принципу вы это делаете?
Станислав Кононов: Просто очень много хороших песен. Последний список – это то, что нравится зрителям и лично нам. Просто случаются такие моменты: нам нравится играть одну песню, но понимаем, что зрителю хорошо бы услышать совсем другую. И наоборот тоже бывает.
Сергей Бабкин: Кто-то любит начинать с «мочилова», мы – наоборот. Выстраиваем драматургию: спокойное, нарастающее начало, затем всплеск и опять нарастание.
Станислав Кононов: Может быть, мы не до конца научились это делать, но иногда у нас отличные попадания бывают.
Игорь Фадеев: И попадает тоже вот так, что мы просто даже не просчитали, а так вышло. Случайность!
Станислав Кононов: То есть мы вот в этом вопросе не профессионалы. Профессиональная драматургия концерта – это выстраивание списка песен от зрителя. Нужно залезть в шкуру зрителя, понять, что нравится, и сделать так, как надо. И мы всё равно пытаемся, но до конца не получается. Музыканту вообще очень сложно залезть в шкуру слушателя, практически невозможно.
Сергей Бабкин: Одно дело – написать их на листе, другое дело – сыграть. Только тогда ты поймёшь, как составлен трек-лист. Со стороны вроде составили нормально, а сыграли все не так. Корректировки внесли – и вот уже и лучше стало.
Станислав Кононов: Многое зависит от зала. Если клуб, то можно что-то покрепче играть, если «сидячка» – помягче.
– Часто бывает, что концерт уходит в импровизацию? Или, к примеру, что-то приходится менять во время выступления?
Сергей Бабкин: В импровизацию? Нет, никогда. Если только на ходу поменять песни местами. Или просто выкинуть, не играть. Доходим до песни и понимаем – нет, она сейчас вообще ни к селу, ни к городу. Или играем ту, которой не было в списке вообще.
Ефим Чупахин: Поэтому иногда получается, что начинаем играть разные вещи. И все играют разные песни.
Сергей Бабкин: Так рождаются плохие песни и отправляются Стасу Михайлову. (Все смеются.)
– Где вам больше нравится играть – на больших площадках или маленьких?
Снежана Бабкина: У нас самый большой зал был в Харькове. Восемь тысяч пришло. И очень круто было. Но есть и маленькие, например на 200 человек, но концерты проходят ничуть не хуже.
Станислав Кононов: Просто важны ощущения. Если в зале «сидячка», то я лично играю более сдержанно, филигранно, а если клуб и маленькая сцена, то в этом тоже есть определённый кайф, потому что очень сильно чувствуется коллектив. Все рядом стоим, и тот звук, который мы слышим, – это звук практически с репетиции. У меня такое ощущение.
Ефим Чупахин: Энергетический контакт получается классным в клубе − люди прямо перед сценой. Лица, руки, улыбки − они прямо здесь, перед тобой. В отличие от сидячего зала, где впереди, между группой и зрителями, яма. Есть какая-то дистанция.
Сергей Бабкин: Смотря куда нас пригласят. Вот есть площадка на двести человек. Тогда уже смотришь на технические способности этой площадки, позволяют ли они привезти в этот клуб весь коллектив или только меня одного с гитарой. Такое тоже бывает.
Сергей Савенко: Это ещё от зрителя зависит. Потому что в клубе зритель всегда приходит «подготовленный». Но если ты смог раскачать сидячий зал, поднять их со своих мест – они дают тебе намного больше энергии, чем те же люди в клубе.
– Ваш тур юбилейный, в честь десятилетия группы. Можно ли какой-то вывод или итог подвести за это время?
Сергей Савенко: А это ещё не конец…
Сергей Бабкин: Много сыграно, услышано, пережито… Честно сказать? У меня ощущение такое, что ничего не произошло.
Снежана Бабкина: Десять лет назад не было группы.
Сергей Бабкин: Да, десять лет назад мы были вдвоём с Серёжей Савенко, жили в одной квартире. С тех пор нас стало больше...
Сергей Савенко: – Мы как семья, появляются дети. (Все смеются.)
Сергей Бабкин: Делиться теперь больше надо. Конечно, десять лет – это большой отрезок жизни. Очень многое поменялось – и развелись, и поженились, дети родились, группа собралась, очень много альбомов вышло. Но если брать творческую часть, я говорю про себя, то не знаю, как-то не пробилось ничего. Ну выстрелит когда-нибудь. Я просто ищу-ищу, у меня вечный поиск, который меня не удовлетворяет, я ещё не нашёл того, что искал.
– Но идеи есть?
Сергей Бабкин: Идей много, но не факт, что они это то, что надо. Нужно их воплотить и посмотреть.
Ефим Чупахин: Классно, что ты такое сказал. Мне нравятся люди, которые говорят, что чего бы они не достигли, им все еще недостаточно. Иногда смотришь на какого-то дядьку, такого супергероя: записи на лейблах, всё замечательно, туры в Европу. Ты к нему приходишь, спрашиваешь − «Ну что там, как?», а он сидит на стульчике и такой: «Ой, да ещё столько делать надо». Ты смотришь на него и понимаешь – а где же ты?
Сергей Бабкин: Творческий человек не может быть по определению доволен. Это его двигатель, это его моторчик, иначе он всё, будет просто сидеть с гитарой.
Музыкант Сергей Бабкин родился 7 ноября 1978 года в городе Харькове. В 2000 году он стал основателем и участником группы 5’nizza совместно с Андреем Запорожцем, а 1 ноября 2004 года вышел его дебютный сольный альбом «УРА!». В 2007-м 5’nizza распадается, и Бабкин сосредотачивается на разных проектах, в том числе и на игре в кино, концертных выступлениях собственного коллектива. Состав группы: Сергей Бабкин (вокал, гитара), Сергей Савенко (духовые), Константин Шепеленко (ударные) Игорь Фадеев (бас-гитара), Станислав Кононов (гитара), Ефим Чупахин (клавишные). Снежана Бабкина является директором группы.
Фото: Григорий Сотников