Сегодня театр-студия «Манекен» показывает пьесу Даниила Хармса «Старуха» в постановке Алексея Андросова.
Триллер советских 30-х появился в репертуаре студии-театра «Манекен». Даниил Хармс писал повесть «Старуха» в свое голодное время: его тогда уже обвиняли в антисоветской деятельности, нигде не печатали и на долгое время автор оказался на задворках русской литературы. В театральной среде постперестроечных времен Хармса реабилитировали и, более того, стали доказывать, что писатель сценичен, сюжетен и интересен зрителю, а абсурдность текстов так и вовсе дает свободу трактовки.
Молодой режиссер Алексей Андросов с командой не стал разбирать материал в поисках субъективных смыслов. Напротив собрал ритмически современную конструкцию, добротную и увлекательную.
Главный герой спектакля (здесь велик шанс, что это сам Хармс) на появление живого трупа реагирует просто: «Что с ним делать?» и «Как бы кто не увидел?!». Большой чемодан решает большие вопросы, но высыпает из себя множество мелких. Возникает соседка, которая испытывает убогое влечение к герою, за тонкой стенкой кипящий чайник машиниста – пролетария дает понять: поезд тронулся, а старуха еще тут, но уже в кресле.
Дальше: улица, магазин, влюбленность. После: водка, собутыльник, разговоры о боге. Атака отовсюду, а сил дать отпор хватает лишь на мальчишек за окном (да и тот – выдумка казней).
Персонажи спектакля – яркие, утрированные: условный чайник свистит еще громче, музыка и монологи становятся патетичнее, все начинает сочиться… Да только сок ли это?
Это потом, после спектакля, ты начинаешь сопоставлять, искать параллели с оригиналом. Думаешь о замысле, что-то примеряешь на себя. Но это не так важно. Спектакль, равно как и Хармс, и поэтичен, и романтичен, и весь такой настоящий, русский, сумасшедший.
Актеры: Алексей Андросов, Николай Брежинский, Анастасия Сорокина, Радик Рябков, Валерия Головченко, Станислав Антонов, Александр Рогов, Иван Коротышёв, Денис Семёнов, Евгений Соболев