В сентябре мы с друзьями решили отдохнуть на Средиземном море. Решение приняли однозначно – летим на Кипр! Однако тут же возникли сомнения: допустим, на Кипр мы улетим, а вот вернемся ли обратно? Как говорится, это еще не факт! Дело в том, что в это время по телевизору показывали наших соотечественников, ставших заложниками обстоятельств, возникших в связи с банкротством известных в стране туроператоров – «Лабиринт», «Нева», «Роза ветров» и так далее.
В Челябинске несколько сотен туристических фирм. Не повторится ли ситуация? Что делать? Обращаться в проверенную компанию с безупречной репутацией. Мы так и сделали – купили путевку в туристическом бюро «Спутник». Прекрасно отдохнули, благополучно вернулись и до сих пор делимся с друзьями своими впечатлениями. А сейчас я предлагаю вам свою беседу с генеральным директором туристической компании «Спутник» Людмилой Мосиной. Поговорим о нелегкой ситуации, возникшей на туристическом рынке, а заодно и узнаем, что хорошего нас ждет впереди…
– Людмила, я вас знаю… лет 30. Поэтому не буду просить отвечать на мои вопросы, положив руку на сердце. И все-таки скажите честно: как идут дела в «Спутнике», какое настроение у директора?
– Я оптимистка. Но не настолько, чтобы лететь в пропасть с закрытыми глазами и кричать: «Все хорошо!» Ситуацию нужно оценивать трезво. Отвечаю, глядя тебе в глаза: настроение нормальное, проблемы есть, но они решаются, как говорится, в рабочем порядке. Да, некоторый спад был. По сравнению с прошлым годом число туристов выезжающих за рубеж, которые обслуживает наша компания, уменьшилось на 8%. Особенно нелегко нам приходилось в последние два месяца, но зато прирост по туристам, выезжающим по России, составил 30%. В «Спутнике» мы не сократили ни одного человека; кто заслужил – по итогам года получит премию, в январе–феврале сотрудники, как обычно, пойдут в отпуска. Запас прочности есть. В перспективе (надеюсь, что это случится примерно в мае) все встанет на свои места. Я говорю: «Все будет хорошо!» И это не заклинание, это уверенность в будущем.
– В чем выражается этот запас прочности?
– В нашем опыте, в репутации, в правильной стратегии туристического бизнеса. Это не какие-то там отвлеченные понятия. Что такое репутация? Мы, например, аккредитованы в 18 консульствах, а получить аккредитацию – это значит пройти тщательную проверку по многим показателям. Получить кредит доверия у иностранных партнеров очень непросто, даже если имеешь хорошую «кредитную историю» в солидном банке...
– Я вижу, что к вам постоянно приезжают гости – генеральный консул Венгрии в Екатеринбурге Шандор Молнари, сотрудники консульств Чехии, Финляндии...
– Не скажу, что работать с живыми людьми проще, чем с документами, но такое сотрудничество укрепляет доверие, и со временем приносит определенные дивиденды. Конкуренция на туристическом рынке жесткая. Тем не менее в этом году челябинский «Спутник» выиграл 12 аукционов по бронированию отелей, железнодорожных и авиабилетов. А кому дают бронь? Только надежным, проверенным компаниям.
– В чем заключается стратегия компании «Спутник»?
– Смотреть в будущее. Даже если ситуация складывается так, что все силы и время занимает решение текущих проблем. Мы, например, всегда развивали российское направление туризма. Хотя скептиков было немало, особенно после кризисов 1998 и 2008 годов: мол, порядка в нашей стране не было, и не будет, так что нужно делать ставку на зарубежку. Мы не только расширяли географию туристических поездок по стране, лечебного и оздоровительного отдыха, но и вкладывали в это деньги. Например, купили два комфортабельных автобуса для междугородних перевозок за 12 и 15 миллионов. Для нас это большие деньги. Зато сейчас эти автобусы возят наши туристов по Уралу, в Казань, Москву, Санкт-Петербург, в Анапу. Сейчас туристической рынок частично замкнулся на внутренние маршруты. И что же? Нам перестраиваться не нужно, мы к этому оказались готовы, так как всегда придерживались лозунга «Будущее за Россией!». Или я не права?
