Галерея современного искусства «ОкNо» открывает выставку Марины Шумаковой. Марина – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории искусства ЧелГУ. Два года назад стала заниматься фотографией. Имея художественный background (основу), уже в первых своих работах решает чисто эстетические задачи. Она снимает фактурные поверхности (серии «Охра» и «Глина», 2013), обращая непритязательный материал в одушевленные рельефы романтического пейзажа; листву, камни, крылатые семена клена, сосновые иглы и создает один из лучших своих циклов – черно-белые «Календы» (2013).
Марина долгое время преподает историю искусств в университете. Искушение живописью склоняет ее порой к поискам тех же эффектов, каких добивались голландцы XVII века, передавая сочную сердцевину экзотического фрукта или блеск начищенной медной посуды в полутьме комнаты («Гранаты», 2014, серия «Метатексты», 2014), или французские импрессионисты XIX века, моделируя поверхность своих прудов, рек и заливов («Импрессионизм», 2014, «Знаки на воде», 2014).
Но что удается Марине Шумаковой лучше всего, так это находить места, где свет играет сам по себе. Места, где его безудержная и непредсказуемая фантазия воплощается в пространства и фигуры, предметно неописуемые, но обладающие таким музыкальным ритмом и таким чистым сияющим цветом, что они сами по себе превосходят любое красноречие. Попытка обозначить словами эти образы (Passions, 2012, «Серебристое», 2013) – всего лишь забота о зрителе, деликатное указание на возможный вход в абстрактное световое пространство. Таковые ее серии, представленные на выставке: «Одинокие фигуры», «Лед», «Витраж», «Свет».
Essentia в переводе с латинского означает «сущность», что вполне подходит к фотографиям Марины Шумаковой, преследующим сущность вещей, выявляемую свободным светом.