– Я согласен. Однако в нашей стране, в отличие, например, от Китая, до сих пор не создана программа по поддержке местного туризма...
– В Китае была принята программа по развитию национального туризма сроком на пять лет. Все это время китайцев возили по их необъятной стране, знакомили с памятниками культуры, а затем открыли путь за пределы Поднебесной. Один из самых популярных маршрутов – Россия. (Нам это покажется странным, но китайцам нравится в нашей стране чистый воздух и здоровая еда.) Что касается нашего государства, оно еще так и не создало механизм для регулирования туристического рынка. При этом в последнее время при государственных структурах создаются коммерческие (!) предприятия, которые будут заниматься туристической деятельностью. Вполне вероятно, что руководители таких предприятий будут использовать административный ресурс. Меня, честно говоря, это очень настораживает...
– При этом, если возникает форс-мажорная ситуация, государство, как правило, умывает руки, как, например, случилось во время краха столичных туристических фирм – ни один турист, «загоравший» в иностранных аэропортах, не был вывезен самолетами МЧС. Выкручивались как могли...
– В Госдуме рассматривается вопрос о перечислении туроператорами за каждого туриста по 100 рублей. Эти деньги перечисляются в резервный фонд. Кажется, невелика сумма, но, например, только «Натали Турс» обслуживает 900 тысяч туристов в год. Это 90 миллионов рублей! А ведь это не единственный крупный туроператор. И данный резервный фонд будет использован только на компенсации туристам – я думаю, это правильно
– А у меня такой вопрос: «Лабиринт», «Нева» и прочие туроператоры предлагали нереально низкие цены. Людмила Михайловна, не было соблазна работать с этими «прогоревшими» конторами?
– Никогда. Ни с одним из этих туроператоров мы не имели договорных отношений. Ко мне приходили, скажем так, не очень воспитанные люди, которые говорили: «В «Лабиринте» тур на троих стоит 30 тысяч, а у вас – 60! Ну вы и цены заряжаете!» Я хорошо знаю туристический рынок, кто и чего на нем стоит. В принципе необязательно быть хорошим аналитиком, чтобы понять, что здесь что-то нечисто. Платежи в этих фирмах проходили не через банки, а через платежные терминалы: куда на самом деле ушли деньги, проследить было невозможно. Можно предположить, что эти деньги где-то прокручивались. А в итоге все получилось как в банальной финансовой пирамиде, которая мгновенно рухнула. Увы, сколько ни повторяй поговорку о бесплатном сыре, но желающие полезть в мышеловку всегда найдутся.
– Как вам удается держать невысокие цены?
– «Спутник» – одна из немногих компаний, которая имеет прямой доступ к международным программам, являясь членом Ассоциации воздушного транспорта – IATA. Так что бронировать билеты на регулярные рейсы, лоукостеры по всему миру мы можем без посредников. Мы также работаем в международных системах бронирования туристических услуг, отелей, аренды авто и т. д. – Travco (Европа) и Destination of the World (Восток). Все это позволяет избежать различных накруток.
– После зимней Олимпиады ходят многочисленные слухи про Сочи. Так или иначе интерес к этому курорту растет. Что скажете по этому поводу?
– В 2000 году мы создали с сочинцами предприятие, специализирующееся на санаторно-курортном обслуживании. Так что в Сочи наших туристов ждут и готовы обслужить по полной программе. Вас встретят тепло и радостно – свои все-таки люди!
– Что пожелаем челябинцам к Новому году?
– Не паниковать! Сейчас народ бросился в магазины покупать машины, холодильники, телевизоры, драгоценности – значит, не так уж плохо мы жили! Денег еще заработаем. Главное – сохранить оптимизм, согласие в семье, любить и заботиться о своих близких. Желаю здоровья вашим родителям, они живой пример стойкости, трудолюбия, верности и любви к своей Родине. Все трудности мы переживем. Все преодолеем. И конечно, заслуженно отдохнем. «Спутник» всегда с вами!
Туристическая компания «Спутник»,
пр. Ленина, 61б;
тел.: 265-13-77;
группа «ВКонтакте».